Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Региональные исследования

17.03.2014 | Антон Ахиев

Анализ политической динамики в Республике Татарстан (ноябрь 2013 г.)

С самого начала месяца Татарстан находился в состоянии турбулентности: после авиакатастрофы в первых числах ноября все внимание региональных СМИ было приковано к данному происшествию и его последствиям. Прежде всего до сих пор остается нерешённым вопрос о том, что будет с авиакомпанией «Татарстан» и аэропортом, модернизированным перед Универсиадой. Всю эту ситуацию усложняет тот факт, что в скором времени ожидается появление, пожалуй, главного конкурента авиаперевозок в регионе – высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Казань».

В то же время, президент РТ в данной ситуации вернул экс-прокурора региона - Кафиля Амирова в публичную сферу, назначив его своим советником и, несколько ранее, председателем совета директоров крупнейшего агрохолдинга региона – «Связьинвестнефтехим». Нужно также отметить, что несколько ранее, Асгат Сафаров, до 2012 г. занимавший пост министра внутренних дел региона, также перешел в администрацию президента, возглавив ее. Исходя из этого, появляется гипотеза о том, что Р.Минниханов выстраивает линию по усилению своей администрации «силовиками». Помимо этого, в конце месяца произошло еще одно неожиданное назначение – Наиль Маганов, являющийся родным братом вице-президента ЛУКОЙЛа, занял пост главы компании «Татнефть», но, несмотря на это, большинство местных экспертов полагают, что данный факт из биографии нового руководителя компании не будет играть существенной роли в стратегии поведения данного предприятия; старый руководитель – Шафагат Тахаутдинов, по его собственным заявлениям, вышел на пенсию.

И, наконец, в ноябре произошла активизация исламского подполья, что было обусловлено различными социальными процессами в регионе, при этом, как оказывается на практике, данная проблема неподконтрольна властям, а значит, представляет существенную угрозу безопасности в условиях ухудшения социально-экономических показателей.

Итак, первый тренд, который будет характеризовать эндогенную среду Татарстана в ближайшие месяцы – авиакатастрофа, являющаяся потенциальным триггером перезагрузки всей системы авиаперевозок в регионе. Стоит заметить, что столь большая роль данной авиакомпании обусловлена тем, что на ее долю приходилась большая часть перевозок не только между Татарстаном и другими регионами, но и различными странами. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что авиакомпания «Татарстан» являлась одним из крупнейших компаний, приносивших доход как в республиканский, так и в федеральный бюджет. В то же время, с каждым днем становится все очевиднее, что жизнеспособность «Татарстана» подрывается, и это выражается в целом ряде последовательных событий, обрушившихся на авиакомпанию с середины месяца. Во-первых, сразу после крушения «Боинга» аэропорт Казани заявил о том, что «Татарстан» уже в течение трех лет не выплачивает долг за обслуживание самолетов, при этом сумма этого долга равна 266 млн. руб. Важно также отметить, что еще месяц назад аэропорт в интервью региональным СМИ заявлял о незначительности долга и о планах сотрудничества, в то время как в ноябре появляется судебный иск в арбитражный суд. По всей вероятности, активизация аэропорта во-многом связана с большой вероятностью закрытия данной авиакомпании. Помимо аэропорта «Казань», в ноябре Межгосударственный авиационный комитет выразил желание провести проверку знаний пилотов авиакомпании для предотвращения человеческого фактора в авиакатастрофах. И, наконец, третьим сигналом к тому, что жизнеспособность авиакомпании подорвана, стала передача самолетов «Татарстана» другому авиаперевозчику регионального уровня – «Ак Барс Аэро». В то же время, некоторые региональные эксперты не спешат с выводами об окончательном уходе «Татарстана» с рынка авиаперевозок. По их мнению, «Ак Барс Аэро» и «Татарстан» должны пройти слияние, от которого обе авиакомпании выиграют: «Татарстан» вместе со своей репутацией исчезнет, а «Ак Барс Аэро» станет крупнейшим региональным перевозчиком. Тем не менее, такое развитие ситуации кажется маловероятным в силу больших долгов и малого бюджета обеих авиакомпаний. В этой ситуации также маловероятна помощь регионального бюджета данному тандему, т.к. в последние месяцы наблюдается спад экономического развития региона.

