Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

18.12.2013 | Антон Евстратов

Современное пиратство: отсутствие панацеи

ХХI век, являясь столетием прогресса, преподносит человечеству сюрпризы, никак не сообразные с таким определением. Один из таковых – стремительно увеличивающееся в масштабах, наглеющее и усиливающееся с каждым годом морское пиратство. Практически ежедневно в новостных лентах ведущих СМИ проходят сообщения о захвате тех или иных судов морскими разбойниками, либо о пресечении таких атак. Сегодня лидер по количеству подобных сообщений – Аденский залив, где свирепствуют сомалийские пираты, до недавних пор совершенно безнаказанно грабившие без разбору суда всех стран мира, проходившие через достижимую для них территорию.

После первых «успехов», аппетиты у джентльменов удачи с восточноафриканского побережья стали стремительно расти – они начали атаковать крупные корабли, в числе которых оказались знаменитый сухогруз «Фаина», перевозивший товары сомнительной законности, а также супертанкер Sirius Star. Храбрости, изобретательности и известной удачливости сомалийских пиратов можно только позавидовать, учитывая, что их техническое оснащение может вызывать скорее жалость, нежели страх. Как правило, лучшее, чем могут современные африканские флибустьеры удивить своих противников – моторная лодка, гранатомет и предварительно принятая доза наркотической травы кат. Пиратством занимаются лишь те граждане, которые не в состоянии заработать те же деньги более законным способом. Более того, в Сомали есть целые кланы, хавие и маджертан, «специализирующиеся» на морском разбое. Данное явление процветает лишь в наиболее отсталых частях этой давно лишившейся единства страны. Тем не менее, разбойникам нередко сопутствует успех даже в самых безумных мероприятиях, чему способствует по большей части фактор внезапности. А в 2006 году пираты даже атаковали американский ракетный крейсер «Кейп Сент-Джордж» и ракетный эсминец «Гонсалез». Чем руководствовались вскоре пойманные морские авантюристы, решившись на столь смелый поступок, остается загадкой.

Однако сомалийские пираты – отнюдь не самые успешные и опасные мастера своего дела. Они даже не кровожадны – команды кораблей, подвергшихся их нападениям, как правило, остаются живы и здоровы, а сами корабли даже в худшем случае возвращаются владельцам после уплаты выкупа. Однако, обычно, торговые суда сомалийскими пиратами даже не захватываются – с них просто забирается груз, часто не весь, так как много утлые пиратские лодки вместить попросту не могут. Совсем не таковы пираты Юго-Восточной Азии. Они не гнушаются убийствами, и работают гораздо более профессионально, чем их сомалийские «коллеги». Так, зачастую джентльмены удачи из Индонезии или Малайзии используют новейшие системы навигации, а также имеют крупные связи с международными мафиозными группировками, которые помогают им реализовывать полученный незаконным путем «товар».

Последний, к слову тоже несколько отличается от того, что достается сомалийским флибустьерам, так как пираты Юго-Восточной Азии не только всегда готовы полностью забрать груз с захваченных кораблей, но и иногда похищают сами корабли, впоследствии перекрашивая их, меняя название, флаг, регистрацию, после чего, либо используют для своих целей, либо продают. Для осуществления подобных сделок требуются серьезные связи – и, как правило, не только в мафиозной среде, но и в администрации портов, а иногда и министерств ряда стран. Чиновники за взятки помогают получать необходимые документы, после чего похищенный корабль очень сложно не найти.

Впрочем, указанными регионами география современного пиратства не исчерпывается. Фактически каждый важный с экономической точки зрения пролив, который торговым судам и нефтяным танкерам трудно обойти, и, в придачу – плохо охраняемый, является полем деятельности морских разбойников. Еще один индикатор распространения пиратства – наличие крупных морских портов при уже упомянутом отсутствии хорошей охраны. К примеру, пиратов в обилии можно повстречать на побережье Нигерии или ЮАР. Действуют они и в южноамериканских прибрежных водах, однако вблизи американских военно-морских баз чувствуют себя не столь вольготно, как в Африке или Азии.

Каким образом бороться с пиратством? Ответ на этот вопрос мировое сообщество старается найти не первое десятилетие. Единственной по-настоящему действенной мерой, которая могла бы, как минимум, надолго, избавить планету от этой проблемы являются действия репрессивного характера в прибрежных районах. Однако кто будет проводить подобные меры, скажем, в Сомали, разделенном на мелкие «княжества», - неизвестно. Стоит напомнить, что ранее Союз шариатских судов, упомянутыми репрессивными мерами практически уничтожил пиратство, но столкнулся с критикой со стороны США, после чего был лишен власти эфиопскими войсками, а пиратство, в свою очередь, расцвело вновь. Представить, что репрессии будут проводить войска США или какого-либо иного государства-субъекта международного (а не шариатского или какого-то другого «традиционного») права, довольно трудно. В этих условиях единственным методом борьбы с современными, но мало чем отличающимся от героев Сабатини «сакр аль-баррами», «морскими соколами», может стать сопровождение наиболее важных торговых судов военными кораблями и периодическое патрулирование «проблемных» вод.

В Аденском заливе ранее этим занимались ВМС США и Евросоюза, на счету которых – множество отбитых у пиратов торговых кораблей. Провел там некоторое время и российский сторожевой корабль «Неустрашимый». С 2008 года регулярное дежурство в Аденском заливе стали нести эскадры военно-морского флота Ирана. Только за последние 3 года иранские корабли сопроводили 3000 нефтяных танкеров и торговых судов. 147 раз им пришлось вступать в бой с пиратами и успешно отбивать их атаки. Иранские моряки не раз спасали не только свои, но и иностранные суда. Небольшая удаленность портов ИРИ от района распространения пиратства и мощь иранских ВМС, возможно, станут серьезными факторами в успехе борьбы с данным явлением в Аденском заливе. Иранский флот на настоящий момент имеет шанс если не решить, то всерьез повлиять на проблему сомалийского пиратства.

Однако это не устраняет проблемы в мировом масштабе. Ежегодный экономический ущерб от морского пиратства вкупе составляет около 40 миллиардов долларов. Кроме того, в ряде регионов такой разбой приводит к уже упомянутым человеческим жертвам. С начала ХХI столетия, нападениям пиратов подверглись суда 62 стран мира, а география этого явления охватила прибрежные воды 56 государств. Признавая возможность локальных побед и ликвидации тех или иных групп, приходится признать, что глобальной, общемировой панацеи от столь нетипичного для века прогресса явления, как морское пиратство, на данный момент нет.

Антон Евстратов – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net