Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

24.03.2014 | Сергей Слободчук

Кто кому Копенгаген в Ассоциации Украина-ЕС

Правящая администрация Украины поспешила объявить подписание «политической части» Соглашения об Ассоциации Украина-ЕС свои внешнеполитическим триумфом. Но более детальное изучение, как самого документа, так и официальной процедуры принятия в ЕС порождает серьезные сомнения в разнице между «словом и делом» украинских и европейских политиков. Ведь громкие заявления и розовые иллюзии разбиваются о политические и юридические факты.

Глава украинского кабмина Арсений Яценюк вместе с 28 лидерами стран Евросоюза во главе с президентом Совета ЕС Херманом Ван Ромпеем и президентом Европейской комиссии Жозе-Мануэлем Баррозу подписали 21 марта в Брюсселе политическую часть Соглашения об ассоциации с ЕС. Комиссар ЕС по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле на радостях сразу же обнадежил заявлением о том, что Еврокомиссия подтверждает свое предложение о принятии Украины в состав Европейского союза.

Официальный текст Соглашения об Ассоциации присутствует на сайте украинского Кабинета Министров еще с ноября 2013 года. Присутствует в виде единого документа, без разделения на «политическую», «экономическую» и еще какие-либо части. Так что же тогда понимать под словами «политическая часть» Соглашения? Украинская правящая администрация и структуры ЕС окрестили «политической частью» преамбулу, статью 1 и разделы I («Общие принципы»), II («Политический диалог и реформы, политическая ассоциация, сотрудничество и конвергенция в сфере внешней политики и политики безопасности») и VII («Институционные, общие и заключительные положения») Соглашения.

По факту же имеем дело минимум с двумя несоответствиями. Во-первых, на самом деле условная «политическая» составляющая договора об ассоциации – это все блоки документа, кроме раздела IV («Торговля и вопросы, связанные с торговлей»). Не говоря уже о том, что, как подписанные разделы, так и «экономические» блоки содержат массу перекрестных норм экономического и политического плана. Поэтому говорить о том, что подписана только «политическая часть», неверно. В результате приходим к выводу, что заявления о подписании «политического блока» надо расшифровывать так: Арсений Яценюк и представители ЕС подписали весь текст Соглашения, договорившись, что оставшиеся разделы вступят в силу через несколько месяцев. Тем более, что преамбула Соглашения нарекает «углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли (ЗСТ)» как «неотъемлемую часть этого Соглашения». Поэтому остается загадкой, каким таким образом можно подписать часть документа, отбросив нормы о создании Зоны свободной торговли, которые самими авторами Соглашения называются «неотъемлемой частью». Загадкой или новым «правовым» изобретением переходной украинской власти - как кому угодно.

Что касается обещания Штефана Фюле, то первым камнем преткновения здесь оказывается один из пунктов преамбулы документа, прямым текстом гласящий: «Учитывая, что это Соглашение не определяет наперед и оставляет открытым будущее развития отношений Украина-ЕС». То есть, европейская сторона не принимала и не принимает на себя никаких обязательств ни в части рассмотрения возможного вхождения Украины в ЕС, ни тем более в плане обещания принять Украину в состав Евросоюза на правах полноправного государства-участника.

Тем более, что существует официальная процедура принятия в Евросоюз, регламент которой опровергает слова Фюле. На практике, структуры Евросоюза в 1993 году на саммите в Копенгагене сформулировали ключевые критерии для стран-претендентов (так называемые Копенгагенские критерии):

- наличие демократического правительства, признающего верховенство закона и соответствующих прав и свобод;

- существование функциональной рыночной экономики;

- способность принимать на себя обязательства ЕС в части проведения экономической, кредитно-финансовой, политической политики etc.

И, как мы понимаем, такие размытые формулировки дают чиновникам и политикам ЕС возможность в каждом конкретном случае решать – отвечает ли, скажем, Украина, перечисленным требованиям или все же не соответствует. То есть, в зависимости от текущей конъюнктуры, «открывать двери» или говорить об участии в ЕС где-то «в обозримом будущем».

И вот как раз в части соответствия Копенгагенским критериям к нынешнему украинскому руководству есть несколько вопросов. Начать с того, что сегодня существуют закономерные вопросы в части легитимности администрации, правящей Украиной. Если соблюдать требования Конституции Украины, то официальным президентом страны по-прежнему остается Виктор Янукович, независимо от того, где он находится и сколько еще планирует находиться. В отношении Януковича даже не возбуждалась процедура импичмента, он не подавал в отставку, зачитав свое заявление на заседании Верховной Рады, а также не отошел от дел «по состоянию здоровья». В общем, никаких правовых оснований считать, что его президентские полномочия прекратились, не существует. Поэтому «терзают смутные сомнения» – имеет ли по факту руководящий Кабмином Арсений Яценюк ставить свою подпись под текстом Соглашения? Есть и еще один правовой аргумент, подрывающий уверенность в легитимности нынешних властей. Дело в том, что согласно Конституции 2004 года (если кто запутался, то именно эта редакция считается на текущий момент действующим текстом Основного закона, но не факт, что так будет и завтра), сфера международных контактов и внешнеполитических решений – это полномочия президента Украины. То есть, даже если считать нынешнюю правящую администрацию легитимной, то вести переговоры и подписывать должен был спикер-президент Александр Турчинов, а не занимающий пост главы правительства Арсений Яценюк.

И, наконец, вступление в ЕС – это процедура, четко регламентированная Маастрихтским договором от 7 февраля 1992 года. И здесь свое «да» в плане вступления Украины должны сначала все 28 стран-членов ЕС, а затем подтвердить своим решением Европарламент. Только тогда можно будет говорить о том, что есть реальные факты, свидетельствующие – структуры ЕС готовы принимать Украину в состав Евросоюза. Поэтому, в нынешней ситуации самым верным будет просто поблагодарить Штефана Фюле за его благие пожелания, не обнадеживая себя радужными европейскими перспективами. Но ни в коем случае не стоит увлекаться розовыми иллюзиями по поводу скорого вступления в европейский экономический «рай». Как говорится, нижайше кланяемся, спасибо на добром слове.

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net