Если говорить о судьбе аэропорта «Казань», то по большей части уже через неделю после авиакатастрофы все рейсы были восстановлены, при этом, как отмечается в пресс-службе аэропорта, взлетно-посадочная полоса не была повреждена, а значит существенные расходы на ремонтные работы не предвидятся. Тем не менее, во время расследования крушения работа аэропорта была приостановлена, а это не могло не сказаться на доходах.

В связи с этим, все большее значение начала приобретать высокоскоростная железнодорожная магистраль «Москва – Казань», на которую большую ставку делает правительство региона. По его прогнозам, строительство ВСМ принесет Татарстану 1,7 трлн. рублей.[1] Тем не менее, несмотря на энтузиазм Татарстана и Свердловской области (как еще одного инициатора данного проекта), в федеральном центре ВСМ не находят должной поддержки. Так, например, Владимир Путин на совещании в начале ноября принял решение отложить строительство до весны 2014 г. из-за неготовности финансовой модели ВСМ;[2] несколько ранее министр финансов РФ Антон Силуанов выразил недоумение в связи с подорожанием проекта в период планирования на 140 млрд. руб., при том, что в ходе строительства, как признаются сами авторы, существует высокая вероятность последующего подорожания;[3] и, наконец, Герман Греф на международном инвестиционном форуме в сентябре этого года также был удивлен финансовой моделью ВСМ, предполагающей пассажирооборот в 2 млн. чел. в год на перегоне «Владимир – Казань», что неизбежно ведет к высоким инвестиционным рискам.[4] Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что данный проект к весне 2014 г. должен претерпеть существенные поправки для получения необходимых инвестиций. При этом, в краткосрочной перспективе данная неопределенность влечет транзакционные издержки для региона, т.к. ни в сфере авиации, ни в сфере железнодорожного транспорта рассчитывать на большие инвестиции не приходится.

Следующий сюжет, заслуживающий нашего внимания, – изменение ротации внутри региональной элиты. Прежде всего, стоит отметить переход Кафиля Амирова вадминистрацию президента республики. Такая мобильность во многом обусловлена тем, что К.Амиров, еще будучи прокурором Татарстана, был весьма лоялен Р.Минниханову. В то же время, в условиях изменяющейся региональной политической системы президент республики вынужден укреплять свои позиции как в администрации, т.е. на формальном уровне, так и в среде элит, т.е. на неформальном уровне и, соответственно, один из наиболее быстрых и относительно «недорогих» выходов – окружить себя лояльными людьми. Отметим также и то, что несколько ранее по похожей схеме в администрацию президента республики был переведен Асгат Сафаров, что еще раз подтверждает данную гипотезу. Другой не менее важный факт, касающийся К.Амирова – занимаемая им должность председателя совета директоров ОАО «Связьинвестнефтехим» - одного из крупнейших предприятий региона. Таким образом, включение К.Амирова – выгодный стратегический шаг по усилению контроля не только за администрацией президента, но и за крупным предприятием, занимающимся, с одной стороны, отлаживанием механизмов взаимодействия с органами государственного управления, в первую очередь, Министерством земельных и имущественных отношений РТ, Министерством экономики РТ и Министерством промышленности и торговли РТ, в вопросах проведения через органы управления акционерных обществ, акции которых переданы ОАО «Связьинвестнефтехим», государственной промышленной политики и, с другой стороны, поиском и привлечением с использованием различных инструментов рынков денег и капитала долгосрочного финансирования для осуществления проектов и программ, реализуемых предприятиями Республики Татарстан, отвечающих приоритетным направлениям развития экономики, определяемым правительством РТ.[5]

В то же время, еще одно крупное переназначение произошло в крупнейшей региональной нефтяной компании – «Татнефть». Оно было обусловлено выходом на пенсию Шафагата Тахаутдинова, в то время как на его смену пришел Наиль Маганов, являющийся родным братом вице-президента ЛУКОЙЛа. Но, несмотря на происхождение нового руководителя, политика компании, по оценкам многих экспертов, не будет меняться, т.к. с одной стороны, существует множество механизмов контроля внутри совета директоров, а с другой стороны, компания находится под личным патронажем президента Татарстана. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что Н.Маганов – не более чем исполнитель и менеджер с существенным опытом работы в нефтяной сфере.

