Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

02.12.2013 | Марина Войтенко

Приключения налогов в России

Экономический новостной потокминувшей недели начался знаково: деловые СМИ вышли с заголовками, общий смыслкоторых укладывается в два слова «Путин передумал». Действительно, 25 ноября входе рабочей встречи с главой ФНС Михаилом Мишустиным Президент РФ поручилскорректировать уже внесенный им же в Госдуму законопроект, возвращающийправоохранительным органам (СКР) право возбуждать дела по налоговымпреступлениям без участия профильной службы. Теперь в проекте закона должнобыть установлено: СКР в обязательном порядке должен запрашивать мотивировочноезаключение  налоговых органов, еслинарушения ими не выявлены; следователи единолично возбудить дело не могут.

Детали еще предстоит проработать(причем самим налоговикам), но процесс уже запущен. По мнению комментаторов,очевидно, сыграла свою роль встревожено негативная позиция по сути дела всехведущих бизнес-объединений и их поддержка премьером Дмитрием Медведевым.Напомним, что компромиссный вариант поправок Владимир Путин получил от РСПП. Позамыслу авторов, снижение риска для предпринимателей достигается тем, что СКРполученные оперативные данные должен будет направить в ФНС с просьбой провестивыездную проверку. Налоговики обязаны уложиться в 15 дней, руководитель ФНСможет продлить срок еще на 15 дней. В проверках, инициированных СКР, обязаныучаствовать следователи. Копия заключения по результатам направляется вСледственный комитет. При несогласии с решением представители последнего могутобращаться в вышестоящий налоговый орган. Поправки также предусматривают, чтодело не возбуждается, если в установленные сроки (их еще предстоит определить)виновные возвращают всю сумму, доначисленную по акту проверки.

Споры между всеми заинтересованнымисторонами, естественно, разгораются с новой силой. В СКР, к примеру, уверены,что первоначальный смысл законопроекта существенно выхолащивается. Оппоненты жеполагают, что тандем налоговиков и следователей на выездных проверках никакойпользы по делу не принесет, с таким же успехом СКР можно приглашать вхирургические отделения больниц. И, тем не менее, при всех «но» и пониманиисложности предстоящего поиска баланса интересов бизнес в целом «выдохнул» соблегчением.

Одновременно возникли и вопросы – ав самом деле так ли уж все безнадежно отвратительно со сбором налогов, чтовозникла железобетонная необходимость подстегивать его силовыми методами.Весьма примечательно, что данные самой ФНС свидетельствуют, скорее, обобратном.

В 2010-2012 годах темпы приростаналоговых поступлений в реальном выражении – 21,8% - заметно превысили рост ВВП– 12,7%. Несмотря на общее торможение экономической динамики, тенденция этапродолжается и в текущем году. В январе-октябре в консолидированный бюджетналогов собрано на 2,4% (221,5 млрд. рублей) больше, чем за аналогичный периодпрошлого года, в том числе в федеральную казну приток вырос на 2,6% (112,4млрд. рублей). И это при сокращении налогооблагаемой прибыли предприятий на 18%(и увеличении убытков в 1,6 раза) и прогнозируемом объеме вычетов по НДС в 1,5трлн. рублей (в 1,4 раза больше, чем в 2012 году) по инвестиционным проектам[1].

За счет налоговогоадминистрирования (повышения) собираемости удалось повысить поступления отимущественных налогов: на 18% от транспортного налога, на 12% - от земельного,на 29% - по налогу на имущество физлиц. На 11% (до 1936,3 млрд. рублей)приросли сборы от НДФЛ.

Как видим, ситуация вовсе неплачевная. Вполне результативна и практика досудебного урегулирования налоговыхспоров. За последние четыре года на треть (с 70 тыс. до 50 тыс.) сократилосьчисло ежегодных обращений налогоплательщиков в суды. Количество соответствующихдел в них уменьшилось в 2,5 раза (на 15-20% в год). При этом растут и доля дел,выигрываемых ФНС (в 2010 году – 40%, в 2013-ом – 70%), и суммы требований,рассмотренных в пользу налоговых органов (за 9 месяцев 2013 года они составили142 млрд. рублей – на 21,6 млрд. больше, чем в 2012-ом).

