Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

23.12.2013 | Марина Войтенко

Экономическое зеркало госуправления

Экономика РФ продолжает разочаровывать ироссийских, и международных экспертов. На минувшей неделе свой прогнозпересмотрел Всемирный банк. Еще в сентябре его аналитики ориентировались на1,8% по итогам уходящего года[1]. Теперь ожидается лишь1,3% прибавки ВВП. Цифра эта вполне совпадает с официальной статистикой поитогам ноября.

По данным Росстата,опубликованным 18 декабря, рост ВВП РФ в концеосени-2013 замедлился до 1,0% в годовом выражении с 1,8% в октябре, а заодиннадцать месяцев его темп составил 1,3 процента. Надежды на существенноеускорение в декабре весьма призрачны, поскольку отрицательный результат ноябряв промышленном выпуске (-1,0% год к году) вряд ли удастся полностью компенсировать.В августе Минэкономразвития понизило прогноз по росту промпроизводства втекущем году с 2,0% до 0,7%. Однако глава ведомства Алексей Улюкаев ужепризнал, что итоги-2013 будут в районе 0,1%.

Не радуют иинвестиции. За январь-ноябрь этот показатель потерял 0,8% (в аналогичномпериоде 2012 года – «+8,2%»). В начале декабря МЭР уже понизило прогнозувеличения капвложений в 2013 году с 2,5% до 0,2%, но и он, судя по всему,достижим только в случае какого-то резкого скачка в декабре. Консенсус-прогнозаналитиков, опрошенных «Интерфаксом» в конце ноября, предполагает снижениепоказателя по итогам-2013 на 0,2%. В 2014-ом Минэкономразвития ожидаетускорения динамики до 3,9%, эксперты более консервативны в своих оценках –2,3%.

Согласнопоследним ориентировкам МЭР, ВВП РФ в будущем году прибавит 2,5%, в 2015-ом –2,8%. Предположения Всемирного банка на этот счет несколько пессимистичнее – 2,2 % и 2,7% соответственно.

Общемировой экономический рост в2014 году обещает выглядеть поживее. По оценкам экспертов ОЭСР, он ускорится с2,7% в 2013 году до 3,6%, а затем стабилизируется на уровне 3,9% в 2015-ом[2].Наиболее ощутимый прирост покажут развитые страны – соответственно 1,2%, 2,3% и2,7%. Ожидается, что в следующем году преодолеет спад Еврозона, ее темпысоставят скромный. Но зато уверенный 1,0% ВВП США подрастет на 2,9%[3],Японии – на 1,5%.

Динамика развивающихся экономикокажется несколько скромнее: в 2013 году – 4,8%, в 2014-ом – 5,3%, в 2015-ом –5,4%. Среди стран БРИКС наибольший скачок в темпах продемонстрирует Индия с3,4% в текущем году до 5,1% в следующем и 5,7% в 2015-ом. Китай, возможно,прибавит с 7,7% в 2013 году до 8,2% в 2014-ом, но затем с 2015 года (7,5%)начнет среднесрочное торможение. Бразилия будет переживать в 2014-2015 годахстагнацию – темпы роста не поднимутся выше 2,5%, ожидающихся по итогам-2013.Прогнозы ОЭСР относительно России совпадают с предположениями Всемирного банка.

Внешний экономический мир,подчеркнем это, завершает нынешний год с некоторым перевесом оптимизма.Согласно результатам опроса инвесторов, проведенного в декабре банком BofA Merrill Lynch, доля тех, кто уверен в укреплениимировой экономики в течение двенадцати ближайших месяцев достигла 71% против67% в ноябре. Напомним, что год назад таковых было 40%.

При этом 83% считают маловероятнымпродолжение рецессии в Еврозоне в 2014 году. 64% ожидают на этом рынке ростакорпоративных доходностей. Все больше доверия вызывает экономика Японии, ставкуна ее укрепление делают 44% респондентов (в ноябре – 27%). Что касается США, тосвидетельством уверенности перспектив в последовательном преодолении все ещеостающихся последствий кризиса является принятое на минувшей неделе Федрезервомрешение начать плавное сворачивание третьей программы количественного смягчения(QE3). С января 2014 года американский центробанк сокращает ежемесячные покупкигосударственных и ипотечных облигаций на $10 млрд. Среди поводов к этому – ростэкономики США в третьем квартале (в годовом выражении) на 3,6% и снижениебезработицы до 7% в ноябре (7,3% месяцем ранее).

