Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Предвыборная гонка в Украине, за которой внимательно следили и в России, подошла к концу. 21 апреля во втором туре встретились действующий президент Украины Петр Порошенко и актер Владимир Зеленский, известный главной ролью в популярном телевизионном сериале «Слуга народа». Первое место со значительным отрывом занял Владимир Зеленский – по предварительным данным, он получил около 73% голосов. Петр Порошенко набрал около 25 голосов избирателей.

Бизнес

В практике экономической политики последних лет сложилась традиция, когда в начале весны РСПП – крупнейшее объединение работодателей и предпринимателей проводит «неделю российского бизнеса», завершающуюся съездом, на котором выступает Президент РФ. 14 марта это событие случилось в 10-й раз, оказавшись во многом не только значимым, но и знаковым.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

11.12.2013

«Портрет отечественного бизнеса: 20 лет спустя». Ирина Борисовна Эльдарханова, председатель Совета директоров Группы компаний «Конфаэль»: «Я еще в пути…»

Ирина Эльдарханова выбрала для своего бизнеса весьманеобычный и совсем нелегкий путь – создавать эксклюзивные шоколадные изделияручной работы. Клиентами компании «Конфаэль» являются взыскательные гурманы иVIP-персоны, работать с которыми априори не просто. Тем не менее, «Конфаэль» прочнозаняла эту нишу и имеет амбициозные планы на будущее. В интервью Центруполитических технологий Ирина Эльдарханова рассказала о том, как пришла к идеедля своего бизнеса, поделилась мыслями о развитии российского бизнес-сообществаи объяснила, почему не спешит называть себя успешным предпринимателем.  

Мне всегда нравилось учиться…

Я родилась вХабаровске в 1956 году. Мой папа был родом с Урала, службу в армии проходил наДальнем Востоке, где и познакомился с моей мамой. Её родителей туда сослали изОмска: деда, который был купцом, посчитали кулаком...

Должнасказать, что мне всегда нравилось учиться, поэтому после окончания школы в 1973-мя ни минуты не сомневаясь, что надо продолжать учебу, поступила в Ленинградскийинститут текстильной и легкой промышленности. После его окончания в 1978 г. я восемь лет работалаглавным инженером в производственном текстильно-галантерейном объединении.Развал СССР застал меня в должности директора чечено-ингушского оптовогопредприятия «Росторгодежда» в Грозном.

Днем — инженер,ночью — бухгалтер…

Способности к предпринимательству я почувствовала в себееще в 18 лет, когда была назначена руководителем студенческого сельхозотряда,но реально попробовала себя в своем собственном деле лет через пять: днем былаглавным инженером предприятия, а по вечерам шила, вязала и отдавала изделия нарынок на продажу.

Двигаться дальше помогло принятие закона о кооперативах, благодарячему я в 1990 году организовала семейный кооператив: родственники закупали вКабардино-Балкарии свитера из козьего пуха и продавали их по всей стране. Вналаживании торговых связей очень пригодились мои старые связи. Да и условия вто время были не самые плохие: для первого кооператива брала кредиты под 2процента годовых без обеспечения. Сама же по ночам вела и бухучет, что давалосущественную экономию. Помогло то, что меня знали как успешного руководителя. Иглавное — это поддержка семьи: мужа и его родственников. Муж помогал абсолютново всем, спал по два-три часа в сутки, рисковал, разъезжая по Северному Кавказус огромными суммами денег…

Одновременно я старалась проявлять все свои предпринимательскиеспособности и на основной работе, стремясь к тому, чтобы и государственноепредприятие имело высокую прибыльность. Это давало возможность регулярно выплачиватьсотрудникам очень большие по тем временам премии и зарплаты. Кстати, именно за это— за самую высокую зарплату на предприятии — я получила …выговор от начальникаГлавка РФ…

Горький опыт сладкого бизнеса…

Следующимшагом стало открытие нового бизнеса после переезда нашей семьи в Москву. Когдав 1994 году в России появились внутренние оффшоры, в том числе зонаэкономического благоприятствования «Ингушетия», наш таможенный брокер «Ирс» занялсявозвратом компаниям — нерезидентам зоны половины денежных сумм, уплаченных как таможенныепошлины. Комиссионные — а они, прямо скажем, были немалые — мы решили вкладыватьв импорт продовольствия, в частности, шоколада. Выбор продукта был определентем, что знакомая из Минторга рекомендовала нам посредника, ввозившего шоколадфурами из Германии. Поскольку я не люблю говорить «нет», ей я сказала: «Давайтепопробуем». Вот так в 1995-м мы в первый раз продали этот товар и начался наш«сладкий бизнес».