Не менее убедительны и данные повыездным проверкам, проводимым совместно с органами внутренних дел. Таковых задевять месяцев 2013 года было 4790 – на 12,5% больше, чем в январе-сентябре2012 года. По итогам доначисленно 118 млрд. рублей – на 47% выше прошлогоднегоуровня. Эффективность одной совместной проверки составила 25 млн. рублей. Длявозбуждения уголовных дел в первом полугодии передано 790 материалов, из них по163 эпизодам уже начато производство – по сравнению с 2012 годом рост в 3,7раза.

На фоне всей этой картинынастойчивость СКР на праве самостоятельно возбуждать уголовные дела поуклонению от налогов выглядит как явно избыточная инициатива с заниженным«коэффициентом экономического смысла», способная заметно притормозить прогрессв развитии российской налоговой системы.

Между тем, в текущем году РФ вналоговом рейтинге Doing Business вышла на 56-е место из 185-ти,перешагнув 8 ступеней, прежде всего, за счет улучшения администрирования. Так,российская модельная компания осуществляет семь налоговых платежей в год итратит на сдачу отчетности 177 часов (соответственно меньше на 20 платежей и 91час, чем в среднем по миру). 76% юридических лиц используют электронные каналысвязи с ФНС. Довольно комфортна и интенсивность налоговых проверок. Так, поданным опроса ТПП РФ, представленным в ноябре на Всероссийском налоговомфоруме, в 38% компаний они проводятся раз в три года, в 23% - каждые два года,31% переживает их ежегодно и только 8% - более одного раза в год.

Зато по уровню фискальной нагрузкиРоссия в аутсайдерах – на 143-ем месте с бременем в 50,7% от прибыли (считаютсяне только прямые налоги, но и нагрузка на фонд оплаты труда в виде обязательныхотчислений в страховые фонды). Увеличивать этот пресс уже дальше некуда. Однаковероятность такого развития событий по-прежнему отнюдь не низка. Помимо этогодействуют и другие факторы, усиливающие налоговые риски. Согласно опросу ТПП,для 30% компаний – это различное толкование законодательства налоговымиорганами и судами, еще для 18% - неточность или недостаточная разработанностьнормативных требований, на третьем месте (по 15% ответов) – неясность норм ичастые изменения налогового законодательства. Новые правила и стандартыбухучета (в том числе в части его сближения с налоговым учетом) – проблема для13% компаний. Еще 9% постоянно «напрягает» поток новаций в подзаконных актах.

На повышение качества налоговогокорпоративного риск-менеджмента направлена новая «дорожная карта»,подготовленная Агентством стратегических инициатив. К 2018 году бизнес на сдачуотчетности в среднем станет тратить 150 часов. С июня 2014 года предоставлятьее в электронной форме будут обязаны все компании с персоналом от 50 человек.Вводится запрет на повторный запрос госорганами документов, которые юрлицо ужепредоставляло в ФНС.

Отдельный блок предложений –взаимодействие налоговиков и бизнеса. Выведению их на новый уровень должнопослужить внедрение института «предварительного налогового разъяснения». Егосуть в следующем: если компания перед сложной сделкой консультируется с ФНС иучитывает ее рекомендации, то в дальнейшем претензии могут быть предъявленытолько в случае недостоверности или сознательного сокрытия информации. Сдекабря 2014 года предполагается ввести норму, позволяющую пользоватьсяналоговыми льготами с момента вступления в действие закона, ееустанавливающего, не дожидаясь подзаконных актов. Ожидается, что тем самымбудет стимулироваться существенно более тщательная проработка законопроектов.

Планируются также новые шаги посближению бухгалтерского и налогового учетов и упрощению документооборота.Например, рассматривать как достаточное основание для оформления любой сделкикупли-продажи наличие лишь счета-фактуры.

