Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

28.01.2014 | Евгений Бай

США-Украина: взгляд с заднего двора

Реакция администрации США на бурные события на Украине до сего времени была весьма скупой. Если не считать лаконичных заявлений представителей Белого дома о необходимости прекратить силовые методы по отношению к оппозиции, она, по сути, была выражена лишь в телефонном разговоре, который состоялся на прошлой неделе между вице-президентом Джо Байденом и украинским лидером Виктором Януковичем. Байден, как и следовало ожидать, призвал Януковича «остановить расправы с политическими оппонентами» и предупредил, что «дальнейшее кровопролитие чревато осложнениями отношений с США».

Одновременно конгресс США продолжил ставшие уже ритуальными разговоры о возможности лишения виз на въезд в Америку украинских чиновников, виновных в нарушении прав человека. Похоже, что этим словесным «арсеналом» и ограничивается возможное влияние США на Украину.

Чтобы оценить размеры этого, пусть гипотетического влияния на украинские власти и готовность Вашингтона помочь украинской оппозиции, следует оглянуться назад и посмотреть на эволюцию американо-украинских отношений с начала 90-ых годов прошлого века. Парадоксально, но сразу после развала СССР во многом благодаря достаточно сильной украинской диаспоре в Америке Украина имела в Вашингтоне не меньше лоббистов, чем Россия. Мало кто из американцев был в состоянии найти эту страну на политической карте мира. Но при этом она вплоть до последнего времени пользовалась в Новом свете большой симпатией.

Олесь Мотыль, один из американских политологов украинского происхождения объяснял мне этот феномен так. «Вы понимаете, - говорит он, - Украина для Америки - это как маленький грустный зверек из мультиков, который всегда кому-то проигрывает. Здесь его называют underdog, то есть это собака, которая проиграла бой. Таких «потерпевших» в Америке любят. И верят, что когда-нибудь underdog, а это может быть и человек, и группа людей и даже отдельное государство вдруг возьмет себя в руки, перестанет быть неудачником и начнет побеждать».

Это отношение к неудачнику, который вдруг обрел голос и волю, ярко проявилось во время первого визита бывшего президента Украины Виктора Ющенко в США весной 2005 года. Его встречали в Америке как национального героя. Во время выступления Ющенко в конгрессе добрая половина конгрессменов и сенаторов размахивали оранжевыми шарфами, на груди многих дам красовались декоративные оранжевые цветы. И что было уж совсем необычно для американского конгресса, так это продолжавшееся почти две минуты скандирование фамилии гостя с ударением на второй слог. Украинский гость в полной мере оценил и добрую волю тогдашнего президента США Джорджа Буша, с которым было подписано соглашение о стратегическом партнерстве. В нем две стороны обязались бороться за свободу в Белоруссии, на Кубе и повсюду в мире.

Автор этих строк неоднократно убеждался, насколько теплым и заинтересованным было отношение американских политиков к Украине. Известный сенатор Ричард Лугар во время интервью со мной, посвященном программе ядерного разоружения в России настолько увлекся украинской тематикой, что полчаса говорил только об этом, а потом, извинившись (время истекло) покинул кабинет по сигналу помощника, так и не уделив внимание России.

Лугар много раз призывал своих коллег помнить об Украине и ее потребностях. Тем же занимались и не менее известный сенатор Джон Маккейн, и сенатор Ричард Дурбин, и сенатор Карл Левин, в прошлом председатель комитета по вопросам вооружений, и сенатор Чарльз Шумер - все законодатели первого ряда, как демократы, так и республиканцы.

Украиной в той или иной степени уделяли повышенное внимание высококлассные специалисты, политологи, экономисты, адвокаты. Среди них такой известный эксперт, как Збигнев Бжезинский, в прошлом помощник президента США по национальной безопасности и оба его сына - Ян и Марк Бжезинские. А такие бывшие члены конгресса как Виктор Фэзио и Билл Рэксон стали в крупной вашингтонской юридической фирме «Akin Gump Strauss Hauer & Feld» адвокатами украинского магната Рината Ахметова.Как говорит эксперт вашингтонского Фонда Карнеги Эндрю Уэйсс, «в середине нулевых, во время «оранжевой революции» США оказали Украине значительную помощь, которая нейтрализовала меры экономического удушения со стороны ее влиятельного восточного соседа - России». Но отношение к Украине начало резко меняться сразу после того, как к власти в этой стране пришли «донецкие хлопцы» во главе с Януковичем. Вашингтон заморозил свои контакты на высшем уровне. Между Обамой и Януковичем состоялись всего две чисто символические встречи - на ядерном саммите в Вашингтоне весной 2010 года и еще на одной встрече, также посвященной ядерной тематике - в Сеуле в марте 2012 года. Госсекретарь Джон Керри только однажды имел беседу со своим коллегой, руководителем украинского МИДа Леонидом Кожарой.