Дляреализации этой партии шоколада — нашего, как бы сейчас сказали, пилотногопроекта — мы развернули рекламу, связались с оптовыми рынками. Получилось. Постепенноналадили регулярную поставку: получили вторую, потом третью машину, затем сталиежемесячно получать десятки машин с шоколадными конфетами и плитками изГермании. Бизнес пошел неплохо, и вскоре наша новая фирма «Эликом» уже смогла начатьработать напрямую с производителем — германской фирмой «Stollwerk AG», ставодним из шести дистрибьюторов ее продукции в России. Кстати, именно этотнемецкий гигант в 1997 г.построил фабрику в Покрове Владимирской области, которая через четыре года перешлак американской компании «Kraft Foods».

Но уже впервый год работы дистрибьютором выяснилось, что в нашем статусе не так ужмного приятного. В худшие для сбыта шоколада месяцы — июне и июле — нужно былореализовывать 400-600 тонн продукции на условиях предоставления нам месячноготоварного кредита. Для справки: в 1996 г. в России было продано 865 500 тонншоколадных плиток и конфет. Но на практике даже 500 тонн продукции одногопроизводителя в месяц, особенно летом, были для нас значительным объемом. Мызнали, что таких же продаж немцы требовали и от других дистрибьюторов, и теотпускали шоколад дешевле закупочной цены, чтобы хотя бы минимизировать потери.Попытки договориться с коллегами о прекращении демпинга не удались, и нужнобыло искать иное решение проблемы. И тогда я задумалась: не попробовать ли себяв роли производителя, т.е. изменить ситуацию в корне? К тому же — ксобственному производству шоколада — нас подтолкнули сыновья. Они говорили, чтоимпортный шоколад невкусный, а информация о том, что этот шоколад ест весьЗапад, их не убеждала и не заставляла их менять свое мнение.

В свою очередь я не хотела выпускать «шоколадный ширпотреб»,поскольку конкуренция на рынке была слишком жесткой. Мне с этой точки зрения болеепривлекательной казалась европейская традиция — бутики, торгующие дорогимиконфетами ручной работы.

Шоколадныешедевры для гурманов

Идея по производству премиального шоколада — очень давняя.Высококачественный штучный шоколад в России покупателю никогда не предлагался,хотя к середине 90-х годов сформировался слой потенциальных покупателей. Идея,ради которой мы создали фабрику «Конфаэль», состояла в следующем: не простопредложить рынку вкусный, высококачественный шоколад, а создавать абсолютноновое направление в российской кондитерской промышленности — продукция длягурманов и шоколадные подарки.

Сейчас я без колебаний могу сказать, что мы можем воплотить вшоколаде любую идею — от небольшой визитной карточки до двухметровойскульптуры. Необычные подарки мы изготавливали для Владимира Путина,президентов почти всех европейских стран, принцессы Саудовской Аравии и многихдругих VIP-персон.Например, Гарри Каспаров стал обладателем уникального комплекта шоколадныхшахмат, Мстислав Ростропович — владельцем шоколадной виолончели. На самом делесфера производства таких необычных вещей близка моему стилю жизни: здесь естьвозможность удивлять людей, радовать их, делать то, чего они не ожидают.

Ставя перед своими сотрудниками новую задачу, я обычноговорю им: «Сделать это практически невозможно, но давайте мы, не тратя временина разговоры о сложностях, сразу перейдем к следующему этапу — решим, каксделать невозможное возможным». Мы разрабатываем план действий, распределяемобязанности — и вперед! Недавно, например, сделали на заказ четырехметровогошоколадного крокодила весом в тонну. Доставили его клиенту на дачу, а черезнеделю пришлось его везти обратно в Москву: заказчик попросил прислать его вофис, расположенный на пятом этаже и отреставрировать – за неделю его серьезно«объели». Поднимали туда крокодила подъемным краном… А по заказу нефтянойкомпании изготовили в подарок одному нашему магнату шоколадную автозаправочнуюстанцию, с магазинчиком и бензоколонками.