Многие эксперты констатируютповышение рисков для развивающихся экономик: некоторое сжатие глобальнойликвидности (если оно не будет компенсировано усилиями ЕЦБ), усиление оттокакапитала на рынки развитых стран, ухудшение состояния счета текущих операций платежногобаланса, избыточная волатильность валютных курсов и др. В основе такойуязвимости – нерешенные структурные проблемы, чем дальше, тем все болеевыступающие ограничениями на пути перехода к новым моделям роста. Заметим, чтоэтот вывод в полной мере применим и к России.

Мнения по поводу путейстимулирования роста в РФ разделились уже давно. На минувшей неделе помощникпрезидента Андрей Белоусов весьма эмоционально опять высказался на тему оневыполнении принятого еще весной плана правительства. Причем его позициясводится главным образом к тому, что высокиепроцентные ставки «убивают инвестиционную активность», поэтому необходимопроработать вопрос об их снижении. Однако производственники на протяжении всегогода говорят о том, что размер ставки давно не является основнымпрепятствием для развития компаний. Более того, результаты опросов ИЭП им.Е.Т.Гайдара показывают, что инвестиционные планы предприятий третий месяцподряд пребывают на минимальных с начала 2010 года уровнях. Причина тому –слабость спроса и неопределенность перспектив ведения бизнеса в целом.

Близкий к этому выводна проблему у нынешнего руководства МЭР. Позиция министерства сформулированачетко – реализация мер по достижению устойчивых высоких темпов роста, причем вовсех сферах российской экономики, должна происходить в более благоприятнойинституциональной среде, нежели чем это имеет место быть сейчас. С такой точкойзрения согласно и большинство экспертов.

В том, что причинынынешних низких темпов экономического роста не монетарные, уверены и в ИЭП, и вИнституте экономики РАН, ИНСОР, и в Институте энергетики и финансов и др. ВЦентр развития НИУ ВШЭ подчеркивают: в условиях неопределенности вэкономической политике предприятия могут и не брать кредиты, даже если деньгибудут доступны. Акцент, по мнению большинства экспертов, следует делать вовсе не на уровне процентных ставок(если только не возникнет угроза серьезного циклического спада), а напроведении реформ, направленных на стимулирование факторов экономическогороста.

Так,признавая значимость запуска новых крупных инвестиционных проектов, экспертыуказывают и ряд условий для их реализации, без выполнения которых получитьзначимый мультипликативный эффект не удастся. Среди них – снижениеадминистративных барьеров и предоставление налоговых льгот для запуска нового бизнеса,недорогой и быстрый доступ к энергосетям, дальнейшее повышение прозрачностибольших госконтрактов и инвестиционных соглашений (дабы рост госрасходов неприводил только к разбуханию смет), совершенствование правоприменения и т.п.

В некотором смыслеможно говорить о консенсусе взглядов. Общий лейтмотив экспертных мнений:стагнация – в системе управления. Андрей Белоусов высказался в болееэкспрессивной манере – «Стагнация – в головах. Это очень важно понять. Нетникакой стагнации. При наличии резервов стагнации быть не может». Тем не менее,в необходимости пересмотра «пакета» мер поддержки экономики уверены все.

Такая «инвентаризация»- дело, безусловно, полезное. Проводить ее по сути нужно было уже вчера, но и сейчасеще не поздно. Основание тому – все более растущее понимание – госуправление всфере экономики самой ей помогает все меньше. Во-первых, мешает некомплексностьпринимаемых решений и институциональный недострой. Например, дорожные карты поулучшению инвестклимата, уже показавшие свою результативность, еще большийэффект дадут к 2015 году, когда будут готовы все нормативно-правовые условия ихприменения. О том, что здесь ситуация вовсе не благостная, свидетельствуетнеобходимость фактически перезапуска «карт» по снятию административных барьеровв строительстве и поддержке экспорта. К тому же треть поручений по всем картамвообще не выполнена. Поэтому несколько странновато слышать от рядавысокопоставленных чиновников правительства сетования на то, что бизнес невыдвигает инициатив, которые «мы всеми действиями могли бы поддержать». Об этомна прошлой неделе прямо высказался первый вице-премьер Игорь Шувалов. Ксожалению, он не одинок.

