Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

31.03.2014 | Татьяна Становая

«Крымская кампания» России в фокусе международной политики

24-25 марта в Гааге прошел саммит по ядерной безопасности, в котором приняли участие представители 53 стран. В рамках саммита состоялось также обсуждение ситуации вокруг Украины с участием лидеров стран G7: было принято решение провести саммит «семерки» без России в июне этого года в Брюсселе. В рамках этих мероприятий проходит международное турне президента США Барака Обамы, который ищет пути консолидации усилий Запада в противостоянии политики России в отношении Крыма. Тем временем, 27 марта Генеральная Ассамблея ООН не признала легитимность референдума в Крыму. За резолюцию проголосовали 100 государств, 58 воздержались, а против нее выступили лишь 11 стран.

Президент США Барак Обама пытается взять инициативу в формировании единой политики мирового сообщества в отношении России в свои руки. Именно он инициировал проведение неформальной встречи лидеров стран G7, чтобы оперативно сформулировать ответ на аннексию Россией Крыма. Это должно было закрепить одну из наиболее неприятных для России санкций – фактически исключение Москвы из G8. В специально принятой декларации говорится, что страны G7 приостанавливают свое членство в «восьмерке» и отменяют свое участие в сочинском саммите, председательство в котором принадлежало России. Новый саммит, без России, пройдёт в Брюсселе в начале июня. Официально исключить Россию из G8 невозможно: это неформальный клуб. Выбранный же формат является достаточно гибким: авторы декларации указывают допустимость возвращения к прежнему формату в случае, если Россия изменит свою политику в отношении Украины и Крыма. «Международное право запрещает присоединение части или всей территории другого государства путем принуждения или силы. Такие действия нарушают принципы, на которых построена международная система», — говорится в заявлении G7. «Мы осуждаем незаконный референдум, состоявшийся в Крыму в нарушение конституции Украины. Мы также решительно осуждаем незаконное покушение России на аннексию Крыма в нарушение норм международного права и конкретных международных обязательств. Мы не признаем ни то, ни другое», — заявили лидеры G7.

Для России воссоздание формата G7 означает, прежде всего, падение международного авторитета и репутационный ущерб. Кремль пытается компенсировать это указанием на то, что формат G8 сам по себе утратил актуальность после мирового кризиса 2008-2009 гг., а на смену ему приходит набирающий вес формат G20. Ставка делает на различия в подходе к российской политике между позициями развитых и развивающихся стран. Россия, например, пытается представить как пророссийскую позицию Аргентины, которая обвинила США в двойных стандартах (в прошлом году прошедший на Фолклендских (Мальвинских) островах референдум подтвердил их статус как британской территории, против чего выступает Аргентина). Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер пытается использовать «крымский прецедент» как аргумент в защиту своей собственной правоты относительно референдума на спорных островах, делая акцент именно на принципе территориальной целостности. «Мы требуем, чтобы принцип территориальной целостности, к которому апеллируют великие державы, применялся ко всем. Либо мы все придерживаемся одних и тех же принципов, либо живем в мире, где нет закона и действует право сильного», - подчеркнула Фернандес Киршнер.

24 марта в Гааге также прошла встреча министров иностранных дел БРИКС, где Россия пыталась добиться противовеса позиции США и ЕС. Однако достичь большего, чем «понимания исторических аспектов всей этой ситуации», Москве не удалось. За столь расплывчатой фразой скрывается лишь попытка стран БРИКС устраниться от занятия той или иной позиции. Бразилия, например, заявила о невмешательстве во внутренние дела Украины. Весьма индифферентно к крымской проблеме отношение ЮАР. В результате страны БРИКС (кроме, разумеется, России) воздержались на Генассамблее ООН от голосования.

В отношении позиции Индии в российской прокремлевской прессе достаточно много спекуляций. Например, слова бывшего заместителя министра иностранных дел Индии Канвала Сибала в провластных СМИ преподносятся как официальная позиция Индии. Сибал, в частности, заявил об исторических правах России на Крым. Однако в действительности премьер-министр Индии Манмохан Сингх после телефонного разговора с Путиным заявил, что его страна «последовательно отстаивает позицию единства и территориальной целостности» Украины. Глава индийского правительства выразил надежду, что все стороны конфликта проявят сдержанность и конструктивность, будут работать вместе для поиска политических и дипломатических решений. В то же время посол Индии в Москве высказался против санкций в отношении России.