Мне нравится не только удивлять людей неожиданными инеобычными вещами. Я люблю добиваться сложных целей, и вообще делать по жизни «ходконем», хотя в шахматы я играть, по правде говоря, не умею. Но обязательнонаучусь: это как раз  стоит очереднойцелью…

«Конфаэль»смотрит в будущее

Огромное поле деятельности, необъятные возможности, эйфориясвободы и быстрое накопление капитала были особенностями того времени, когдамой бизнес только начинался. С тех пор масштабы выросли в десятки раз, но этона самом деле только начало роста. В бизнесе «Конфаэль» важен не только и дажене столько достигнутый масштаб, главное — это потенциал, он фантастический!

У компании амбициозные планы. В настоящее время в связи сбольшим количеством заявок на открытие магазинов под торговой маркой «Конфаэль», мы продаем франшизу и в настоящее время унас более 40 собственных магазинов и 25 по франчайзингу. Расширили фабрику ирассматриваем возможности строительства фабрик в других странах.

Наша география постоянно расширяется. Помимо продвижениянашего бизнеса в Москве и регионах, мы рассматриваем и предложения из бывшихстран СНГ. Выставка в Арабских Эмиратах, организованная для нас в одной изхудожественных галерей Дубая, показала огромный интерес к нашим шоколаднымшедеврам. В перспективе мы рассматриваем вопрос о создании бизнеса на БлижнемВостоке. Необходимость своего развития мы связываем не столько с нашимиамбициями, сколько с особенностями нашего бизнеса: вполне логично, когда производствоиндивидуальных заказов — а наше именно таково — приближено к заказчику.

Модная фишка

Мы можем с гордостью сказать, что компания «Конфаэль» перваяв России начала создавать шоколадные подарки и сегодня имеет конкурентов,последовавших за нами. Фактически мы создали новый тренд. Еще несколько летназад, задумываясь о подарке, и особенно об оригинальном VIP-подарке, человек, как правило, останавливалсвой выбор на традиционных часах, аксессуарах или фарфоре, и шоколад уж точноне входил в перечень возможных презентов такого уровня.

Сегодня благодаря «Конфаэлю» шоколадные подарки стали моднойфишкой. Их заказывают для самых богатых, самых избалованных, самых известных,самых утонченных. Уверяю вас: для каждого заказчика из нескольких тысячвариантов «Конфаэль» обязательно найдет подходящее решение. Даже если человекхочет подарить что-то невероятное, эксклюзивное, его фантазию мы воплотим вшоколаде, и это вызовет восторг и удивление и у самого дарителя, и у получателяподарка. Мы создаем индивидуальные подарки, а это соответствует духу времени ивостребовано во всем мире. Мы знаем, что никто и нигде не делает того, что «Конфаэль»производит на индивидуальной основе.

Кто нерискует…

Как любой фэшн-бизнес, производство оригинальных подарковиз шоколада связано с высокими рисками Нужно все время быть далеко впереди тех,кто занят массовым производством, потому что как только ты придумаешь ивоплотишь в жизнь нечто необычное и оригинальное, это сразу же начинаюткопировать. Надо все время предлагать такие вещи, которые поражают воображениеи которых никто не мог даже представить, что их вообще можно создать.

Рисков на самом деле очень много, и недаром в компаниях существуеттоп-менеджмент, главная задача которого — просчитать их и минимизировать и темсамым снизить их влияние на результаты работы. Но в бизнесе, надо сказать, граньмежду риском и авантюрой у каждого своя и определяется характером, менталитетомчеловека. При авантюре вероятность успеха часто зависит, как в рулетке, отслучайного стечения обстоятельств.

Бизнес — этоответственность вне политики…

В России, как и в других странах, нелегко быть предпринимателем.Потому что это, прежде всего, риск и ответственность, отказ от своего «хочу»,подчинение логике «должен», «обязан».

Бизнес неоднозначно влияет на человека. Человек, привыкшийотвечать за себя, за свою семью, добровольно принимает на себя ответственностьза деятельность многих людей. Он переживает, нервничает, выстраивает тактики истратегии. Такой режим плохо сказывается на здоровье, человеку не хватаетвремени, он ограничивает свой круг общения и нередко становится слишкомрациональным.