Торговый оборот между США и Украиной в 2012 году составил 3.3 миллиарда - точно такой же объем экономических связей имеет Америка с крошечной Никарагуа. Недавно американские нефтяные гиганты ExxonMobil и Chevron подписали с правительством Украины соглашение о поиске нефтяных месторождений в Черном море, но пока эта работа находится на первом этапе согласований и изучения «карты местности».

«С самого начала украинского кризиса администрация Обамы пребывала в роли молчаливого свидетеля по отношению к украинскому кризису, - говорит бывший высокопоставленный сотрудник американского госдепартамента, эксперт вашингтонского Фонда Карнеги (Carnegie Foundation) Эндрю Уэйсс, – конечно, Белый дом и конгресс могут ввести санкции против Украины, но это не изменит расстановку сил в этой стране. Возможности влияния США на Украину весьма ограничены».

Такого же мнения придерживается и директор программ по контролю за вооружениями Института Брукингса (Brookings Institution), бывший посол США на Украине Стивен Пайфер.

«С самого начала кризиса на Украине лицом и голосом Запада был Европейский Союз, - говорит он, - и это совершенно понятно и закономерно, ведь главная дискуссия на Украине разворачивалась в отношении того, присоединится ли это государство, и если да, то как быстро к европейской торговой зоне и воспримет ли стандарты поведения Старого света. В прошлом Европейский Союз вполне успешно выступил в качестве посредника во время так называемой «оранжевой революции» 2004 года. Правительство же США не находится в первых рядах участников этой политической драмы».

По мнению американских экспертов, ЕС, а не США принадлежит лидирующая роль на Украине по следующим причинам. Во-первых, именно программа «Восточное партнерство» предлагает Украине наилучший путь сблизиться с Европой. Вашингтон не мог предложить Киеву ничего лучшего. Во-вторых, Украина не является приоритетной страной для США. Самые главные и наиболее острые внешнеполитические проблемы для администрации Обамы располагаются совсем в других регионах. Это в первую очередь Большой Ближний и Средний Восток- прекращение ядерной программы Ирана, химическое разоружение Сирии, выстраивание отношений между Израилем и Палестиной, вывод войск из Афганистана, а также необходимость сдерживания амбиций Китая и соблюдение баланса сил в Юго-Восточной Азии. В-третьих, это изменившиеся геополитические правила игры. В прошлом, в 90-ые годы прошлого столетия Украина была объектом борьбы между Западом, возглавляемым США и Россией. Но сейчас администрация Обамы не рассматривает эту ситуацию как «игру с нулевой суммой», хотя Москва по- прежнему видит это соперничество именно так. И, наконец, в-четвертых, как мы уже отметили, в Вашингтоне накопилось слишком много усталости и разочарования от нынешней Украины.

«Нынешнюю политику США по отношению к Украине следует признать разумной, - считает Стивен Пайфер, - если Америка ввяжется в борьбу, то это станет для Москвы крайне опасным раздражающим геополитическим сигналом. Более агрессивная политика США лишь осложнит политическую ситуацию в самой Украине и ни в коей мере не будет способствовать преодолению кризиса. Русские не рассматривают Европейский Союз в качестве такого же серьезного соперника на постсоветском пространстве, каким могли бы быть Соединенные Штаты. Соединенные Штаты наблюдают за всем происходящим издалека, со своего «заднего двора». И, возможно это для них отнюдь не самое плохое место».

Мнения осведомленных американских экспертов полностью опровергают версию российских федеральных телеканалов о том, что нынешнее противостояние на Майдане спровоцировано Западом, а причина того, что страсти не утихают - в продолжающемся вмешательстве ЕС и США. Крайне осторожная политика президента Обамы, при которой он старается избежать конфликтов где бы то ни было и сохранить приемлемый уровень отношений с Москвой, российских пропагандистов не убеждает.

Одновременно позиция Вашингтона показывает, что и украинской оппозиции не следует надеяться на помощь Америки. Соединенные Штаты в лице помощника госсекретаря США Виктории Нуланд, которая посетила Киев, уже поделились с протестующим в Киеве тем, что у них было - печеньем, хлебом и пирожками. Ничего другого Америка предложить украинской оппозиции пока не может.

Евгений Бай - журналист, политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net