Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Прошедший 18 июня с. г. второй тур парламентских выборов во Франции не обошелся без сюрпризов. По его итогам, партия президента Эмманюэля Макрона «Республика, вперёд», вместе со своим союзником, центристским Демократическим движением (Модем) Франсуа Байру, получила не 415-445 депутатских мандатов из 577, как предсказывали специалисты, а 350 мандатов. Тем не менее, налицо бесспорная и внушительная победа.

Бизнес, несмотря ни на что

22 июня в Сочи прошло годовое собрание акционеров компании «Роснефть». За два дня до этого исполнительный директор компании Игорь Сечин встретился с президентом России Владимиром Путиным: последний попросил вернуться к политике выплаты дивидендов в размере 50% от общей прибыли. Правда, просьба касалась 2017 года.

Интервью

Положение в Сирии с приходом Дональда Трампа к власти в США не стало более ясным. Наоборот, ряд действий новой администрации еще больше запутали «сирийский клубок». В перипетиях ситуации в регионе, интересах многочисленных участников и последних тенденциях «Политком.RU» разбирался вместе со старшим преподавателем департамента политической науки НИУ ВШЭ, экспертом по Ближнему Востоку Леонидом Исаевым.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Комментарии

04.03.2014 | Олег Громов

Что у запада за пазухой?

После официального признания одним из лидеров «евромайдана» Андреем Парубием, занявшим пост секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины, факта перехода украинских военнослужащих на сторону «восставшего полуострова» и, предположительно, находящихся там российских военнослужащих, мировому сообществу стало окончательно понятно – Украина не имеет никаких рычагов воздействия на позицию России по Крыму и в целом в вопросе военного вмешательства в гражданский конфликт. Поэтому Запад, как главный внешнеполитический союзник сил, пришедших к власти в Киеве после бегства президента Виктора Януковича, начал планировать ответные действия в отношении России, призванные спасти «тонущий корабль» украинской государственности.

В настоящее время Запад обсуждает целый комплекс мер в отношении России – начиная от дипломатических санкций (отзыв послов, игнорирование саммита G8 и Паралимпийских игр в Сочи) до экономических и военных мер. Важно отметить, что в позициях ЕС и США существуют некоторые различия, которые дают дополнительные возможности Москве для маневра и относительно безопасного выхода из ситуации.

Соединенные Штаты на уровне Конгресса уже рассматривают вариант полного сворачивания военно-политического сотрудничества и торгового взаимодействия с Россией. В военной сфере диалог между Москвой и Вашингтоном способствует разрешению конфликтов на Ближнем Востоке и стабилизации ситуации в Центральной Азии, в частности у границ Афганистана. После вывода большей части американских войск из этой страны потеря России как транспортного коридора доставки военных грузов и личного состава не так критична для США, как это было бы годом ранее. Однако потеря России как одного из посредников в переговорах по сирийскому кризису и иранской ядерной программе также сведет на ноль достигнутые успехи, которые администрация Барака Обамы однозначно записывает на свой счет (в том числе в преддверие выборов американского президента). В вопросе же военно-технического сотрудничества Россия практически не зависит от США. Максимальными потерями для российской стороны в этой сфере может стать обострение конкуренции за рынки вооружения в странах третьего мира. Однако это не будет критичным для отечественного ВПК.

Более тесное военно-техническое сотрудничество РФ со странами ЕС, в частности Италией (поставки броневиков «Тигр» и запчастей для них) и Францией (вертолетоносцы «Мистраль»). Пересмотр уже подписанных контрактов могут ослабить гособоронзаказ на текущий год по отдельным статьям, но не сорвать его. Гораздо существенными будут стратегические потери – российское руководство решило из закрытого постсоветского ВПК сделать открытый – с ориентацией на тесное сотрудничество с европейскими государствами в контексте перевооружения армии. Эти планы, возможно, стоит пересмотреть.