И, наконец, последний тренд ноября – активизация исламского подполья, обусловленная различными социальными процессами внутри региона. Прежде всего, в корне данной проблемы – продолжительный рост социального напряжения между православными русскими и мусульманами-татарами, периодически выливающийся в разного рода инциденты. Так, в ноябре был совершен поджег двух православных храмов, совершен ракетный обстрел «Нижнекамскнефтехима», а также было заложено самодельное взрывное устройство в Нижнекамске. При этом, несмотря на продолжающуюся уже длительное время политику региональных властей по снижению социальной напряженности между этническими группами, по-прежнему появляются сообщения о каких-либо акциях радикальных мусульман. Из этого следует, прежде всего, то, что региональные власти не в состоянии контролировать данные социальные процессы, а значит, политика в этой сфере оказывается проваленной.

Таким образом, можно сделать вывод о нескольких ключевых трендах, характерных для ноября:

· Во-первых, будущее авиакомпании «Татарстан» остается по-прежнему неясным, при этом на данный момент компания не может функционировать в прежнем режиме, а значит, бюджет республики недополучает части финансовых средств. Кроме того, ВСМ, как главный конкурент авиаперевозок в регионе в ближайшее время также не может принести какой-либо существенной прибыли региону, что вызвано дороговизной проекта и связанными с ним инвестиционными рисками.

· Во-вторых, достаточно недавний тренд, который находит подтверждение практически ежемесячно – усиление позиций Р.Минниханова в своей администрации за счет привлечения лояльных ему представителей политической и экономической элиты.

· В-третьих, несмотря на ревизию управленцев в региональном нефтебизнесе, существенных изменений в данной отрасли не предвидится, т.к. данная сфера, будучи одной из наиболее привлекательных для региональной элиты, в большей части контролируется президентом республики.

· И, наконец, в-четвертых, в ноябре произошла активизация исламского подполья, вылившееся в череду преступлений на территории региона. Как было отмечено ранее, в регионе уже продолжительное время существует напряжение между русскими и татарским населением, которое так, или иначе, выливается в разные столкновения. И, как оказывается в действительности, попытки президента и его команды снизить это напряжение оказываются проваленными, исходя из чего возникает необходимость пересмотреть весь политический курс в данной сфере.

При подготовке мониторинга были использованы:

1) Интернет-портал «ПроКазань» http://m.prokazan.ru

2) Деловая электронная газета «Бизнес-онлайн» http://www.business-gazeta.ru/

3) Интернет-портал «Татпресса.ru» http://www.tatpressa.ru/

4) Интернет-портал Татцентр,ru http://www.tatcenter.ru/

5) Информационное агентство «Татар-информ» http://www.tatar-inform.ru

6) Общественно-политическая газета «Республика Татарстан» http://www.rt-online.ru/

7) Информационное агентство REGNUMhttp://www.regnum.ru/

8) Российское информационное агентство ФедералПресс http://fedpress.ru/

9) Газета «Коммерсант» http://www.kommersant.ru

10) Интернет-портал РБК http://rt.rbc.ru

11) Интернет-портал «Деловой квартал» http://www.dkvartal.ru/

12) Официальный сайт ОАО «Связьинвестнефтехим» http://sin-x.ru

Исследование выполнено в рамках программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики по теме «Структурный анализ региональных политических режимов и электорального пространства», реализуемой Лабораторией региональных политических исследований под руководством д.п.н. Туровского Р.Ф.

Антон Ахиев – стажер-исследователь Лаборатории региональных политических исследований НИУ ВШЭ.


[1] http://kazan.dkvartal.ru/news/stroitelstvo-vsm-moskvakazan-prinesyot-v-byudzhet-tatarstana-17-trln-rublej-236812856

[2] http://www.kommersant.ru/doc/2337397

[3] http://rt.rbc.ru/tatarstan_topnews/27/09/2013/879281.shtml

[4] http://kazan.dkvartal.ru/news/na-investicionnom-forume-v-sochi-obsudili-riski-proekta-stroitelstva-vsm-moskva-kazan-236765308

[5] http://sin-x.ru/about/

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net