Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В США состоялись промежуточные выборы. Исход голосования, в отличие от 2016 года, совпал с прогнозами социологов. Демократы завоевали большинство в Палате представителей, а республиканцы сумели сохранить и даже усилить большинство в Сенате.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Аналитика

15.03.2014 | Алексей Токарев

В ожидании независимого Крыма: история украинских референдумов

16 марта в единственной автономной пока ещё украинской республике пройдёт референдум, на котором крымчанам предстоит ответить на вопросы: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?» и «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?» Это будет пятый региональный референдум на Украине и второй в Крыму.

Всеукраинских референдумов в братском государстве было два. В 1991 году украинцы массово ответили «да» на вопрос «Подтверждаете ли Вы Акт провозглашения независимости Украины?». От запада до востока, от Ивано-Франковска до Харькова более 85 % украинцев согласились с суверенитетом Украины. Даже Крым и Севастополь как отдельная административная единица (город прямого подчинения Киеву) проголосовали «за»: 54 и 57 %, соответственно.

В апреле 2000 года был проведён второй всеукраинский референдум, инициированный президентом Кучмой. Референдум был необходим Леониду Кучме, активно готовившемуся ко второму сроку, для перераспределения полномочий между ним и Верховной Радой (ВР). Четыре вынесенные вопроса, касались усиления власти президента и ослабления полномочий парламента: 1) возможность роспуска президентом ВР в случае, если в течение месяца не сформировано большинство (в изменённом виде данную новацию примут по итогам реформы-2004) или если в течение трёх месяцев не примут государственный бюджет, представленный правительством; 2) ограничение депутатской неприкосновенности; 3) снижение числа депутатов ВР с 450 до 300; 4) институционализация двухпалатного парламента. По всем четырём вопросам население было единодушно: от 81 до 90 % ответили «да» (в самом голосовании приняли участие 81 % населения).

Результаты региональных референдумов были не столь однозначны и имели гораздо меньшее влияние на украинскую политику. Ещё раньше первого всеукраинского референдума состоялся первый украинский – в Крыму. Крымчан спрашивали: «Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?» 93 % жителей полуострова ответили «да». 1992 году Крым провозгласил суверенитет, объявив себя суверенным государством Республика Крым. В 1994 году в республике прошли президентские выборы, на которых во втором туре с результатом в 70 % победил гражданин России Юрий Мешков, а блок «Россия» получил конституционное большинство в парламенте. Внутренние противоречия в команде президента Мешкова, столкновения с его же ставленником, спикером парламента Цековым, на которых активно играло украинское руководство, незначительный опыт госуправления, а также отсутствие поддержки со стороны России, подчёркивавшей признание нерушимости границ в Европе, – помешали отстоять независимость Крыма. Избранная крымская власть оказалась несостоятельной, чтобы конкурировать с центром. В 1995 году ВР приняла, а президент подписал закон Украины «Об Автономной республике Крым», который вернул полуостров в конституционное пространство Украины и отменил институт президентства. В 1998 году крымской ВР была принята конституция Крыма, подтверждающая статус автономной республики в составе унитарного государства.

В один день с первым всеукраинским региональный референдум прошёл в Закарпатской области УССР, на 2/3 населённой русинами, требовавшими предоставления Закарпатью специального самоуправляемого статуса в качестве субъекта в составе Украины. 79 % проголосовали за особый статус Закарпатья: «специальная самоуправляемая территория и как субъект в составе Украины, который не входит ни в какие другие административно-территориальные образования». Итоги референдума были проигнорированы официальным Киевом.

В марте 1994 года референдумы прошли в Донецкой и Луганской областях Украины. На обоих ставились вопросы о федерализации Украины (соответственно: за/против 80/15 %; 89/7 %), о русском как государственном языке по всей Украине (87/9; 90/5) и официальном в этих регионах (89/7 %; 91/5), о подписании устава СНГ, полноправном участии Украины в межпарламентской ассамблее (89/7; 91/5), . Генеральная прокуратура опротестовала результаты референдумов, и они были отменены судами.Неделю назад власти Донецка обратились к ВР «с настоятельным требованием немедленно принять закон о местных референдумах, который позволил бы жителям Донецкой области выразить свое волеизъявление». Нежелание донецких политиков выбирать крымский путь проведения референдума вне правовых рамок свидетельствует о признании ими власти ВР как легитимной. Если такой референдум будет проведён, то с высокой вероятностью на него вновь будут вынесены вопросы об изменении отношений Донбасса с центром и о языке.

До нынешнего времени центральная украинская власть успешно противодействовала попыткам сецессий и федерализации в регионах. Несмотря на высокую степень разобщённости территорий, решения генпрокуратуры, судов, ВР относительно непризнания итогов референдумов удовлетворяли региональные власти и на западе, и на востоке. Кроме того, Киев не принимал законодательство об областных референдумах. Любое желание провести всеобластное голосование может быть приравнено к сепаратизму. Из разъяснения ЦИКа Украины от 3 марта следует, что «ни один из действующих в Украине законов не определяет порядка проведения местных референдумов… механизм реализации права граждан на принятие решений по вопросам местного значения путем проведения местного референдума отсутствует». Донецкие власти просят создать такое законодательство – вероятно, потому что всё же видят будущее региона в рамках украинского административного пространства. Впрочем, одна из основных проблем нынешних властей в украинской столице – нелегальность их стартовых позиций. На всю критику относительно неконституционности любых действий регионов по отделению, противники нынешнего официального Киева будут справедливо вспоминать о странной процедуре передачи власти (побег президента из страны не является формальным поводом для передачи его должности каким бы то ни было «и.о.»).

Крымские власти, вероятно, не поинтересуются мнением Киева. Это не отменяет будущих крымских «болезней легальности». Именно украинская история небрежного обращения с правом так никого и не научила: власть, сформированная с нарушениями процедуры, сама формирует базу для будущих критиков. Чем заканчивается критика власти, показал майдан. В какой бы высокой степени не соотносились действия нынешних крымских властей с мнением крымчан, всё же стратегически непродуманно проводить референдум в отсутствие законодательства о нём, в присутствии неопознанных военных, без права на критику, с агитацией, переходящей в пропаганду (билборды, где альтернативой Крыму со свастикой является Крым цветов российского флага, видели многие).

Результаты крымского референдума следует предсказывать, основываясь не на социологических исследованиях, а исходя из активности российских законодателей в сфере принятия в состав нашей страны новых территорий. После 16 марта начнётся иная реальность, не только правовая. В течение года мы узнаем, чем станет крымский референдум для системы международных отношений: Потсдамом, Фултоном или чем-то ещё.

Алексей Токарев - к.п.н., научный сотрудник Центра глобальных проблем Института международных исследований МГИМО (У) МИД РФ

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net