Последовательная реализация«дорожной карты», по мнению экспертов, безусловно, способна укрепить взаимноедоверие сторон на российском налоговом пространстве. Тем более что потребностьв этом по-прежнему остается и актуальной, и постоянной. Порой для новогонапряжения достаточно одной фразы, прозвучавшей «с самого верха». Будь-тоочередной призыв подумать о «налоге на роскошь» или, например, совершенносправедливая констатация – плоская шкала НДФЛ вводилась не на веки.

И вот уже прогрессия подоходногоналога вновь вовсю обсуждается различными инициативными группами всевозможныхпартийных оттенков. Как будто непонятно – чтобы это сделать, нужно как минимумостановить начатую пенсионную реформу, поскольку две прогрессивные шкалы (длястраховых взносов она уже действует и даже усиливается) экономика не выдержит.Так уж либо одно, либо другое.

Между тем, у укрепления налоговойбазы бюджетной системы есть немало других незадействованных и куда более многообещающихрезервов. Во-первых, это введение (постоянно откладываемое) нового единогоналога на недвижимость, взимаемого от кадастровой стоимости и способногозакрыть многомиллиардные дефициты бюджетов муниципальных образований.

Во-вторых, речь идет об инвентаризациии анализе эффективности всех действующих налоговых льгот, составивших, кпримеру, по итогам прошлого года 1,8 трлн. рублей (2,9% ВВП). Проблеманешуточная, так как из 128 существующих в законодательстве налоговыхпреференций экономический эффект от 117 вообще никак не рассчитывается (оценкаПредседателя Счетной палаты Татьяны Голиковой). Минфин намерен завершитьпроверку всего этого «хозяйства» в 2014 году, чтобы бюджетная трехлетка2015-2017 годов принималась с учетом основательной «зачистки» льгот. Оставлятьпредполагается лишь те, что дают реальную практическую отдачу. Не исключено,что придется возвращать в правовое поле и «хорошо забытое старое», напримеринвестиционные преференции по налогу на прибыль.

Наконец, третий ресурс – действия врамках принятого 5 сентября 2013 года на саммите «Большой двадцатки» вСанкт-Петербурге совместного плана по деоффшоризации глобальной экономики.Главное в нем – реализация принципа: налог на прибыль компания платит там, гдеее зарабатывает[2].

Одна из аксиом финансовой наукигласит: налоги – экономическая суть государства. Судя по новостям прошлойнедели, здравый смысл в нем иногда все-таки побеждает. Этих побед, впрочем,станет много больше, когда страна начнет планировать свои денежные икапитальные потоки вдолгую, на 15-20 лет и через стимулированиечастно-хозяйственной деятельности, как раз и призванной приносить основныедоходы, сгонять с себя лишний вес избыточных и неэффективных трат.

 

Марина Войтенко – экономическийобозреватель


[1] Речь идет о серьезнойпроблеме, поскольку действующее законодательство не позволяет детальноанализировать и четко прогнозировать налоговые вычеты по инвестиционнымпрограммам, которые длятся 5-10 лет. Вычеты накапливаются по ходу реализациипроекта и предъявляются после его сдачи. При этом нормативные сроки сплошь ирядом оказываются меньше фактических. В настоящее время это обстоятельствооказывается одним из самых узких мест налогового планирования. На минувшейнеделе сделан шаг по его «расшивке». Премьер Дмитрий Медведев подписалраспоряжение, обязующее 18 госкорпораций и госкомпаний предоставлятьналоговикам всю необходимую информацию о «факторах, влияющих на размеры вычетовиз НДС».

[2] Для этогопомимо уточнения в российском праве понятий «бенефициар» и «бенефициарноевладение» уже в 2014 году предполагается прописать в налоговом законодательствеинститут резидентства для юридических лиц, правило «контролируемых иностранныхкомпаний» и ряд других новаций.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net