Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

02.12.2013 | Марина Войтенко

Приключения налогов в России

Экономический новостной потокминувшей недели начался знаково: деловые СМИ вышли с заголовками, общий смыслкоторых укладывается в два слова «Путин передумал». Действительно, 25 ноября входе рабочей встречи с главой ФНС Михаилом Мишустиным Президент РФ поручилскорректировать уже внесенный им же в Госдуму законопроект, возвращающийправоохранительным органам (СКР) право возбуждать дела по налоговымпреступлениям без участия профильной службы. Теперь в проекте закона должнобыть установлено: СКР в обязательном порядке должен запрашивать мотивировочноезаключение  налоговых органов, еслинарушения ими не выявлены; следователи единолично возбудить дело не могут.

Детали еще предстоит проработать(причем самим налоговикам), но процесс уже запущен. По мнению комментаторов,очевидно, сыграла свою роль встревожено негативная позиция по сути дела всехведущих бизнес-объединений и их поддержка премьером Дмитрием Медведевым.Напомним, что компромиссный вариант поправок Владимир Путин получил от РСПП. Позамыслу авторов, снижение риска для предпринимателей достигается тем, что СКРполученные оперативные данные должен будет направить в ФНС с просьбой провестивыездную проверку. Налоговики обязаны уложиться в 15 дней, руководитель ФНСможет продлить срок еще на 15 дней. В проверках, инициированных СКР, обязаныучаствовать следователи. Копия заключения по результатам направляется вСледственный комитет. При несогласии с решением представители последнего могутобращаться в вышестоящий налоговый орган. Поправки также предусматривают, чтодело не возбуждается, если в установленные сроки (их еще предстоит определить)виновные возвращают всю сумму, доначисленную по акту проверки.

Споры между всеми заинтересованнымисторонами, естественно, разгораются с новой силой. В СКР, к примеру, уверены,что первоначальный смысл законопроекта существенно выхолащивается. Оппоненты жеполагают, что тандем налоговиков и следователей на выездных проверках никакойпользы по делу не принесет, с таким же успехом СКР можно приглашать вхирургические отделения больниц. И, тем не менее, при всех «но» и пониманиисложности предстоящего поиска баланса интересов бизнес в целом «выдохнул» соблегчением.

Одновременно возникли и вопросы – ав самом деле так ли уж все безнадежно отвратительно со сбором налогов, чтовозникла железобетонная необходимость подстегивать его силовыми методами.Весьма примечательно, что данные самой ФНС свидетельствуют, скорее, обобратном.

В 2010-2012 годах темпы приростаналоговых поступлений в реальном выражении – 21,8% - заметно превысили рост ВВП– 12,7%. Несмотря на общее торможение экономической динамики, тенденция этапродолжается и в текущем году. В январе-октябре в консолидированный бюджетналогов собрано на 2,4% (221,5 млрд. рублей) больше, чем за аналогичный периодпрошлого года, в том числе в федеральную казну приток вырос на 2,6% (112,4млрд. рублей). И это при сокращении налогооблагаемой прибыли предприятий на 18%(и увеличении убытков в 1,6 раза) и прогнозируемом объеме вычетов по НДС в 1,5трлн. рублей (в 1,4 раза больше, чем в 2012 году) по инвестиционным проектам[1].

За счет налоговогоадминистрирования (повышения) собираемости удалось повысить поступления отимущественных налогов: на 18% от транспортного налога, на 12% - от земельного,на 29% - по налогу на имущество физлиц. На 11% (до 1936,3 млрд. рублей)приросли сборы от НДФЛ.

Как видим, ситуация вовсе неплачевная. Вполне результативна и практика досудебного урегулирования налоговыхспоров. За последние четыре года на треть (с 70 тыс. до 50 тыс.) сократилосьчисло ежегодных обращений налогоплательщиков в суды. Количество соответствующихдел в них уменьшилось в 2,5 раза (на 15-20% в год). При этом растут и доля дел,выигрываемых ФНС (в 2010 году – 40%, в 2013-ом – 70%), и суммы требований,рассмотренных в пользу налоговых органов (за 9 месяцев 2013 года они составили142 млрд. рублей – на 21,6 млрд. больше, чем в 2012-ом).

