Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

18.12.2013 | Антон Евстратов

Современное пиратство: отсутствие панацеи

ХХI век, являясь столетием прогресса, преподносит человечеству сюрпризы, никак не сообразные с таким определением. Один из таковых – стремительно увеличивающееся в масштабах, наглеющее и усиливающееся с каждым годом морское пиратство. Практически ежедневно в новостных лентах ведущих СМИ проходят сообщения о захвате тех или иных судов морскими разбойниками, либо о пресечении таких атак. Сегодня лидер по количеству подобных сообщений – Аденский залив, где свирепствуют сомалийские пираты, до недавних пор совершенно безнаказанно грабившие без разбору суда всех стран мира, проходившие через достижимую для них территорию.

После первых «успехов», аппетиты у джентльменов удачи с восточноафриканского побережья стали стремительно расти – они начали атаковать крупные корабли, в числе которых оказались знаменитый сухогруз «Фаина», перевозивший товары сомнительной законности, а также супертанкер Sirius Star. Храбрости, изобретательности и известной удачливости сомалийских пиратов можно только позавидовать, учитывая, что их техническое оснащение может вызывать скорее жалость, нежели страх. Как правило, лучшее, чем могут современные африканские флибустьеры удивить своих противников – моторная лодка, гранатомет и предварительно принятая доза наркотической травы кат. Пиратством занимаются лишь те граждане, которые не в состоянии заработать те же деньги более законным способом. Более того, в Сомали есть целые кланы, хавие и маджертан, «специализирующиеся» на морском разбое. Данное явление процветает лишь в наиболее отсталых частях этой давно лишившейся единства страны. Тем не менее, разбойникам нередко сопутствует успех даже в самых безумных мероприятиях, чему способствует по большей части фактор внезапности. А в 2006 году пираты даже атаковали американский ракетный крейсер «Кейп Сент-Джордж» и ракетный эсминец «Гонсалез». Чем руководствовались вскоре пойманные морские авантюристы, решившись на столь смелый поступок, остается загадкой.

Однако сомалийские пираты – отнюдь не самые успешные и опасные мастера своего дела. Они даже не кровожадны – команды кораблей, подвергшихся их нападениям, как правило, остаются живы и здоровы, а сами корабли даже в худшем случае возвращаются владельцам после уплаты выкупа. Однако, обычно, торговые суда сомалийскими пиратами даже не захватываются – с них просто забирается груз, часто не весь, так как много утлые пиратские лодки вместить попросту не могут. Совсем не таковы пираты Юго-Восточной Азии. Они не гнушаются убийствами, и работают гораздо более профессионально, чем их сомалийские «коллеги». Так, зачастую джентльмены удачи из Индонезии или Малайзии используют новейшие системы навигации, а также имеют крупные связи с международными мафиозными группировками, которые помогают им реализовывать полученный незаконным путем «товар».

Последний, к слову тоже несколько отличается от того, что достается сомалийским флибустьерам, так как пираты Юго-Восточной Азии не только всегда готовы полностью забрать груз с захваченных кораблей, но и иногда похищают сами корабли, впоследствии перекрашивая их, меняя название, флаг, регистрацию, после чего, либо используют для своих целей, либо продают. Для осуществления подобных сделок требуются серьезные связи – и, как правило, не только в мафиозной среде, но и в администрации портов, а иногда и министерств ряда стран. Чиновники за взятки помогают получать необходимые документы, после чего похищенный корабль очень сложно не найти.

Впрочем, указанными регионами география современного пиратства не исчерпывается. Фактически каждый важный с экономической точки зрения пролив, который торговым судам и нефтяным танкерам трудно обойти, и, в придачу – плохо охраняемый, является полем деятельности морских разбойников. Еще один индикатор распространения пиратства – наличие крупных морских портов при уже упомянутом отсутствии хорошей охраны. К примеру, пиратов в обилии можно повстречать на побережье Нигерии или ЮАР. Действуют они и в южноамериканских прибрежных водах, однако вблизи американских военно-морских баз чувствуют себя не столь вольготно, как в Африке или Азии.

Каким образом бороться с пиратством? Ответ на этот вопрос мировое сообщество старается найти не первое десятилетие. Единственной по-настоящему действенной мерой, которая могла бы, как минимум, надолго, избавить планету от этой проблемы являются действия репрессивного характера в прибрежных районах. Однако кто будет проводить подобные меры, скажем, в Сомали, разделенном на мелкие «княжества», - неизвестно. Стоит напомнить, что ранее Союз шариатских судов, упомянутыми репрессивными мерами практически уничтожил пиратство, но столкнулся с критикой со стороны США, после чего был лишен власти эфиопскими войсками, а пиратство, в свою очередь, расцвело вновь. Представить, что репрессии будут проводить войска США или какого-либо иного государства-субъекта международного (а не шариатского или какого-то другого «традиционного») права, довольно трудно. В этих условиях единственным методом борьбы с современными, но мало чем отличающимся от героев Сабатини «сакр аль-баррами», «морскими соколами», может стать сопровождение наиболее важных торговых судов военными кораблями и периодическое патрулирование «проблемных» вод.

В Аденском заливе ранее этим занимались ВМС США и Евросоюза, на счету которых – множество отбитых у пиратов торговых кораблей. Провел там некоторое время и российский сторожевой корабль «Неустрашимый». С 2008 года регулярное дежурство в Аденском заливе стали нести эскадры военно-морского флота Ирана. Только за последние 3 года иранские корабли сопроводили 3000 нефтяных танкеров и торговых судов. 147 раз им пришлось вступать в бой с пиратами и успешно отбивать их атаки. Иранские моряки не раз спасали не только свои, но и иностранные суда. Небольшая удаленность портов ИРИ от района распространения пиратства и мощь иранских ВМС, возможно, станут серьезными факторами в успехе борьбы с данным явлением в Аденском заливе. Иранский флот на настоящий момент имеет шанс если не решить, то всерьез повлиять на проблему сомалийского пиратства.

Однако это не устраняет проблемы в мировом масштабе. Ежегодный экономический ущерб от морского пиратства вкупе составляет около 40 миллиардов долларов. Кроме того, в ряде регионов такой разбой приводит к уже упомянутым человеческим жертвам. С начала ХХI столетия, нападениям пиратов подверглись суда 62 стран мира, а география этого явления охватила прибрежные воды 56 государств. Признавая возможность локальных побед и ликвидации тех или иных групп, приходится признать, что глобальной, общемировой панацеи от столь нетипичного для века прогресса явления, как морское пиратство, на данный момент нет.

Антон Евстратов – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net