Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

28.02.2014 | Антон Евстратов

Оружейные контракты – индикатор ирано-иракского сближения

Ряд новостных агентств на днях буквально взорвался сообщениями о сделке между Ираком и Ираном о поставках оружия. Особенно важна в данном контексте оказалась реакция Соединенных Штатов Америки, весьма негативная. США не только заявили о выходе данной сделки за рамки резолюции ООН №1747, но и немедленно заставили объясняться иракское правительство.

Примечательным выглядит разлад между иракскими официальными лицами в объяснении причин сделки и достоверности информации о ней. Если министерство обороны страны, целиком и полностью зависимое от Вашингтона, поспешило опровергнуть все сообщения журналистов, то гораздо более свободно чувствующие себя парламентарии поступили иначе. Они не только подтвердили покупку легкого вооружения, но и раскритиковали Соединенные Штаты. Глава Комитета по национальной безопасности в парламенте Ирака Хасан Сунейд, например, достаточно агрессивно обрушился на американцев, заявив, что они Багдаду не указ. В этой связи можно увидеть интересную ситуацию – если министерство обороны опровергает сведения о сделке, а парламент – подтверждает, значит, кто-то из них однозначно врет. Вряд ли парламентариям имеет смысл обострять отношения с США, если сделки действительно не было. Резоннее предположить, что свои операции скрывает министерство обороны. Получается, ради иранского оружия Ирак готов портить свои отношения с США, идти на откровенный подлог, рискуя лишиться всех возможных бонусов от сотрудничества с мировым гегемоном. О каком же оружии идет речь?

Здесь информация имеется весьма разочаровывающая – сделка, разработанная еще в ноябре 2013 года, оценивается лишь в 195 миллионов долларов, что, к примеру, на фоне 15-миллиардного военного контракта с США смотрится очень уж несерьезно и большой выгоды Тегерану не несет. В список вооружений, поставку которых предполагают восемь заключенных между Ираном и Ираком соглашений, входят легкое оружие, оборудование для танков и артиллерии, минометы и составляющие к ним, а также приборы ночного видения и устройства борьбы с действием отравляющих газов.

Среди указанных образцов практически нет наступательного вооружения. С другой стороны, все вышеназванное может быть с успехом использовано в борьбе с террористами салафитских группировок. Последние в Ираке усилились настолько, что способны уже штурмом брать города, как, например, это произошло 13 февраля, когда пал крупный населенный пункт Сулейман-бек. Именно борьбой с терроризмом объяснил оружейные контракты с Ираном и советник премьер-министра Ирака по связям с общественностью Али аль-Мусави. Он, подобно депутатам парламента, весьма жестко отреагировал на претензии Вашингтона, заявив, что ничто не помешает его стране закупать нужное ей вооружение.

Ранее высшие должностные лица Ирана и Ирака провели ряд переговоров по поводу совместной борьбы с терроризмом. Последние такие консультации прошли между спикерами законодательных собраний двух стран Али Лариджани и Усама аль-Нуджаифи в середине февраля на саммите Исламского межпарламентского союза. Председатель иранского Меджлиса тогда пообещал Ираку всю возможную помощь в борьбе с терроризмом, за исключением прямого военного вмешательства. Как видно, Лариджани знал, что говорил, так как его слова сбываются, спустя буквально несколько дней.

Есть еще один важный момент, беспокоящий, на этот раз не безосновательно, Соединенные Штаты. Ирак, даже столь незначительным и неопасным военным контрактом, помимо активного политического сотрудничества, выходит на иракский оружейный рынок. Там он становится третьим, пусть и самым слабым пока игроком, после США и России. В перспективе это может привести к еще большей зависимости Багдада от Тегерана, постепенному «уплыванию» пока лояльного Ирака из рук Вашингтона в объятия близкого религиозно, культурно и исторически соседа.

Подтверждают эти предположения и последние политические события. 26 февраля Багдад и Тегеран достигли соглашения, по которому возобновилось действие Алжирского договора от 1975 года. Данный договор Ирак не признавал с 1980 года, из-за чего между странами началась 8-летняя война. Договор между министрами иностранных дел Ирана Джавадом Зарифом и Ирака Хошияром Зибари может открыть новую страницу взаимоотношений двух государств, и без того находящихся на высоком уровне. И здесь поставки оружия – лишь один из незначительных эпизодов, который, тем не менее, является индикатором сближения Тегерана и Багдада и постепенного выстраивания «шиитской оси», что должно беспокоить Вашингтон и его союзников в регионе гораздо больше, чем поставленные минометы и приборы ночного видения.

Антон Евстратов – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net