Активизируется борьба России и США за Китай: каждая сторона интерпретирует официальные слова Пекина в свою пользу. Сам Пекин пока не высказался по поводу референдума в Крыму, однако МИД КНР заявил, что проблема вокруг Крыма должна решать политическими путями. Китай предложил создать международный механизм координации для поиска политического решения кризиса вокруг присоединения Крыма к России. По словам Председателя КНР Си Цзиньпина, который совершил европейское турне, Пекин надеется, что все стороны в международном сообществе не будут предпринимать никаких действий, которые могли бы ухудшить ситуацию. Вместе с этим Китай высказался за оказание финансово-экономической помощи Украине. Вероятно, Пекин хочет сохранить для себя широкое поле возможностей в отношениях с Россией как одним из членов СБ ООН и ключевым поставщиком энергоресурсов. Однако Пекин также не может допустить и признания легитимности действий России в отношении Крыма, оставаясь на принципах незыблемости территориальной целостности государств. Пекин понимает, что усиление международного давления на Россию толкает страну в объятия Китая, что дает КНР определенные преимущества и в диалоге с США, и в торговых переговорах с Россией о поставках энергоносителей. Примечательно, что на днях Россия выбрала Китай как первого покупателя новейших российских комплексов противовоздушной обороны С-400 «Триумф».

Россия делает вид, что спокойно отнеслась к приостановке своего участия в G8, но куда более эмоционально реагирует на возможные проблемы в другой, куда более важной для нее группе – G20. Австралия ранее поставила под сомнение возможность участия России в будущем саммите «двадцатки» (Австралия как председатель пригрозила просто не направить российскому лидеру приглашение). В ответ на это министр иностранных дел Сергей Лавров заявил: «Двадцатку» создавала не Австралия, а все вместе. И работать в этом механизме мы будем так, как все решили в свое время». Москва всячески пытается убедить мировую общественность, что изоляция России – это нереальная и одновременно деструктивная мера. Как доказательство этого преподносятся и результаты Генеральной ассамблеи ООН, где 58 стран воздержались при голосовании за резолюцию о непризнании референдума в Крыму. Однако против, помимо России, проголосовали в основном маловлиятельные государства или страны-изгои: Армения, Белоруссия, Боливия, Куба, Никарагуа, Северная Корея, Судан, Сирия, Венесуэла и Зимбабве.

Пока Россия пытается заручиться поддержкой тех, кто не готов открыто поддержать санкции в отношении России со стороны США и ЕС, США ведут свою работу по согласованию действий Запада в ответ на вызов, брошенный Россией. После неформальной встречи лидеров G7 Барак Обама встретился с руководством НАТО, раскритиковав страны Европы за сокращение своих военных бюджетов и высказавшись за укрепление сил НАТО в Восточной Европе. 26 марта также в Брюсселе прошел саммит США-ЕС, ключевыми темами которого было предоставление помощи Украине (США рассматривают возможность принятия закона о гарантиях кредита Украине на $1 млрд.), а также оказание давления на Россию. США приходится искать точки соприкосновения с ЕС в условиях отказа Европы от экономических санкций в отношении России. Окно возможностей тут достаточно узко: Обама в частности, попытался сыграть на стремлении Европы избавиться от энергетической зависимости от России, предложив ЕС поставки СПГ из США и указав, что они могут полностью заместить объемы российских поставок. Однако в экспертном сообществе среди энергетиков подобные слова вызвали большой скепсис: США пока не готовы к поставках больших объемов СПГ, а цена на такой газ будет очень высокой. Речь идет, по сути, о попытке сыграть на повышение ставок в треугольнике отношений США – ЕС – Россия, обратив внимание России на долгосрочную угрозу потери своих традиционных рынков сбыта в случае выбора нынешнего внешнеполитического вектора.

Тем не менее, в США есть четкое понимание, что именно энергетические рынки - слабое место России: именно высокие мировые цены на нефть обеспечивают социально-политическое положение Владимира Путина внутри страны, позволяя ему зарабатывать очки на очень дорогих «патриотических проектах». Неслучайно, в рамках своего турне Барак Обама посетил Саудовскую Аравию, которая рассматривается и как источник финансовых ресурсов для кредитования Украины, и как возможный рычаг для влияния на мировые цены на энергоносители.

Тем временем, несмотря на сохранение высокой напряженности по украинской проблематике, Россия пытается посылать Западу сигналы о готовности занять более конструктивную позицию по украинской проблематике, выходящей за рамки крымского сюжета. Так, Сергей Лавров на полях саммита в Гааге провел встречу со своим украинским коллегой Андреем Дещицей. Сам факт подобной встречи означает признание российской стороной де факто легитимности полномочий главы украинского МИДа, хотя до сих пор Москва вообще не признавала украинское правительство. Еще одним четким сигналом стало согласие России на отправку миссии ОБСЕ в Украину. ОБСЕ также будет наблюдать за президентскими выборами. Анонимный дипломатический источник заявил «Коммерсанту», что в группу вошли и два наблюдателя от России, что можно назвать первым шагом к возможному признанию легитимности выборов 25 мая.

