Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Кавказ

03.12.2013 | Сергей Минасян

Владимир Путин в Армении: вояж с последствиями

2 декабря 2013 г. состоялся государственный визит российского президента В.Путина в Армению. Визит был кратким, но при этом достаточно знаковым и неоднозначным. И дело не только в том, что это был первый государственный визит президента России в Армению в его «третий срок». Важнее всего были сроки и политический контекст визита. Надо отметить, что сами по себе межгосударственные итоги визита Путина для Еревана и Москвы могут быть оценены как весьма положительные. Стороны подписали целый пакет соглашений из 12 документов и подтвердили свои позиции по ряду документов, согласованных ранее в этом же году. Но при этом никем и не скрывалось, что все эти соглашения преимущественно связаны (и вызваны) согласием Армении войти в инициируемый Кремлем Таможенный Союз.

В целом, достигнутые за 2013 г. армяно-российские договоренности, в частности, включают: снижение цен на поставляемый в Армению российский газ (предусматривающий снижение российских пошлин на 35% и привязку к внутрироссийским ценам) до 189 долларов за тысячу кубометров, активизацию военно-технического сотрудничества (путем допуска Армении к возможности закупать опять-таки по внутрироссийским ценам вооружение и военную технику у российских предприятий ВПК) и другие договоренности в социально-экономической и гуманитарной сферах. Отдельно также заявлено, что на 24 декабря запланировано подписание «дорожной карты» присоединения Армении к ТС и ЕЭП.

Однако общественно-политические последствия вояжа Путина в Армению могут быть более глубокими, и притом – абсолютно не безоблачными. Визит Путина в Армению был первым после принятого армянскими властями 3 сентября решения по Таможенному Союзу (и, соответственно, - отказу Армении от подписания готовящегося почти 4 года Ассоциированного соглашения и присоединения к зоне свободной торговли с ЕС). Да и состоялся визит Путина всего лишь через несколько дней после Вильнюсского саммита программы «Восточного партнерства» ЕС. И наконец, дополнительную «пикантность» придавало то, что визит состоялся буквально через день-два после начала в Киеве второго «Майдана».

Как результат – визит Путина сопровождался пусть и не многочисленными, но фактически первыми и беспрецедентными за всю постсоветскую историю Армении акциями протеста со стороны представителей различных слоев армянского гражданского общества и политических активистов. Хотя речь шла о нескольких сотнях участников (компанию которым составляли почти равнозначное количество журналистов и полицейских), разброс принимавших в нем участие был очень широким – от активистов защиты прав сексуальных меньшинств и даже новоявленных армянских «анархистов» до представителей парламентской оппозиции, студентов и местных сотрудников аккредитованных в Армении международных организаций, фондов и диппредставительств.

Это было вполне предсказуемо на фоне глубоко разочарования части армянского общества отказом от парафирования Ассоциированного соглашения, тем более на фоне разворачивающихся в настоящее время в Украине акций протеста. Прямое и косвенное давление Кремля на Армению с целью отказа от Ассоциированного Соглашения с ЕС привело по итогам 2013 г. к невиданному ранее резкому усилению негативного восприятия нынешней России и российских властей армянским обществом и политической элитой. Тем самым внутриполитический дискурс вокруг тематики армяно-российских отношений оказался беспрецедентно острым, чего ранее не наблюдалось за весь постсоветский период. Хотя также надо признать, что никто в Армении и не предполагал, что акции протеста 2 декабря 2013 г. будут столь активными.

При этом в реальности, изменение восприятия нынешней российской власти политической элитой и общественностью Армении особо не зависит от политических пристрастий – проправительственных или оппозиционных. Единственное различие заключается в степени ответственности (или безответственности) публичных оценок со стороны армянской политической элиты: представители правящей группы зачастую не могут себе позволить открыто говорить о политике России то, что утверждают оппозиция и гражданское общество, опасаясь еще более ухудшить и без того настороженное отношение Кремля.