С другой стороны, когда человек воодушевлен тем, чтовоплощает идею, обеспечивает материальное благосостояние семьи, имеетвозможность оказывать помощь тем, кто в ней остро нуждается, от этого онсчастлив и получает удовольствие.

Мы живем в конкурентной среде, но это не умаляет нашегоуважения к нашим конкурентам по бизнесу, потому что уважения заслуживают все, ктосоздает рабочие места, вносит вклад в развитие страны и в социальные программы,рискуя при этом своим имуществом и благополучием своей семьи. Именно поэтому,по моему глубокому убеждению, таким же уважением все предприниматели должныпользоваться и у государства.

Но мой принцип — оставаться вне политики, потому чтонамного комфортнее я себя чувствую в бизнесе. Я считаю себя предпринимателем срождения и абсолютно свободным человеком. Не люблю рамок, не люблю загонятьсебя в стандарты, поэтому сразу же пресекаю любые предложения о занятииполитикой, походах во власть, в госструктуры.

Уметь балансироватьв рыночном непостоянстве…

Сегодняшний бизнесмен отличается от своего собрата десяти-пятнадцатилетнейдавности. Сейчас бизнес создают, как правило, бывшие «топы» — менеджеры высшегозвена, имеющие соответствующее этому статусу образование. А полтора десятка летназад это были самые обычные люди, у которых просто хватило смелости наэксперимент над собой, на то, чтобы резко изменить свою жизнь.

Надо сказать, что сейчас условия вхождения в бизнес намногоменее комфортны, чем были 10-15 лет назад. Существенно повысилась финансоваяпланка для создания и раскрутки бизнеса. Начинающий предприниматель может привлечьстартовый капитал, только если идея заинтересует финансовые структуры. Конечно,эта задача не из легких, но и возможностей, на мой взгляд, до сих пор остается немало.И я убеждена, что тот, кто искренне желает заняться бизнесом, эти возможности непременнонайдет и организует свое дело.

В этой связи как раз уместно вспомнить о государстве. Ясчитаю, что кадры для бизнеса надо готовить, в том числе и за государственныйсчет. Задача государства — пропагандировать «правильный», цивилизованныйбизнес, внедрять в сознание молодых людей понимание того, что предпринимательствомнадо не только хотеть заниматься, но нужно еще этому серьезно учиться. В концеконцов, государству выгодно иметь как можно больше хороших предпринимателей,управленцев в бизнесе. Ведь чем больше успешных предприятий, тем больше рабочихмест и меньше у того же государства забот о занятости населения, тем большеналогов и богаче страна.

А на траекторию успеха влияет целыйряд факторов. В первую очередь, верный выбор ниши для бизнеса. Во-вторых,талант владельца (или владельцев) по части подбора кадров, прежде всего топ-менеджеров.При этом каждый предприниматель в соответствии со своим положением и жизненнымипринципами выстраивает и партнерские отношения, что в бизнесе было важно влюбые времена. Наконец, правильная постановка целей и задач, верная стратегия,своевременное и качественное воплощение стратегии.

Таким образом, успех в бизнесе определяют личные и деловыекачества людей — владельцев бизнеса. Но при этом не стоит забывать, что набизнес влияют неожиданные — как положительные, так и отрицательные — изменения состояниярынка, например, колебания цены на нефть. Поэтому чтобы быть успешным или хотябы сохранять устойчивость бизнеса, нужно уметь постоянно балансировать в перманентномрыночном непостоянстве.

Стоит сказать об еще одном немаловажном для бизнесаобстоятельстве, особо значимом в наших, российских условиях. Если частное предприятиенаходится в небольшом городке, ему необходимы хорошие отношения с местнымиорганами власти, нужна их поддержка. Если предприятие крупное, градообразующее— то думать надо уже об уровне города или области. Ну, а если речь идет о важностидля страны, то и уровень, на котором выстраиваются хорошие взаимоотношения свластью, должен быть соответствующим.