Между тем, все уже«выдвинуто» в рамках тех же дорожных карт. Но, видимо, жажда «новизны» мешаетсосредоточиться на уже сформированной повестке. О том, что  в последней накапливается потребность всрочных действиях, напомнила 18 декабря глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина –согласно оценкам Центробанка, из России через страны Таможенного союза в2012-2013 годах было выведено порядка $47 млрд. Такова цена «недостроя» лишьодного интеграционного проекта.

Во-вторых, торможениеэкономики, обусловленное структурными факторами (прежде всего, низким качествоминституциональной среды – коррупцией, особенностями судопроизводства иправоприменения, слабой конкурентоспособностью национальной юрисдикции и т.п.),вместо системной работы по улучшению инвестклимата и тщательной координацииреформ подвигает немалую толику государственных мужей к проталкиванию далеко небесспорных идей. Типичный пример – академические призывы форсировать росткапиталовложений в госсекторе. Низкое качество проектов и отсутствие ихнезависимой экспертизы при этом в расчет не берутся. Главное – ускориться здесьи сейчас, наскоро набросав расходные сметы. Источник средств – расширениеденежного предложения.

И все это предлагаетсявполне всерьез, как будто бы не ясно, что ослабление денежно-кредитной политикипри высоких инфляционных ожиданиях населения[4] ифактически субсидировании (при базовой ставке в 5,50% годовых) регуляторомбанковского сектора стало бы явной проциклической мерой, усиливающей спад. И,тем не менее, «советы»  на сей счет непрекращаются.

В-третьих, дажеближайшие последствия, казалось бы, абсолютно правильных действий непросчитываются должным образом. Так, подстегивание деоффшоризации, ведя к ростуналоговой нагрузки для репатриируемых капиталов, может обернуться ростомпритязаний на компенсирующие меры господдержки со стороны крупных исверхкрупных компаний, то есть, новым изданием «ручного управления» ссоответствующим ущемлением конкуренции и т.п. В итоге приток капитала однихбизнесов, услышанных государством, может быть перекрыт оттоком у других, изтакого «общения» исключенных. Между тем, вполне логичен был бы среднесрочныйплан национальных действий (включающий, в том числе, основательную правкуГражданского кодекса, позволяющую проводить в российской юрисдикции сложныесделки на основе свободы договора), синхронизированной со сроками исполнения решений,принятых на этот счет «Группой двадцати».

Ожидаемыеэкономические итоги-2013 – по большому счету, зеркало сложившейся системыгосрегулирования со всеми достоинствами и недостатками в выработке и принятиирешений. Многие из них требуют корректировки, еще большее число – элементарногоисполнения. Понятно, что едва ли не главная причина слабых и по сутинеудовлетворительных темпов роста (по самым оптимистическим прогнозам, не выше1,5%) именно в этом. Поэтому, чтобы не обмануться насчет желаемого ускоренияэкономики, для власти важно провести основательный и не косметический ремонтгосуправления. Насколько это будет возможно, покажет следующий 2014 год.

 

Марина Войтенко – экономическийобозреватель


[1] Всентябре прогноз Всемирного банка по росту ВВП РФ в 2013 году был снижен с 2,3%до 1,8%.

[2] Сходныеожидания – 3,4% мирового роста у аналитиков глобальных банков Goldman Sachs, DeutcheBank и Morgan Stanley.Совместная оценка департамента ООН по экономическому и социальному развитию иЮНКТАД несколько ниже – 3%, но и она на 1% выше прогноза ООН на 2013 год.

[3] Этоукладывается в интервальный прогноз ФРС США на 2014 год – 2,8-3,2%.

[4] Как показалопрос ФОМ, проведенный в декабре по заказу Банка России (результатыопубликованы 19 декабря), доля респондентов, отметивших рост цен в течениепрошедшего месяца, составила 92% (в лекабре-2012 – 90%). При этом доляопрошенных, считающих, что за последний месяц цены выросли очень сильно,увеличилась по сравнению с сентябрем в два раза (с 22% до 44%). Это –максимальное значение показателя с декабря 2009 года. При этом заметносократилась доля тех, кто говорит об умеренном (с 51% до 30%) и онезначительном росте цен (с 15% до 9%).

Доля респондентов, ожидающихдальнейшего роста цен, составила 72% (примерно на уровне прошлого года). Приэтом с 13% до 29% возросло число тех, кто прогнозирует сильный рост цен.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net