В ночь с пятницы на субботу по инициативе российской стороны состоялся телефонный разговор Путина и Обамы, после которого была достигнута договоренность о встрече глав внешнеполитических ведомств России и США в Париже, которая состоялась в воскресенье. Похоже, что стороны пытаются найти взаимоприемлемый компромисс. Некоторые точки соприкосновения между ними есть – речь идет о повышении роли регионов в украинской политической жизни и участии в исполнительной власти представителей всех частей Украины (в настоящее время в украинском правительстве нет авторитетных представителей Юго-Востока), а также о разоружении нелегальных вооруженных формирований. Но есть и принципиальные расхождения: для США (как и для большинства украинской элиты) неприемлема федерализация Украины, тогда как этот вариант – причем с существенными «конфедеративными» элементами – официально выдвинут Россией. Еще одно российское требование – о русском языке как втором государственном – также может вызвать неприятие, в первую очередь, у украинских политиков. Неясно, насколько Россию устроит вариант не столь значительного повышения статуса русского языка, так как вопрос является принципиальным (государственный язык – существенно выше, чем «региональный»; к тому же такую норму, зафиксированную в Конституции, труднее отменить). Наконец, Россия выступает за откладывание президентских выборов на неопределенный срок (с тем, чтобы вначале принять Конституцию на референдуме), тогда как украинская избирательная кампания уже началась, и Запад поддерживает проведение выборов 25 мая.

Неудивительно, что замминистра иностранных дел Сергей Рябков сделал 29 марта заявление, направленное на снижение ожиданий, подчеркнув наличие принципиальных разногласий между Россией и США. Сама встреча Лаврова и Керри не стала прорывной – ее главным результатом можно считать сохранение переговорного процесса. Керри заявил, что пришел с Лавровым к согласию: лучшим выходом из кризиса должна быть дипломатия. Он также подчеркнул, что никаких решений по Украине не может приниматься без участия легитимного правительства Украины во главе с Арсением Яценюком, с которым Керри, по его словам, беседовал ранее в воскресенье (напомним, что Россия это правительство легитимным не считает). Отвечая на вопрос о возможности федерализации Украины, как это предлагает Россия, Керри заявил, что сами украинцы должны принимать решения по этому поводу. «Решать это без украинцев было бы неправильно», - отметил он. Также, по мнению Керри, прогресс в отношении Украины должен включать отвод российских войск от украинской границы. Лавров, как и Керри, отметил, что украинцам «следует решать самим», однако в отличие от госсекретаря США он однозначно считает, что «модель унитарного государства здесь не работает». «Я не думаю, что так можно будет избежать договоренностей, которые так или иначе будут означать федерализацию Украины, - заявил министр. - Мы не навязываем каких-либо схем, украинцы должны будут сами договориться, как будут уважаться права и западных, и восточных, и южных регионов».

США в своей политике в отношении России разделяют цели на краткосрочные и долгосрочные. Раз отказ России от Крыма невозможен, развилка выглядит следующей: либо Россия входит на Юго-Восток Украины, и тогда санкции резко ужесточаются, или она останавливается, и ситуация может несколько «разрядиться». Понятно, что США ориентированы на второй вариант. Интересно, что после обращения Барака Обамы по поводу России, заместитель начальника пресс-службы госдепартамента США Мари Харфс сделала ряд важных «поправок», который несколько смягчают тон президента. В частности, речь идет о важности для США продолжения сотрудничества с Россией по Сирии. Кроме того, она внесла коррекцию в слова Обамы, назвавшего Россию «региональной державой» (что сразу же вызвало сильную негативную эмоцию в российской элите), назвав Россию «важным игроком на мировой арене». Похоже, что для США сейчас главным является предотвращение наиболее радикального сценария украинских событий – непосредственного вмешательства России в процессы на Юго-Востоке Украины. Поэтому США маневрируют, стремясь одновременно и надавить на Россию, и оставить возможности для маневра.

Сама же Украина пока сосредоточилась на поисках финансовых ресурсов: в частности, удалось договориться о выделении в ближайшее время Киеву 15-18 млрд. долларов от МВФ. Киев при этом стремится лишний раз избегать роста напряженности по собственной воле – к этому его подталкивает Запад, который настаивал на сдержанности украинских военных в Крыму и резко критикует появления радикального национализма, способные вызвать резкие действия Москвы.

Если события будут развиваться по сценарию «разрядки», то нынешний кризис может постепенно двигаться в сторону снижения напряженности вокруг украинской проблемы, особенно если новые украинские власти, со своей стороны, воздержатся от шагов и заявлений, способных восприниматься Россией как новая провокация. Однако и в этом случае последствия украинских событий для России могут быть очень непростыми. Если эскалация конфликта приведет к введению формальных жестких санкций, то при деэскалации ограничения могут носить преимущественно неформальный характер, но при этом быть весьма обременительными для экономики России.

Татьяна Становая – руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net