Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

22.10.2013 | Михаил Агаджанян

Россия–Ирак: первым делом вертолёты

Анонсированная осенью прошлого года крупная оружейная сделка между Россией и Ираком приняла практический вид. В конце прошлой недели появились сообщения о начале поставок в арабскую страну первой партии российской военной техники.

Резонанс контракту Москвы и Багдада все последние месяцы придавал ряд факторов. Во-первых, изначально озвученный объём сделки в $4,2 млрд. Суммы подобных разовых соглашений были характерны для военно-технического сотрудничества России, например, с Индией и Китаем. Для ближневосточного сегмента экспортных поставок отечественного ОПК несколько миллиардов долларов одним контрактом было расценено как безусловный прорыв в российско-иракских отношениях. Правда, затем объёмы заметно поубавились. Ныне, как можно понять из скудных сообщений близких к властям источников, Багдад решил ограничиться закупкой авиационной и противовоздушной техники, хотя ранее говорилось также о наземных видах вооружений. 17 октября советник премьер-министра Ирака Али аль-Мусави сообщил о старте поставок в страну вертолётов Ми-35 и Ми-28НЭ. Со слов советника, они нужны Багдаду для борьбы с террористической угрозой внутри этой по-прежнему нестабильной арабской страны. При этом доверенное лицо иракского премьера подчеркнуло сугубо оборонительный характер закупаемой у России техники. Наверное, именно этой принципиальной установкой иракских властей по защите страны от внутренних и внешних угроз обусловлены предположения (пока только предположения) о последующих закупках Багдадом и систем ПВО российского производства. Среди последних отмечаются комплексы «Панцирь-С1».

Другой фактор, придавший в своё время российско-иракской сделке резонансный характер, был связан с якобы обнаружившейся коррупционной подоплёкой. Через считанные недели после визита премьер-министра Ирака Нури аль-Малики в Москву в октябре прошлого года, по итогам которого оружейный контракт получил «путёвку» в медийное пространство, из Багдада прозвучали неожиданные заявления. Указанный выше советник аль-Мусави поделился с прессой подозрениями Багдада в наличии коррупционных рисков по контракту с Москвой. И даже обмолвился о выходе его страны из предыдущих договорённостей с российской стороной. Антикоррупционный пыл иракцев был вскоре поумерен. Но не снял возможность аннуляции контракта. В начале 2013 года появлялись сообщения о расторжении соглашений. Однако в феврале руководство «Рособоронэкспорта» заявило, что контракт не отменён, он просто ещё не вступил в силу.

К весне текущего года стороны исключили из своего лексикона слова «аннуляция» и «коррупция», перейдя к постепенной реализации договоренностей. Свою позитивную роль для недопущения провала сделки сыграл факт высокой заинтересованности Багдада в российских вертолетах, а в перспективе, возможно, и системах ПВО. Пришёлся к месту также предложенный Москвой «бонус» на четыре дополнительные винтокрылые ударные машины к ранее оговоренной партии. Прибавка в 4 вертолёта не только довела общий объём поставки техники до 40 единиц МИ-35 и Ми-28НЭ, но и позволила, наконец, изъять из досье контракта некие коррупционные подозрения.

Немаловажное наблюдение от доведения общего числа вертолётов до четырёх десятков. Как известно, именно такой объём поставленных зарубежному заказчику машин позволяет в дальнейшем (а иногда и параллельно) поднять вопрос о создании на территории партнёра сервисного центра по обслуживанию и ремонту вертолётной техники.

Ещё одним фактором, преследовавшим все последние месяцы оружейную сделку Москвы и Багдада, стало участие российской компании «Газпромнефть» в разработке перспективных месторождений в Иракском Курдистане. Для центрального правительства Ирака это было (и в целом остаётся таковым) большим раздражителем. Любую деятельность курдов на севере страны по выстраиванию самостоятельного курса с зарубежными энергокомпаниями, в Багдаде считают поползновением на свои властные прерогативы. У «Газпромнефти» заключены контракты не только по перспективным месторождениям «сепаратистского» региона, но и на территории остального Ирака. Российская компания участвует в трёх проектах в автономном регионе с общими извлекаемыми запасами не менее 670,5 млн. баррелей нефтяного эквивалента. Компания планирует вложить в проекты в Иракском Курдистане около $1 млрд. При этом «Газпромнефть» работает и с центральным правительством Ирака: на правах оператора проекта компания входит в иностранный консорциум, добывающий нефть на месторождении Бадра.

Не стоит исключать, что Багдад пошёл на заключение крупной оружейной сделки с Москвой, не в последнюю очередь, преследуя цель отвлечь российские компании от тесных связей с иракскими курдами. Это лишь гипотеза, хотя и претендующая на объективность . У Москвы, в свою очередь, также есть свои аргументы, позволяющие нейтрализовать подозрения Багдада в ведении дел за его спиной и в обход его интересов. Данные аргументы в последнее время могут получить более развёрнутый характер, учитывающий реалии в отношениях правительства аль-Малики с внешним миром.

Выведя свои боевые части из Ирака к концу 2011 года, американцы сразу перешли на рельсы преимущественной поддержки регионального правительства курдов со столицей в Эрбиле. Если вновь обратиться к «вертолётной теме», то подобная поддержка нашла свои проявления и в этом вопросе. В конце прошлого месяца стало известно о размещённом региональным правительством курдов заказе на приобретение 14 лёгких вертолётов производства американской компании «MD Helicopters». Машины планируется использовать для нужд местных сил безопасности и медицинской эвакуации. Предположительно вертолёты будут переданы в отряды вооружённых сил Иракского Курдистана − Пешмерга.

Багдад может быть спокоен в отношении Москвы хотя бы в той части, что в ближайшем будущем военно-техническое сотрудничество с иракскими курдами не значится во внешней повестке россиян на Ближнем и Среднем Востоке. А по вопросам более равномерного распределения инвестиций зарубежных энергокомпаний на иракском рынке всегда можно договориться.

США частично пересмотрели свое отношение к правительству аль-Малики. Из Вашингтона идут скрытые сигналы о крайне неодобрительном отношении к тесным контактам на правительственном уровне между Багдадом и Тегераном. В свою очередь, по самолюбию иракцев бьёт их отстранённость от актуальных ближневосточных процессов, пребывание в роли перспективной «ближневосточной баррели», но никак не влиятельной силы в хронически нестабильном регионе. На пике разговоров об ударе США по Сирии, опасность которых была отведена российской инициативой по химическому разоружению сирийцев, иракцы вспомнили о своих мирных предложениях. В августе премьер-министр Ирака предложил план политического урегулирования в Сирии, предусматривающий полное прекращение огня, отказ от финансирования и поставок оружия сторонам конфликта, выдворение из страны иностранных наёмников, принуждение сторон конфликта к мирным переговорам под контролем ООН вплоть до выборов и передачи власти. Но здравые инициативы иракцев не удостоились серьёзного внимания со стороны США.

Текущий момент способствует сближению России и Ирака на отдельных треках их двусторонних отношений. Хотя Москве вновь, по большому счёту, нечего предложить одной из ближневосточных стран, кроме своей продукции военного назначения и участия своих компаний в разработке нефтегазовых месторождений, и в этих вопросах ей необходимо набирать максимально возможное количество политических очков.Михаил Агаджанян – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net