Хотелось бы при этом добавить, что отечественномупредпринимателю нужно иметь некий панцирь, чтобы спокойно воспринимать то, как обществоотносится к бизнесу. За многие годы своей деловой практики я не заметила здеськаких-то особых, тем более положительных изменений. На мой взгляд, общество по-прежнемувнешне безразлично к проблемам бизнеса. Хуже того: как только возникаетситуация «отъема» собственности, значительная часть общества искренне этому радуется.Так что без панциря никак не обойтись…

Российский бизнес — взрослеющий тинэйджер

Очень медленно меняется и отношение западныхпредпринимателей к российскому бизнесу.И все же следует признать, что отечественный бизнес постепенно становится болеецивилизованным. Мы идем тем же путем, по которому шли бизнесмены во всехстранах, только нашему бизнесу нет и двадцати лет, а «заморскому» — уже десяткиили даже сотни. Видимо, по этой причине в России пока не сформировалось и цивилизованноебизнес-сообщество с едиными, общепринятыми правилами, границами, целями.

Наверное, это естественно, что между западными и отечественнымипредпринимателями сохраняются различия: мы живем в слишком разных средах. Но,замечу, что не всегда эти различия не в нашу пользу. По моим наблюдениям, российскиебизнесмены более рискованны, быстрее принимают решения, замахиваются наглобальные проекты и потому успевают значительно больше. Западные же болееосторожны, вдумчивы, долго изучают предложение и из-за этого часто упускают время.

Возможно, эти различия будут стираться по мере взросления российскогобизнеса, но вряд ли исчезнут совсем…

Время менятьсяи продолжать учиться…

Повторю еще раз: бизнес выматывает. Я хочу — и прилагаю всеусилия к тому, чтобы изменить свой образ жизни, так как чрезмерные перегрузкиуменьшают удовольствие от любимого дела. Зная свой характер, я убеждена: раз задачапоставлена, то результата обязательно добьюсь.

Я решила, что буду больше времени уделять себе. И, конечноже, своей семье: надо готовиться стать бабушкой множества внуков. Сыновьяповзрослели, и им приходит время заводить свои семьи. Все закончилиуниверситеты, и каждый является владельцем и управляющим своего бизнеса.                             

За годы предпринимательства я стала взрослее, мудрее. Сейчасмногие вопросы рассматриваю с точки зрения упущенных возможностей, и во многомпоэтому начинаю все больше дорожить своим временем. И в то же время я бы хотелавоспитать в себе еще какие-то новые деловые качества, еще многому научиться имногое изменить. И, поверьте, я учусь, все время учусь, тружусь над собой. Итолько тогда, когда мне удастся решить все поставленные перед собой задачи побизнесу и по жизни вне его, я отвечу однозначно «да» на вопрос, успешный ли япредприниматель.

А пока я в пути…

Ирина Эльдарханова родиласьв Хабаровске в 1956 г.По образованию инженер-технолог. Фабрику «Конфаэль» создала в 2001 г. Основные направлениядеятельности компании: производство эксклюзивной шоколадной продукции (более300 наименований конфет), подарочной продукции, в том числе (эксклюзивныешоколадные картины и скульптуры). На сегодняшний день в Москве и в регионах работаютболее 60 бутиков «Конфаэль» и 10 представительств по работе с корпоративнымиклиентами.

Подготовила Наталья Назарова

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В 2010 году, когда Instagram только появился, никто не осознавал важности личного бренда в онлайне. Вскоре блогинг стал профессией, сразившей наповал весь медиа-мир, и переизбыток селебрити наводил на мысль, что разделить лавры с миллионниками невозможно. Хорошие новости: дивам с легионами малолетних подписчиц придется подвинуться, ведь на рынок выходят нано-инфлюенсеры.

Эта страна, расположенная на северо-западе Южной Америки, славится божественными орхидеями, которые поставляются во многие уголки планеты. Но она известна и тем, что на протяжении длительного времени в стране шла кровавая гражданская война, унесшая жизни миллионов людей. Тем не менее, сохранилась приверженность демократическим институтам. В этом ее специфика.

Продолжая цикл о способах передачи власти в латиноамериканских странах, остановимся на Чили. Длительное время в стране доминировал авторитарный режим генерала Аугусто Пиночета, пришедшего к власти посредством военного переворота в сентябре 1973 года. Сразу же начались репрессии против активистов политических партий. Их подвергали пыткам, держали на стадионе в Сантьяго, превращенном в концентрационный лагерь. Людей пачками высылали за границу.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net