Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

01.02.2005 | Татьяна Становая

ДАРЬКИН ВТОРОГО СРОКА

Вчера президент России, наконец, внес кандидатуру Сергея Дарькина на пост губернатора Приморского края. 4 февраля законодательное собрание региона планирует рассмотреть ее - скорее всего, Дарькин будет утвержден, ведь у его потенциальных оппонентов почти не было времени подготовиться к борьбе за пост губернатора. Сергей Дарькин сумел переиграть даже Кремль, фактически навязав ему свою кандидатуру… Напомним, что с 1 января вступают в силу поправки к закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ", предусматривающие изменение порядка формирования исполнительной власти в российских регионах. Теперь главы администраций субъектов РФ будут "наделяться полномочиями" законодательным собранием региона, а кандидатура на утверждение будет вноситься президентом.

Однако этот порядок не действует в отношении тех губернаторов, которые были избраны, либо чьи выборы были назначены до вступления поправок в силу, то есть до 1 января 2005 г. Те губернаторы, которые не подпадают под действие нового закона, получают право поставить перед президентом вопрос о доверии. После этого президент либо принимает решение о доверии и вносит кандидатуру на утверждение законодательного собрания, либо отказывает в доверии и начинается процесс подбора альтернативных фигур для представления президенту (в соответствии с указом президента это делают полномочные представители президента в федеральных округах). Ходят устойчивые слухи, что до конца этого года все губернаторы, не подпадающие под действие новых поправок, должны будут пройти "процедуру доверия" - Кремль хочет ускорить переход на новую систему формирования исполнительной власти в регионах, и вопрос о доверии рассматривается как механизм смены (либо переутверждения) прежних губернаторов.

Однако вступление поправок в силу поставило перед Кремлем сразу несколько проблем, к которым он, возможно, оказался не готовым. Во-первых, отсутствует кадровый резерв потенциальных губернаторов, в то время как уже сейчас по нескольким регионам должно приниматься решение о выборе кандидатур. Во-вторых, не налажен сам механизм их подбора. Так, в соответствии с указом президента этот механизм представляет собой цепочку: полпред представляет кандидатуры главе администрации, тот - президенту. Однако в действительности в данном процессе будет играть ведущую роль и другие близкие к президенту фигуры, как наделенные полномочиями (например, Игорь Сечин или Владислав Сурков), так и не наделенные. Полпреды в этом случае оказываются "зажатыми" между молотом и наковальней: "сверху" им спускают кремлевские кандидатуры, "снизу" они сталкиваются с амбициозными региональными лидерами и бизнес-элитами, которые не всегда имеют возможности "пролоббировать себя" через Кремль. Такая "путаница" становится причиной затягивания сроков внесения кандидатур.

В-третьих, Кремль не до конца просчитал все стороны использования вопроса о доверии губернаторам. Этот процесс рассматривался Кремлем как инструмент для смены губернаторов, не подпадающих под действие нового закона. Однако уже первый случай постановки вопроса о доверии показал, что его могут использовать и сами губернаторы. В середине января губернатор Приморского края Сергей Дарькин провел встречу с президентом, на которой поставил перед ним вопрос о доверии. В условиях неподготовленности к столь быстрому развитию событий, отсутствия кадрового резерва вопрос о доверии оказался для Кремля полной неожиданностью. Президент должен был принять решение в течение недели, однако все затянулось на более длительное время. В итоге у Кремля все равно не оказалось времени для того, чтобы принять адекватное его интересам решение по данному региону.

Приморский край во многих отношениях уникален, это связано с проблемами его управляемости (географическая отдаленность от федерального центра и влияние конкурирующих политических центров (Япония)), обеспечения необходимых условий для жизнедеятельности (например, постоянные риски, связанные со срывом отопительного сезона). Приморье - стратегически важный регион, поэтому для Москвы было важно самостоятельно решить там "кадровую проблему". Однако, поставив вопрос о доверии, Сергей Дарькин сыграл на опережение, и у Кремля просто не оказалось возможности ему в таковом доверии отказать: сейчас самый разгар отопительного сезона, и политические встряски могли сыграть в этом контексте не самую положительную роль. Не было времени и для поиска альтернативной кандидатуры: ведь она должна быть политически дееспособной в самом регионе, пользоваться поддержкой элит (по крайней мере, не отторгаться ими), иметь ресурсы для прохождения через законодательное собрание. Тот факт, что российский президент заметно дольше положенного срока принимал решение о доверии, говорит о том, что выбор в пользу Дарькина был не столь однозначным. Но даже несмотря на это, опережающий шаг приморского губернатора не оставлял сомнений в положительном ответе президента.

Теперь окончательное слово скажет законодательное собрание. Интересно, что голосование будет проходить тайно, и значит, теоретически возможны сюрпризы. Конечно, вероятность того, что Сергей Дарькин будет утвержден, весьма высока, но при тайном голосовании появляется вероятность и противоположного исхода. Постановка вопроса о доверии не обязательно предусматривает именно президентский отказ в доверии: если Кремль хочет избавиться от неугодного губернатора, то он может поручить эту миссию региональному парламенту.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В последнее время политическая обстановка в Перу отличатся фантастичной нестабильностью. На минувшей неделе однопалатный парламент - Конгресс республики, насчитывающий 130 депутатов, подавляющим большинством голосов отстранил от должности в виду моральной неспособности выполнять обязанности президента Мартина Вискарру.

18 октября 2020 года в Боливии прошли всеобщие выборы. Предстояло избрать президента, вице-президента, двухпалатную законодательную Ассамблею. Сенсации не произошло. По подсчетам 90 процентов голосов победу одержал Луис Арсе, заручившийся поддержкой 54, 51 % граждан, вышел вперед в 6 департаментах из 9, в том числе в 3 набрал свыше 60 %. За ним следовал центрист Карлос Месса, имевший 29, 21 % голосов.

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net