Не менее убедительны и данные повыездным проверкам, проводимым совместно с органами внутренних дел. Таковых задевять месяцев 2013 года было 4790 – на 12,5% больше, чем в январе-сентябре2012 года. По итогам доначисленно 118 млрд. рублей – на 47% выше прошлогоднегоуровня. Эффективность одной совместной проверки составила 25 млн. рублей. Длявозбуждения уголовных дел в первом полугодии передано 790 материалов, из них по163 эпизодам уже начато производство – по сравнению с 2012 годом рост в 3,7раза.

На фоне всей этой картинынастойчивость СКР на праве самостоятельно возбуждать уголовные дела поуклонению от налогов выглядит как явно избыточная инициатива с заниженным«коэффициентом экономического смысла», способная заметно притормозить прогрессв развитии российской налоговой системы.

Между тем, в текущем году РФ вналоговом рейтинге Doing Business вышла на 56-е место из 185-ти,перешагнув 8 ступеней, прежде всего, за счет улучшения администрирования. Так,российская модельная компания осуществляет семь налоговых платежей в год итратит на сдачу отчетности 177 часов (соответственно меньше на 20 платежей и 91час, чем в среднем по миру). 76% юридических лиц используют электронные каналысвязи с ФНС. Довольно комфортна и интенсивность налоговых проверок. Так, поданным опроса ТПП РФ, представленным в ноябре на Всероссийском налоговомфоруме, в 38% компаний они проводятся раз в три года, в 23% - каждые два года,31% переживает их ежегодно и только 8% - более одного раза в год.

Зато по уровню фискальной нагрузкиРоссия в аутсайдерах – на 143-ем месте с бременем в 50,7% от прибыли (считаютсяне только прямые налоги, но и нагрузка на фонд оплаты труда в виде обязательныхотчислений в страховые фонды). Увеличивать этот пресс уже дальше некуда. Однаковероятность такого развития событий по-прежнему отнюдь не низка. Помимо этогодействуют и другие факторы, усиливающие налоговые риски. Согласно опросу ТПП,для 30% компаний – это различное толкование законодательства налоговымиорганами и судами, еще для 18% - неточность или недостаточная разработанностьнормативных требований, на третьем месте (по 15% ответов) – неясность норм ичастые изменения налогового законодательства. Новые правила и стандартыбухучета (в том числе в части его сближения с налоговым учетом) – проблема для13% компаний. Еще 9% постоянно «напрягает» поток новаций в подзаконных актах.

На повышение качества налоговогокорпоративного риск-менеджмента направлена новая «дорожная карта»,подготовленная Агентством стратегических инициатив. К 2018 году бизнес на сдачуотчетности в среднем станет тратить 150 часов. С июня 2014 года предоставлятьее в электронной форме будут обязаны все компании с персоналом от 50 человек.Вводится запрет на повторный запрос госорганами документов, которые юрлицо ужепредоставляло в ФНС.

Отдельный блок предложений –взаимодействие налоговиков и бизнеса. Выведению их на новый уровень должнопослужить внедрение института «предварительного налогового разъяснения». Егосуть в следующем: если компания перед сложной сделкой консультируется с ФНС иучитывает ее рекомендации, то в дальнейшем претензии могут быть предъявленытолько в случае недостоверности или сознательного сокрытия информации. Сдекабря 2014 года предполагается ввести норму, позволяющую пользоватьсяналоговыми льготами с момента вступления в действие закона, ееустанавливающего, не дожидаясь подзаконных актов. Ожидается, что тем самымбудет стимулироваться существенно более тщательная проработка законопроектов.

Планируются также новые шаги посближению бухгалтерского и налогового учетов и упрощению документооборота.Например, рассматривать как достаточное основание для оформления любой сделкикупли-продажи наличие лишь счета-фактуры.

