Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

21.10.2013 | Марина Войтенко

Проверено - мины есть

Октябрь 2013 года уже вполне можно назвать временем откровений, когда сложные грандиозные замыслы переводятся на язык сильно упрощенных решений. В такую картину сложились, на первый взгляд, совсем уже разнородные элементы мозаики – от технологии получения доступа к госуслугам через интернет, пополнения региональных и местных бюджетов за счет введения налога на недвижимость вместо налогов на имущество и землю, систематизации кадастрового учета до оптимизации и повышения эффективности пенсионной системы.

Напомним, Единый портал госуслуг, призванный снизить коррупционную емкость процесса и затраты россиян (как денежные, так и временные), был создан в рамках выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия /2002-2010 годы/» и начал свою работу в конце 2009-го. Тогда на сайте была размещена информация о более чем 100 федеральных и 250 региональных госуслугах. На следующем этапе развития системы усилия властей были направлены на повышение количества услуг, предоставляемых в электронном виде. В настоящее время их анонсированное количество увеличилось до более чем 34 тысяч: 945 федеральных, свыше 11 тысяч региональных и 21 тысяч муниципальных. В соответствии с ФЦП «Информационное общество (2011–2020 годы)» все они должны были стать доступными к 2014 году.Однако проведенный Минэкономразвития в августе-2013 мониторинг федеральной составляющей показал, что работающая кнопка «получить услугу» оказалась только у 250 их видов. При этом в конце лета менее трети из них позволяли пользователю после формирования запроса отправить его, и лишь 32 услуги обеспечивали получение результата также в электронном виде. В целом доля корректной и актуальной информации о порядке предоставления госуслуг на едином портале составляет 47,5% для федеральных и 54% для региональных услуг. Техническая же возможность подать заявление через портал реализована пока только для 11,3% федеральных услуг и 16,9% региональных, тогда как, согласно постановлению правительства, она должна быть реализована для всех.

Кроме того, как отмечают в Минкомсвязи, размещенную на портале информацию практически невозможно найти через поисковые системы, не налажено информирование граждан о текущем статусе получения услуги. Несмотря на требования законодательства, значительное число востребованных госуслуг не представлены на портале и доступны в электронной форме только через официальные сайты органов власти или специализированных операторов. Все это требует многократных регистраций и предоставления одних и тех же персональных данных различным операторам.

Информированность населения о возможности записаться к врачу, получить паспорт и т.д. с помощью «удаленного доступа» тоже оставляет желать лучшего. Согласно результатам опроса ВЦИОМ, о портале «Госуслуги» знают только 17% граждан России, 42% опрошенных «что-то слышали о нем» и еще 41% респондентов впервые узнали о сайте от социологов, проводящих исследование. Не удивительно, что по состоянию на лето 2013 года на едином портале было зарегистрировано лишь 4,2% россиян.Между тем, объем средств, направляемых на программу «электронного правительства, впечатляет. В 2011 году на поддержку работы сайта госуслуг было потрачено свыше 217 млн. рублей, в 2013-м – 450 млн. Кроме того, на развитие мобильной версии портала дополнительно выделено 70 млн. рублей, на обеспечение перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде – еще 700 млн. рублей.

Тем не менее, желаемого результата достигнуть не удается. В Минкомсвязи уверены, что «установленные указом президента индикаторы, в частности, получение к 2018 году 70% населения госуслуг в электронном виде, недостижимы при сохранении текущей динамики».

Опубликованная на минувшей неделе для общественного обсуждения «Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде», подготовленная Минэкономразвития и Минкомсвязи, предусматривает, что после реформирования на Едином портале можно будет получить только около двадцати наиболее популярных услуг, о прочих – получить исчерпывающую информацию, а приоритетом станет повышение качества системы. Вот только возникает вопрос – каким образом удастся решить одну из главных проблем – слабое межведомственное взаимодействие, которое, даже по официальной оценке, и стало главным тормозом в работе «электронного правительства».Еще один яркий пример постоянных «недоделок» и «несостыковок» – уже около десяти лет обсуждающийся налог на недвижимость, базой для которого станет кадастровая (близкая к рыночной), а не инвентаризационная (как в настоящее время) стоимость зданий (включая жилые) и земли. Сроки его введения неоднократно сдвигались, начиная с 2004 года. Одна из последних версий предполагала, что новое фискальное правило заработает в ряде наиболее подготовленных регионов уже со следующего года, остальным дадут время до 1 января 2018-го. В конце минувшей недели стало известно, что введение единого налога для физических лиц опять перенесено на один и два года соответственно (на 2015 и 2020 годы).

Связано это, прежде всего, с замечаниями со стороны администрации президента РФ. В частности, речь идет о льготах для отдельных категорий граждан, которые не действуют в отношении налога на имущество физлиц в настоящее время. В заключении Государственно-правового управления Президента РФ отмечается, что предложенный Минфином законопроект заметно увеличивает налоговую нагрузку на граждан, что может повлечь рост социальной напряженности. Так как немалая часть россиян получили квартиры в собственность в порядке приватизации и не имеют доходов, достаточных для уплаты налога исходя из кадастровой стоимости. По оценкам Федеральной налоговой службы, в случае если внесенный в Госдуму в августе-2013 соответствующий законопроект будет принят, налоговая нагрузка на граждан может вырасти в среднем вдвое-втрое.

