Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

01.02.2005 | Татьяна Становая

ДАРЬКИН ВТОРОГО СРОКА

Вчера президент России, наконец, внес кандидатуру Сергея Дарькина на пост губернатора Приморского края. 4 февраля законодательное собрание региона планирует рассмотреть ее - скорее всего, Дарькин будет утвержден, ведь у его потенциальных оппонентов почти не было времени подготовиться к борьбе за пост губернатора. Сергей Дарькин сумел переиграть даже Кремль, фактически навязав ему свою кандидатуру… Напомним, что с 1 января вступают в силу поправки к закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ", предусматривающие изменение порядка формирования исполнительной власти в российских регионах. Теперь главы администраций субъектов РФ будут "наделяться полномочиями" законодательным собранием региона, а кандидатура на утверждение будет вноситься президентом.

Однако этот порядок не действует в отношении тех губернаторов, которые были избраны, либо чьи выборы были назначены до вступления поправок в силу, то есть до 1 января 2005 г. Те губернаторы, которые не подпадают под действие нового закона, получают право поставить перед президентом вопрос о доверии. После этого президент либо принимает решение о доверии и вносит кандидатуру на утверждение законодательного собрания, либо отказывает в доверии и начинается процесс подбора альтернативных фигур для представления президенту (в соответствии с указом президента это делают полномочные представители президента в федеральных округах). Ходят устойчивые слухи, что до конца этого года все губернаторы, не подпадающие под действие новых поправок, должны будут пройти "процедуру доверия" - Кремль хочет ускорить переход на новую систему формирования исполнительной власти в регионах, и вопрос о доверии рассматривается как механизм смены (либо переутверждения) прежних губернаторов.

Однако вступление поправок в силу поставило перед Кремлем сразу несколько проблем, к которым он, возможно, оказался не готовым. Во-первых, отсутствует кадровый резерв потенциальных губернаторов, в то время как уже сейчас по нескольким регионам должно приниматься решение о выборе кандидатур. Во-вторых, не налажен сам механизм их подбора. Так, в соответствии с указом президента этот механизм представляет собой цепочку: полпред представляет кандидатуры главе администрации, тот - президенту. Однако в действительности в данном процессе будет играть ведущую роль и другие близкие к президенту фигуры, как наделенные полномочиями (например, Игорь Сечин или Владислав Сурков), так и не наделенные. Полпреды в этом случае оказываются "зажатыми" между молотом и наковальней: "сверху" им спускают кремлевские кандидатуры, "снизу" они сталкиваются с амбициозными региональными лидерами и бизнес-элитами, которые не всегда имеют возможности "пролоббировать себя" через Кремль. Такая "путаница" становится причиной затягивания сроков внесения кандидатур.

В-третьих, Кремль не до конца просчитал все стороны использования вопроса о доверии губернаторам. Этот процесс рассматривался Кремлем как инструмент для смены губернаторов, не подпадающих под действие нового закона. Однако уже первый случай постановки вопроса о доверии показал, что его могут использовать и сами губернаторы. В середине января губернатор Приморского края Сергей Дарькин провел встречу с президентом, на которой поставил перед ним вопрос о доверии. В условиях неподготовленности к столь быстрому развитию событий, отсутствия кадрового резерва вопрос о доверии оказался для Кремля полной неожиданностью. Президент должен был принять решение в течение недели, однако все затянулось на более длительное время. В итоге у Кремля все равно не оказалось времени для того, чтобы принять адекватное его интересам решение по данному региону.

Приморский край во многих отношениях уникален, это связано с проблемами его управляемости (географическая отдаленность от федерального центра и влияние конкурирующих политических центров (Япония)), обеспечения необходимых условий для жизнедеятельности (например, постоянные риски, связанные со срывом отопительного сезона). Приморье - стратегически важный регион, поэтому для Москвы было важно самостоятельно решить там "кадровую проблему". Однако, поставив вопрос о доверии, Сергей Дарькин сыграл на опережение, и у Кремля просто не оказалось возможности ему в таковом доверии отказать: сейчас самый разгар отопительного сезона, и политические встряски могли сыграть в этом контексте не самую положительную роль. Не было времени и для поиска альтернативной кандидатуры: ведь она должна быть политически дееспособной в самом регионе, пользоваться поддержкой элит (по крайней мере, не отторгаться ими), иметь ресурсы для прохождения через законодательное собрание. Тот факт, что российский президент заметно дольше положенного срока принимал решение о доверии, говорит о том, что выбор в пользу Дарькина был не столь однозначным. Но даже несмотря на это, опережающий шаг приморского губернатора не оставлял сомнений в положительном ответе президента.

Теперь окончательное слово скажет законодательное собрание. Интересно, что голосование будет проходить тайно, и значит, теоретически возможны сюрпризы. Конечно, вероятность того, что Сергей Дарькин будет утвержден, весьма высока, но при тайном голосовании появляется вероятность и противоположного исхода. Постановка вопроса о доверии не обязательно предусматривает именно президентский отказ в доверии: если Кремль хочет избавиться от неугодного губернатора, то он может поручить эту миссию региональному парламенту.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net