Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

17.01.2014 | Антон Евстратов

Иран: последний барьер перед прорывом санкционной блокады

9-10 января прошли переговоры между заместителем министра иностранных дел Ирана Аббасом Аракчи, его европейской коллегой Хельгой Шмидт, а также главой американской делегации на женевских переговорах по ядерной программе ИРИ Уэнди Шерман. Дипломаты встретились, как в трехстороннем режиме, так и в двустороннем - уже без Шерман. Результатом переговоров стало окончательное утверждение комплекса мероприятий по практической реализации условий выработанного 24 ноября 2013 года предварительного соглашения по разрешению иранской ядерной проблемы. Начало реализации достигнутых договоренностей запланировано на 20 января.

После долгих лет бесплотных переговоров и бюрократических проволочек, ничего не значащих заявлений и ожиданий этот прорыв выглядит просто поразительным. Его значение оказалось настолько велико, что даже очередной раунд переговоров между Ираном и МАГАТЭ, запланированный на 22 января, был срочно перенесен на февраль – лишь бы не помешать началу выполнения сторонами взятых на себя обязательств. Уже вскоре Исламской Республике придется полностью остановить обогащение урана до 20%, приостановить строительство ядерных объектов в Фордо, Араке и Натанзе, а также согласиться на проверки их экспертами МАГАТЭ. Запад, в свою очередь, снимет с Тегерана ряд действующих в его отношении экономических санкций.

Семь недель потребовалось экспертам Ирана и группы 5+1 на выработку технических деталей реализации условий заключенного в Женеве договора. Тем не менее, по-видимому, все возможные препятствия устранены, и от участников переговоров можно ожидать выполнения взятых на них обязательств. Однако, как со стороны Исламской Республики, так и со стороны ее западных визави - все не так гладко. Во-первых, необходимо отметить, что в иранском обществе и, прежде всего, среди политической элиты ИРИ, ограничение некоторых аспектов ядерной программы страны воспринимается не как окончательная мера, а как временный шаг, призванный несколько сгладить международную напряженность. В парламенте страны уже имеется законопроект, внесенный группой консервативных депутатов, который предусматривает обогащение урана в скором будущем до 60%. Что касается остановки его обогащения до 20%, предусмотренной женевским соглашением, то она легко далась Тегерану, поскольку, согласно заявлениям главы Организации по атомной энергии ИРИ Али Акбара Салехи, такого ядерного топлива страна произвела с запасом на несколько лет. Вместе с тем, несмотря на последовательность Ирана в реализации его ядерной программы и изрядной жесткости руководства этого государства в означенном вопросе, до сих пор не было никаких официальных подтверждений отклонения ядерных разработок иранских специалистов от мирного характера.

Что касается позиции Запада, то она в настоящее время все больше проявляет свою неоднородность. Не зря Аббасу Аракчи в ходе выработки дорожной карты первых мероприятий по ядерному урегулированию, пришлось сначала встречаться с Шерман и Шмидт вместе, и только потом отдельно обсуждать данный вопрос с европейским представителем. Это показывает некоторое расхождение Европы и США в их позициях в отношении Исламской Республики. Если Вашингтон, в явном противоречии с духом заключенного в Женеве соглашения, буквально недавно ввел очередные санкции в отношении нескольких азиатских и американских компаний, работавших с Тегераном, то Евросоюзу пришлось разбираться с последствиями столь странного решения.

Во-первых, после отказа иранской делегации экспертов, шокированной действиями американской администрации, от дальнейших переговоров, именно глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон пришлось убеждать главного переговорщика ИРИ по ядерной проблеме Аббаса Аракчи в необходимости продолжения консультаций. Во-вторых, пресс-секретарь Эштон, Майа Косьянич, после того, как дорожная карта грядущих мероприятий все же была определена, публично заявила о том, что Евросоюз выполнит все взятые на себя обязательства перед Ираном. Примечательно, что никто из американских политиков подобные заявления себе не позволял. Группа дипломатов ЕС даже предложила Кэтрин Эштон ввести должность спецпредставителя по Ирану с перспективой открытия в Тегеране посольства Евросоюза, что просто немыслимо для США. Парламентская делегация ЕС совсем недавно посетила ИРИ, в то время, как американская не делала подобного никогда.

Причины подобного расхождения во взглядах и действиях в отношении ИРИ со стороны Вашингтона и Брюсселя – на поверхности. Если США совершенно свободны в своих экономических отношениях с Тегераном, практически не имея таковых, то экономика ЕС пострадала от действия антииранских санкций (прежде всего, из-за отказа от импорта иранской нефти).В результате, Европа, в случае получения от Ирана гарантий его «миролюбия», готовности к диалогу и конструктивному взаимодействию (а именно эти возможности и гарантии, фактически, олицетворяет новый президент Хасан Роухани), вовсе не против забыть былую враждебность. Соединенные Штаты, в свою очередь, поддерживая главного противника Тегерана, Израиль, а также имея тесные политические связи с противостоящими Ирану монархиями Персидского залива, имеют от эскалации противостояния с Исламской Республикой даже некоторую выгоду. Не следует забывать и исторические аспекты противостояния Вашингтона и Тегерана – от захвата американского посольств тегеранскими студентами, до постоянных угроз Соединенных Штатов «военным вариантом» решения иранского вопроса.

Однако, на данный момент, непримиримая позиция США не поддерживается не только никем из группы 5+1, ведущей непосредственные переговоры с Ираном по ядерной проблеме, даже сделавшей в свое время сенсацию Францией, но и многими союзниками Вашингтона за ее пределами. Последовательно критикует ядерные разработки ИРИ с неизменными угрозами в адрес Тегерана только Израиль, в то время, как арабские монархии Персидского залива, после турне по ним главы МИД Ирана Джавада Зарифа, изъявили некоторую готовность к диалогу со вчерашним соперником.

Все это говорит о том, что разрешение иранского ядерного кризиса и налаживание отношений ИРИ с Западом, несмотря на указанные выше проблемы, сейчас, как никогда, возможно. В случае, если Тегерану удастся доказать мирный характер своих атомных разработок, не только его традиционные партнеры Россия и Китай, но и Евросоюз готовы к конструктивному взаимодействию с ним. Позиция Соединенных Штатов, вне всяких сомнений, представляет исключительную важность, однако и они подписали женевское соглашение от 24 ноября, что говорит о возможности позитивных подвижек и на этом, пожалуй, самом неспокойном «фронте» и окончательного устранения ядерной проблемы Исламской Республики Иран.

Антон Евстратов – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net