Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

26.09.2013 | Антон Евстратов

Долгожданный «Бушер»: символ сотрудничества Ирана и России

В начале недели иранская сторона получила от российских специалистов контроль над первым энергоблоком атомной электростанции «Бушер». Значение реализации данного проекта сложно переоценить, ведь «Бушер» не только первая атомная электростанция в Иране, но и первая и единственная АЭС на всем Ближнем Востоке.

Вне всякого сомнения, АЭС, расположенная в 18 километрах от города Бушер, уже сейчас, после пуска 1-го блока, способная дать 7 миллиардов киловатт-часов в иранскую энергосеть – событие для иранской экономики исключительное. Впервые строительство данной станции началось еще во времена шаха Мохаммада Резы Пехлеви, в 1975 году. Тогда строительство осуществляла немецкая компания Krartwerk Union AG, являвшаяся филиалом известного гиганта Siemens. Случившаяся четыре года спустя Исламская Революция отбросила реализацию проекта назад на 17 лет – лишь в 1992 году Иран заключил соглашение с Российской Федерацией. В 1995 году стороны договорились о возведении первого энергоблока, а в 2001 году Россия начала поставки в Иран необходимого оборудования. В 2010 году произошел первый пуск реактора АЭС «Бушер». На мероприятии присутствовали инспекторы МАГАТЭ, уже тогда подозревавшие Исламскую Республику в не совсем мирном характере ее ядерной программы. А летом текущего года первый энергоблок электростанции заработал на полную мощность.

Однако немецким, иранским и российским специалистам, на строительство АЭС в Бушере потребовалось 37 лет. Столь долгий срок ожидания несколько омрачил праздничное настроение иранцев от ввода в строй первого энергоблока. Примечательно, что ряд представителей деловых кругов Исламской Республики в открытую ставит промедление в вину именно России, несмотря на то, что российские специалисты приступили к строительству лишь совсем недавно. Более того, долгое строительство «Бушера» частично бросило тень на все российское оборудование, которое могло бы быть поставлено в ИРИ. Автор данного материала лично имел возможность слышать негативные оценки российской продукции - только по аналогии с якобы не слишком удачно сделанным бушерским реактором.

Вместе с тем, от услуг российских специалистов Исламская Республика Иран отказываться не спешит. Мало того, что они будут еще 2 года, согласно гарантийным обязательствам, обслуживать первый энергоблок АЭС «Бушер», они, возможно, останутся там и на более долгий срок. Дело в том, что уже сейчас планируется начало строительство второго энергоблока, которое невозможно без персонала из России.

Летом текущего года появилась информация о готовящемся новом соглашении между Тегераном и Москвой, которое предполагает строительство новой атомной электростанции. Впрочем, о подробностях данной сделки сейчас известно крайне мало. Важно, тем не менее, то, что Иран, несмотря на некоторый негатив в свете строительства «Бушера», все же надеется именно на российского производителя атомных технологий и не собирается отказываться от сотрудничества.

Вне всяких сомнений, здесь присутствует и сугубо прагматический резон – на данный момент, пожалуй, никто, кроме Москвы не готов сотрудничать по данному вопросу с находящимся под действием экономических санкций Ираном.

Между тем, частично возведенная электростанция в Бушере является полностью «легальной» с точки зрения МАГАТЭ, ООН и всего мирового сообщества. Строительство АЭС осуществлялось под контролем специалистов МАГАТЭ. Предусмотрена даже последующая реализация отработанного ядерного топлива. Согласно протоколам, подписанным в 2005 году, оно должно передаваться Российской Федерации. Даже в последние годы, в условиях наиболее мощного прессинга в отношении Исламской Республики со стороны США и их союзников, АЭС «Бушер» никогда не вызывал у политиков этих стран нареканий.

Электростанция «Бушер» имеет исключительную важность для иранской электроэнергетики и всей стремительно растущей экономики страны. Однако не лишним будет напомнить и то, какое значение контракт на ее постройку имел для Российской Федерации. К середине 90-х гг. прошлого века атомная отрасль экономики нашей страны оказалась в состоянии глубокого кризиса. Специалисты не получали зарплаты на протяжении месяцев, самые предприимчивые из них переезжали на Запад, а строительство АЭС в стране прекратилось. Фактически, подписание миллиардного контракта с Ираном на строительство электростанции в Бушере стало поворотным моментом, одним из основных этапов в спасении российской атомной промышленности.

Кроме чисто экономических, нельзя не отметить и политические последствия строительства АЭС. Во-первых, единственная атомная электростанция на Ближнем Востоке имеет как для её владельца (Ирана), так и для «архитектора» (России) исключительный демонстрационный эффект в регионе. И, во-вторых, перед лицом экономических санкций Запада и его политического давления в отношении ИРИ, АЭС выглядит своеобразным символом наличия у этой страны не только влиятельного, но и надежного партнера.

Антон Евстратов – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net