Гораздо ощутимее может ударить по отечественному ВПК заморозка сотрудничества с «оборонкой» Украины, которая поставляет в Россию двигатели для вертолетов и осуществляет гарантийное обслуживание межконтинентальных баллистических ракет. Правда, соответствующие предприятия находятся на востоке страны, что позволяет России занять эту территорию в случае критической угрозы для российской «оборонки».

Что касается экономической стороны вопроса санкций, то здесь у Запада существует больше рычагов воздействия. В первую очередь, существенно ухудшится инвестиционная обстановка – имидж России как государства, привлекательного для вложений может пострадать. Вероятно, это отразится и на кредитных рейтингах нашего государства и как следствие – на котировках крупнейших компаний и курсе национальной валюты. Мы можем получить некоторое падение ВВП, как это было во время грузино-осетинской войны (некоторые западные экономисты прогнозируют потери в 3% российского ВВП от крымской кампании).

В Европе уязвим «Газпром», к которому в последнее время пристально присматриваются европейские антимонопольные органы и который уже пострадал от серии исков со стороны своих европейских партнеров. Кроме того, европейская сторона в качестве исключительного шага может решиться на ревизию договоренностей по строительству «Южного потока» или торможение реализации данного проекта. Правда, такая инициатива, скорее всего, будет исходить от стран Западной Европы, поскольку восточные республики заинтересованы в снижении зависимости от нестабильного украинского транзитного коридора.

Важно отметить, что ЕС и США по-разному смотрят на перспективы разрешения кризиса. Так, пока Америка использует в основном только угрозы, Европа прорабатывает возможность переговоров с Россией для мирного урегулирования кризиса. Москва надеется на позицию немецких «москвофилов», заинтересованных в расширении торгово-экономических отношений с Россией, в качестве пророссийского лобби в руководстве ЕС, которое склонит Запад к тому, чтобы договориться с Россией путем компромиссов и уступок, а не одностороннего давления, то, что Москва пока не легализовала присутствие своих военных в Крыму (их там официально нет), говорит о намерениях российской дипломатии обсудить вопрос Крыма и законной власти на Украине без применения насилия, возможность и рамки которого уже были очерчены Москвой. Теперь ход за европейской стороной, которая отказаться от политики требований предварительных уступок от России, поскольку это перечеркнет саму возможность ведения переговоров.

В итоге можно констатировать, что обсуждаемые «меры сдерживания» по большей части не нанесут России настолько серьезного ущерба, от которого она не смогла бы оправиться в ближайшее время и ради которого могла бы попрать свои интересы на Украине. Однако, как и в 2008 году, наиболее уязвимой частью российской экономики, которая пострадает в первую очередь, может стать финансовый сектор. Но этому не стоит удивляться – такой итог закономерен для интегрированного в мировой рынок государства.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

По масштабу перемен во французской политике победа Макрона на президентских и парламентских выборах сопоставима с приходом к власти Шарля де Голля. Соцпартия почти исчезла, в Национальном фронте и у республиканцев намечается раскол, на подъеме левые радикалы. Теперь вопрос, сможет ли новая политическая конструкция убедить французов согласиться на давно назревшие реформы в социальной сфере

На саммите «Большой двадцатки» в Гамбурге состоится первый очный контакт президентов России и США. Событие давно ожидаемое – настолько, что кажется, что эти два лидера уже давно знакомы, а если верить недоброжелателям Трампа, так он давно уже «русский кандидат», т.е. находится под неправомерным влиянием России. Что же может, а еще существеннее – чего не может случиться на этой встрече?

В 2017 году большинство стран СНГ отмечают четвертьвековой юбилей установления дипломатических отношений между собой и с остальным внешним миром. В рамках стратегии диверсификации советских интеграционных связей, сконцентрированных на России, основным приоритетом становилась политика выстраивания отношений со странами Запада и главными мировыми донорами - такими, как, например, Япония. В течении 1990-х, первого десятилетия независимости государств СНГ, их отношения с Китаем были в некоторой степени в тени отношений с Россией.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net