Последовательная реализация«дорожной карты», по мнению экспертов, безусловно, способна укрепить взаимноедоверие сторон на российском налоговом пространстве. Тем более что потребностьв этом по-прежнему остается и актуальной, и постоянной. Порой для новогонапряжения достаточно одной фразы, прозвучавшей «с самого верха». Будь-тоочередной призыв подумать о «налоге на роскошь» или, например, совершенносправедливая констатация – плоская шкала НДФЛ вводилась не на веки.

И вот уже прогрессия подоходногоналога вновь вовсю обсуждается различными инициативными группами всевозможныхпартийных оттенков. Как будто непонятно – чтобы это сделать, нужно как минимумостановить начатую пенсионную реформу, поскольку две прогрессивные шкалы (длястраховых взносов она уже действует и даже усиливается) экономика не выдержит.Так уж либо одно, либо другое.

Между тем, у укрепления налоговойбазы бюджетной системы есть немало других незадействованных и куда более многообещающихрезервов. Во-первых, это введение (постоянно откладываемое) нового единогоналога на недвижимость, взимаемого от кадастровой стоимости и способногозакрыть многомиллиардные дефициты бюджетов муниципальных образований.

Во-вторых, речь идет об инвентаризациии анализе эффективности всех действующих налоговых льгот, составивших, кпримеру, по итогам прошлого года 1,8 трлн. рублей (2,9% ВВП). Проблеманешуточная, так как из 128 существующих в законодательстве налоговыхпреференций экономический эффект от 117 вообще никак не рассчитывается (оценкаПредседателя Счетной палаты Татьяны Голиковой). Минфин намерен завершитьпроверку всего этого «хозяйства» в 2014 году, чтобы бюджетная трехлетка2015-2017 годов принималась с учетом основательной «зачистки» льгот. Оставлятьпредполагается лишь те, что дают реальную практическую отдачу. Не исключено,что придется возвращать в правовое поле и «хорошо забытое старое», напримеринвестиционные преференции по налогу на прибыль.

Наконец, третий ресурс – действия врамках принятого 5 сентября 2013 года на саммите «Большой двадцатки» вСанкт-Петербурге совместного плана по деоффшоризации глобальной экономики.Главное в нем – реализация принципа: налог на прибыль компания платит там, гдеее зарабатывает[2].

Одна из аксиом финансовой наукигласит: налоги – экономическая суть государства. Судя по новостям прошлойнедели, здравый смысл в нем иногда все-таки побеждает. Этих побед, впрочем,станет много больше, когда страна начнет планировать свои денежные икапитальные потоки вдолгую, на 15-20 лет и через стимулированиечастно-хозяйственной деятельности, как раз и призванной приносить основныедоходы, сгонять с себя лишний вес избыточных и неэффективных трат.

 

Марина Войтенко – экономическийобозреватель


[1] Речь идет о серьезнойпроблеме, поскольку действующее законодательство не позволяет детальноанализировать и четко прогнозировать налоговые вычеты по инвестиционнымпрограммам, которые длятся 5-10 лет. Вычеты накапливаются по ходу реализациипроекта и предъявляются после его сдачи. При этом нормативные сроки сплошь ирядом оказываются меньше фактических. В настоящее время это обстоятельствооказывается одним из самых узких мест налогового планирования. На минувшейнеделе сделан шаг по его «расшивке». Премьер Дмитрий Медведев подписалраспоряжение, обязующее 18 госкорпораций и госкомпаний предоставлятьналоговикам всю необходимую информацию о «факторах, влияющих на размеры вычетовиз НДС».

[2] Для этогопомимо уточнения в российском праве понятий «бенефициар» и «бенефициарноевладение» уже в 2014 году предполагается прописать в налоговом законодательствеинститут резидентства для юридических лиц, правило «контролируемых иностранныхкомпаний» и ряд других новаций.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net