Кроме давления России на Армению в вопросе присоединения к Таможенному Союзу, негативную роль в общественных подходах армянского общества и элиты к России сыграло также анонсирование масштабных поставок российских вооружений Азербайджану. Эти процессы стали более чувствительно восприниматься в Армении в середине 2013 г., хотя динамика российско-азербайджанского военно-технического сотрудничества была заметна и в предыдущие годы. В 2013 г. Москва поставила Азербайджану даже такие современные виды вооружения, как тяжелые реактивные системы залпового огня «Смерч», тяжелые огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек», модифицированные российские танки Т-90С, БМП-3 и другие виды вооружений, которые не только технически превосходит поставляемое Россией своему союзнику по ОДКБ – Армении, но современнее состоящих на вооружении самих российских войск на Кавказе. Хотя Москва постаралась сбалансировать свои многомиллионные оружейные поставки Азербайджану бесплатными (или почти бесплатными) трансфертами вооружений Армении в 2013 г., однако армянская сторона с подозрением отнеслась к активизации российско-азербайджанских военных связей. В армянском обществе это еще более усилило антироссийские настроения, в лучшем случае рассматривая данные действия Москвы как проявление меркантильности.

Возвращаясь к итогам визита Путина и рассматривая их с точки зрения перспектив армяно-российского сотрудничества на ближайшую перспективу, можно вновь повториться и отметить, что они будут оставаться «в тени» процессов вокруг формирования Таможенного Союза. Впрочем, перспективы реального членства Армении в Таможенном Союзе пока еще не столь ясны, как это оптимистически пытался представить Путин в ходе визита в Армению. В свое время Минск и Астана достаточно насторожено восприняли российскую инициативу по включению в Таможенный Союз Армении, что может сказаться на переговорах по поводу условий окончательного вступления Армении в эту организацию.

Наряду с этим не надо также забывать, что важнейшими целями внешней политики Армении в обозримом будущем опять будет сохранение политического баланса между влиятельными внешними акторами. В краткосрочной перспективе это будет означать попытки минимизировать политические издержки от отказа подписать Ассоциированное соглашение при сохранении с ЕС промежуточного формата отношений (что и было подтверждено подписанием 29 ноября в Вильнюсе соответствующей политической декларацией между Ереваном и Брюсселем), и одновременно получить новые гарантии и ресурсы безопасности от России за свое согласие войти в Таможенный Союз. Иными словами, даже если Армения полноценно войдет в Таможенный Союз, она, будучи членом ОДКБ, сохранит продвинутые отношения с ЕС и НАТО (в сравнении с другими членами ОДКБ и ТС) и будет иметь облегченный визовый режим с ЕС. С другой стороны, Армения будет стремиться расширить гарантии безопасности, предоставляемые Россией и ОДКБ, что позволит поддерживать статус-кво в карабахском конфликте и военный баланс в гонке вооружений с Азербайджаном (поэтому не случайно визит Путина, по предложению армянской стороны, начался со второго города Армении – Гюмри, где и расположена 102-я российская военная база).

Конечно же, вышеуказанное не гарантирует, что в своей попытке реализации нового внешнеполитического «комплементаризма» Армении не скажется на нынешнем военно-стратегическом формате армяно-российских отношений. Впрочем, это будет во многом зависеть от того, как долго будет сохраняться интерес самой России к бремени своего политического присутствия на Южном Кавказе и вообще на постсоветском пространстве. С другой стороны, ресурсы и возможности официального Еревана по развитию дальнейшего формата отношений с Москвой во многом будут зависеть от усиливающегося тренда негативного восприятия региональной политики России со стороны все более широких слоев армянского общества. После государственного визита Путина в Армению 2 декабря 2013 г. есть все основания предполагать, что теперь это уже станет непременным фоном армяно-российских отношений.

Сергей Минасян - руководитель департамента политических исследований Института Кавказа, Ереван, Республика Армения

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net