Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

12.02.2014 | Валерий Выжутович

Не дадут засидеться

Руководители госслужащих будут обязаны планировать карьеру своих подчиненных на несколько лет вперед. Такова суть новых поправок в закон о государственной гражданской службе. Согласно этим поправкам, появятся списки, в которых будет указано, кто сменит того или иного чиновника по истечении определенного времени. Там же будут содержаться данные о семьях госслужащих, а также сведения о переезде из региона в регион, если этого потребует новое назначение. «Содержание плана ротации должно быть установлено законом, - говорит автор законопроекта, заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Дмитрий Савельев. - Сведения о предстоящей ротации являются существенными для прохождения гражданской службы. Они должны быть заблаговременно доведены до гражданского служащего».

Вообще-то ротация чиновников действует с 1 января 2013 года. Но пока что она обязательна только для руководителей территориальных управлений федеральных контролирующих и надзорных органов - Росздравнадзора, Роспотребнадзора, Роструда, Ростехнадзора, Федеральной антимонопольной службы и Федеральной налоговой службы. Теперь же перечень госслужащих, подлежащих ротации, будет существенно расширен. Речь, по сути, идет о создании кадрового резерва.

Что власть на всех ее уровнях испытывает острый кадровый голод - факт общепризнанный. Нет новых источников для пополнения управленческого корпуса. Долгие годы таких источников было два - Санкт-Петербург и силовое сообщество. Понятно, что эти кадровые резервуары не бездонны. Не хватает квалифицированных кадров для замещения не только министерских должностей, но даже и на посты глав муниципальных образований. А нынешняя система назначения на руководящие посты во многом напоминает «подбор и расстановку кадров», то есть те приснопамятные правила, по которым формировалась советская номенклатура.

Одна из причин кадрового застоя в органах власти - отсутствие конкуренции. Нормальной конкуренции между профессионалами. Ее, по сути, нет. Понятие «рынок труда» на сферу государственного управления почему-то не распространяется. На смену иерархическому отбору с присущим ему тасованием одной и той же той кадровой колоды не пришел открытый рыночный отбор. Даже административные преобразования подчас копируют советскую практику. Суть ее известна: реорганизация управления происходит, как правило, тогда, когда требуется переместить большого начальника. Кого-то понизить или отправить в отставку, а кого-то, наоборот, наградить высокой и теплой должностью. С тех пор мало что изменилось. Система органов власти в России по-прежнему зависит от персоналий. От кадровых раскладов наверху. От борьбы группировок. От постоянного конструирования «сдержек и противовесов». От чьего-то стремления выстроить собственную аппаратную оборону и обеспечить себе максимальный служебный комфорт.

Дефицит управленческих кадров особенно ощутим в регионах. Кадровая стратегия губернаторов долгие годы была направлена исключительно на удержание власти. Потенциальным наследникам веры не было. И не без оснований, поскольку «новая метла» то тут, то там, вопреки обещаниям сохранить преемственность во всем, начинала наводить свой порядок в доме. Казалось, с отменой губернаторских выборов кадровая ротация пойдет энергичнее. Но нет, большинство глав регионов остались на своих постах: были избранными, стали назначенными. А бизнесмены, получившие должности в региональных органах власти, заняты преимущественно решением собственных задач. Их пребывание на этих должностях мало повлияло на качество управления.

Словом, региональная власть тоже нуждается в обновлении. Но если критерием губернаторской успешности личная преданность больше служить не станет, то что же ляжет в основу кадровых решений касательно глав регионов? Да, существует система рейтингов субъектов Федерации. Это некий набор показателей, дающих возможность судить об эффективности местных администраций. Но сколь эффективна сама эта система - тоже еще вопрос.

О намерении обновить государственный управленческий корпус верховная власть заявляла не раз. И даже кое-что делала для этого. Например, был момент, когда начали создавать базу данных потенциальных кандидатов на государственные посты. Их количество сразу же было названо - тысяча человек, а в окончательном списке оказалось даже около 1800 фамилий. Кто именно попал в президентскую «тысячу», до сих пор держится в тайне. Известно лишь, что в списке резервистов - известные руководители крупных корпораций, а также молодые, еще не очень именитые, но перспективные менеджеры.

База данных такого рода, конечно, должна быть открытой. Ее открытость - одно из принципиальных условий, позволяющих исключить практику, когда решения о замещении должности принимаются по знакомству, по принципу личной преданности или за деньги. Но, с другой стороны, представленный на широкое обозрение поименный список резервистов открывает простор для лоббистских атак, аппаратных интриг, информационных «вбросов» различного толка. Кроме того, публикацией списка можно поставить в неловкое положение и тех, кто назначает на государственные посты, и тех - кого. Ведь попасть в резервисты - еще не значит добиться должности, а получить предложение - еще не значит принять его. Тут никаких взаимных обязательств.

Как бы то ни было, постепенная смена лиц на всех этажах управления неизбежна и необходима. Кто уйдет и кого назначат - эти рокировки многое скажут о кадровой стратегии верховной власти на ближайшие несколько лет. Именной состав кадрового резерва, будь он опубликован, еще раньше добавил бы ясности в этом.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net