Чтобы избежать такого развития ситуации, ГПУ рекомендует полностью освободить от налога льготные категории граждан, в число которых предлагает включить и военнослужащих. Для остальных собственников вместо предусмотренных проектом закона 20 кв. метров необлагаемого вычета его планка должна быть на уровне норматива на одного человека (30-45 кв. м), который законодательно еще даже не закреплен. Кроме замечаний социального характера, в документе ГПУ подчеркивается и фактическая неготовность к сбору налога из-за отсутствия полного кадастра объектов недвижимости, пригодного для расчета налоговой базы. Как заявил президент Владимир Путин на заседании Госсовета 1 октября, в 2006-2012 годах на создание кадастра было направлено 42 млрд бюджетных рублей – однако до ума его так и не довели. По оценкам ФНС, государство не владеет информацией о правообладателях около 40% объектов недвижимости. При этом введение налога могло бы увеличить его сборы в казну регионов в 5,63 раза.

Согласно же расчетам аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU», потери региональных бюджетов из-за 40% «неучтенных» собственников могут составлять 45 млрд руб. ежегодно.В российском экспертном сообществе в последние недели все чаще вспоминают известную шутку, что члены правительства отличаются от саперов тем, что ошибаются много чаще, причем без видимых последствий. Решения, принятые в минувший четверг по страховым пенсиям, похоже станут еще одной наглядной иллюстрацией.

В новой пенсионной формуле, на первый взгляд, немало плюсов: заметно меньше становится уравниловка, размер средств, получаемых из ПФР по завершению трудовой деятельности по возрасту, зависит непосредственно от стажа (порог входа в систему составляет 15 лет) и заработной платы, получаемой «в белую» (ее потолок, с которого уплачиваются страховые взносы, к 2021 году поднимется до 1 млн. рублей или до 2,3 средней зарплаты по стране). Поощряется более поздний добровольный выход на пенсию (для мужчин в 65 лет коэффициент составит 1,45, в 70 лет – 2,32).

В итоге к 2030 году средняя пенсия превысит прожиточный минимум пенсионера в 2,5 раза и достигнет (в сегодняшних ценах) примерно 15 тыс. рублей (сейчас – почти 10 тысяч). Дефицит страховой пенсионной системы, как ожидается, снизится с 2,2% до 1,8% ВВП.

На этом, впрочем, весь пафос объявленной пенсионной реформы и заканчивается. Начинается же растущая настороженность бизнеса и экспертного сообщества. Во-первых, очевиден рост по сути налоговой нагрузки на работодателей без каких-либо компенсаций. К примеру, за работающих пенсионеров все равно придется платить страховые взносы, но пересчета их пенсий происходить не будет. И это помимо того, что предельная база для начисления взносов будет «плавно» расти. То, что первым естественным последствием этого окажется торможение зарплат (и, прежде всего, «белых»), «отцов-реформаторов», по-видимому, волнует далеко не в первую очередь.

Второе основание для озабоченности еще более фундаментально. Денежные обязательства государства по сути заменяются баллами и коэффициентами, что делает всю систему сильно непрозрачной. Как можно рассчитать застрахованному лицу будущую пенсию, когда денежный эквивалент накопленных баллов будет зависеть от трансфертов бюджета в ПФР, сами трансферты от методик, а методики от правительства. Предполагается, что размерность баллов будет устанавливаться ежегодно с 1 апреля. Содержательно саркастического наполнения у этой знаменательной даты, очевидно, заметно прибавится.

Эксперты уже посчитали, что пенсии «в ручном режиме» с учетом индексации на инфляцию по новой формуле окажутся лишь ниже, чем по существующей. В Центре стратегических разработок строго математически доказали, что, например, в 2023-м годовой прирост страховой части окажется на 11,3% ниже, чем при нынешнем порядке. Дальше эта разница будет только возрастать. Причем в том, что прирост взносов (то есть приток живых денег) в систему происходит быстрее, чем индексация стоимости балла. В результате «цены» начисленных баллов и назначенных к выплате разные – первые выше вторых.

В такую ловушку попадают все, кто намерен продолжить трудовую деятельность после достижения пенсионного возраста: число накопленных баллов в системе в целом растет быстрее, чем доходы ПФР. Получается парадокс – чем дольше работаешь, тем меньше стоит твой балл. К тому же (опять-таки чистая математика) отложенная на пять лет пенсия полностью вернется гражданину лишь через 10 лет, как раз к 75-летнему юбилею.

Третье опасение касается самой сути реформы, задуманной для повышения финансовой устойчивости ПФР, пущенной под откос в 2010 году повышением пенсии на 44% (в несколько этапов). Судя по итогам заседания правительства 17 октября, решение не найдено. Минфин и Минтруд не согласовали даже количество целевых трансфертов из бюджета. Без убедительных объяснений остается и плановое сокращение почти вдвое трансфертов ПФР в трехлетке 2014-2016 годов против проектировок 2013-2015 годов. Откуда возьмутся дополнительные доходы (244 млрд. рублей, забираемых из накопительной системы явно недостаточно) не ясно. Можно предположить, что будет задействован суверенный ФНБ. Но тогда возникает и закономерный вопрос – а зачем вообще эта реформа, все более напоминающая «тришкин кафтан», если только для того, чтобы, изловчившись, не повышать официальный пенсионный возраст, то становится как-то грустно.

Приведенные выше примеры объединяет одна общая, далеко не безобидная черта: идеи, казавшиеся адекватными ответами на вызовы времени в самом начале замысла и требовавшие создания довольно сложных современных регулятивных систем управления рисками, по мере их реализации упрощаются почти до имитации необходимых решений. В итоге вместо скрупулезного «вытачивания» недостающих деталей на гора выдается поток сырых бумаг, которые на деле оказываются минами замедленного действия. Подобный самообман может обернуться регрессом. Перехитрить можно самих себя, но не экономику.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net