Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

14.01.2014 | Валерий Выжутович

Подарочный набор

Дмитрий Медведев подписал постановление, ужесточающее контроль за подарками чиновникам. К подаркам отнесены вещи, полученные госслужащим в связи с исполнением им должностных обязанностей, за исключением подарков, врученных ему на официальных мероприятиях и в служебных командировках.

Обязанность уведомлять о получении подарков распространяется на членов правительства, губернаторов, мэров городов, глав местных администраций, членов Совета федерации, депутатов, судей, членов контрольно-счетных органов, всех государственных и муниципальных служащих, работников Центробанка, Пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, «Газпрома», госкорпораций, а также государственных научных и учебных заведений.

Получивший подарок госслужащий отныне обязан в течение трех рабочих дней сообщить об этом работодателю, подав уведомление в двух экземплярах с приложенным чеком. Подарок стоимостью свыше 3 тысяч рублей подлежит сдаче на хранение не позднее пяти рабочих дней со дня уведомления о его получении. То же и в отношении подарка, стоимость которого чиновнику, получившему его, не известна. Все сданные подарки войдут в реестр федерального или регионального имущества и будут находиться в распоряжении государства, которое сможет их продать, безвозмездно передать благотворительной организации или уничтожить. Подарок дороже 3 тысяч рублей разрешается выкупить. Стоимость подарка будет определяться на основе его рыночной цены.

Материальные знаки внимания государственным служащим долго не удавалось регламентировать. Попытки четко определить, за пределами какой суммы заканчивается подарок и начинается взятка, периодически предпринимались, но результата не давали. Был момент, когда Следственный комитет выступил с инициативой - отменить норму закона, позволяющую чиновникам принимать подарки. Существовала ведь правовая коллизия. С одной стороны - закон, разрешающий госслужащим и работникам муниципальных образований в связи с их должностным положением получать подарки, стоимость которых не превышает пяти МРОТ. А с другой - Уголовный кодекс с его 290-й статьей, расценивающей как взятку «получение денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица».

Устранить конфликт между этими правовыми нормами предлагалось радикальным способом - поставить подарки чиновникам вне закона. Но до этого не дошло. Просто ввели законодательные ограничения: все «протокольные» подарки, стоимость которых превышает 3 тысячи рублей, были признаны недопустимыми. А теперь вот и новое ужесточение.

На умеренность принимающей подарки стороны, выходит, никто не надеется. Нет упований и на умение должностного лица самостоятельно определять, связан ли подарок с его служебной деятельностью. Оно и понятно. Живем-то не во Франции, где всякое подношение стоимостью свыше 35 евро считается взяткой. Живем и не в Америке, где подарок на сумму более 305 долларов подлежит сдаче в госказну. Ну хорошо, теперь и в России всякий подарок дороже 3 тысяч рублей чиновник обязан сдать государству. Понимать надо так, что это еще один способ борьбы с коррупцией. Но подарок (а по сути взятка) не всегда имеет вещественное воплощение. В ходу все чаще такие знаки вознаграждения, как, например, устройство родственников влиятельного чиновника на доходные посты в сфере бизнеса. Подобные подарки, ясное дело, не требуют декларирования.

Между прочим, в Казахстане принят любопытный документ. Называется «Кодекс чести государственных служащих». Рамки поведения для чиновников установил Нурсултан Назарбаев. Президентским указом. Любопытно прочесть такой, например, параграф из «Кодекса чести» казахстанского чиновника: «Не допускать действий, способных дискредитировать Казахстан». Не менее поучительно примерить к российским реалиям запрет казахстанским госслужащим вмешиваться в предпринимательскую деятельность, лоббировать интересы предприятий и компаний и получать за это «подарки и услуги от физических и юридических лиц». Чтобы эти и прочие должностные табу не воспринимались как благие пожелания, в документе сказано: за нарушения требований кодекса госслужащие «могут привлекаться к ответственности».

Свод правил, регламентирующих поведение чиновничества, несколько лет назад пыталась принять и российская Госдума. Казалось, наконец-то будет исполнена рекомендация комитета министров Совета Европы. Согласно ей, все страны, входящие в эту организацию, должны иметь подобный кодекс. Если евростандарт, так во всем, и госслужба не исключение. Но предложенный российскими законодателями документ был полон терминов, не поддававшихся юридическому толкованию. Вероятно, поэтому президентская администрация и правительство дали отрицательные заключения на него.

Шансов, что кодекс в ближайшие год или два вновь встанет в думскую повестку дня, по правде сказать, маловато. Да будь он даже принят, это вряд ли приблизило бы Россию к евростандарту в понимании, что можно чиновнику, а чего нельзя. Потому что евростандарт базируется не столько на букве кодекса, сколько на его духе. На общепринятых нормах служебного поведения. И что самое важное, на подконтрольности власти обществу. На таком общественном климате, при котором чиновник, «забывший» в частной поездке заплатить за самолет или отдохнувший всей семьей на вилле какого-нибудь магната моментально и навсегда становится для госслужбы персона нон грата. Вообще-то всякий подобный кодекс - документ по природе своей лицемерный. Но, как говорил кто-то из великих, лицемерие - это дань, которую порок платит добродетели.

Валерий Выжутович - публицист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net