Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Модернизация

14.04.2014 | Алексей Рощин

«Записки старого пиарщика». Эпизод 4. «Старый грузинский анекдот»

На Политком.RU очередной эпизод Записок политтехнолога Алексея Рощина. Рассказ пойдет о той же непростой избирательной кампании, что описывалась в предыдущем выпуске. На этот раз автор поделится советом о том, как при помощи PR можно заставить своего соперника принять нужное тебе решение…

***

С коммунистами на выборах бодаться – занятие не из простых. Это вам любой пиарщик скажет. Особенно, если дело происходит в регионах так называемого «красного пояса». Победить можно, конечно – но сколько возни, сколько нервов! Причем вся беда в том, что собственно «пиаром» коммунисты, как правило, вовсе и не занимаются. Нет у них ни полиграфии нормальной, ни слоганов запоминающихся, да и в так называемой «независимой прессе» их не больно-то привечают, не говоря уж про телевидение, куда им вообще в большинстве случаев заказан. Так что общаться с народом им приходится в основном посредством черно-белых листовок на жуткой бумаге, да редких встреч с избирателями, на которые в основном собираются озлобленные пенсионеры.

И тем не менее вплоть до последнего времени – т.е. до победы всепобеждающего учения «Единой России» – коммунисты неизменно собирали на выборах свои 20-25-30% голосов, которые – особенно при низкой явке – в некоторых случаях вполне позволяли им даже бороться за победу. Свой дисциплинированный избиратель, которому в бюллетене ничего не нужно, кроме заветных четырех букв КПРФ – это страшная сила. Иной раз мне даже казалось, что все прочие политические силы на нашем политическом… гм! ландшафте – это не более чем этакие легкие и прозрачные облачка пара, которые постоянно летают, трансформируются, перемешиваются между собой; иногда раздуваются (в основном нашими стараниями), иногда с шумом лопаются (опять же не без нашего участия), покрывая все окружающее слоем весьма неаппетитных брызг; и только коммунисты лежат на пути мрачным и плотным комом – то ли глины, то ли грязи. Это уж, как говорится, в зависимости от настроения наблюдателя…

Словом, коммунист – неудобный соперник на любых выборах, любого уровня. Так вот можете ли вы себе представить, что был в моей богатой избирательной практике случай, когда я не то что не обрадовался, узнав, что соперник-коммунист вот-вот снимет свою кандидатуру – нет, вместе со всей командой на протяжении многих недель (!) прикладывал все возможные и невозможные усилия для того, чтобы убедить и даже заставить коммуниста непременно ОСТАТЬСЯ в гонке, ни в коем случае не выбывать из борьбы с НАШИМ кандидатом?!

А ведь так было! В такой странной ситуации мы все оказались благодаря чрезвычайно высокому «антирейтингу» нашего клиента, Мэра одного подмосковного городка. Я уже описывал ту нашу кампанию в эпизоде данных «Записок» под нумером 3. Помните, где я рассказывал, как мы «подстрелили на взлете» директора крупного городского завода, который иначе легко победил бы нашего клиента-Мэра, сумевшего завоевать стойкую нелюбовь значительной части горожан? У нашего клиента был очень большой антирейтинг (более 50%) и совсем маленький рейтинг; проще говоря, каждый второй горожанин ни за что не хотел бы вновь увидеть на посту нашего Мэра, а согласился бы хоть рассмотреть такую возможность на момент начала нами кампании хорошо если каждый шестой…

Конечно, «подстрелив» главного потенциального конкурента (см. Эпизод №3), мы вовсе не избавились от всех проблем. Что и неудивительно: имея текущий рейтинг на уровне 15% и «резерв роста» от силы процентов в 10, от проблем в ходе кампании не избавишься никогда. Тут уж не только буквально каждый «свой» голос на вес золота, но и надо неустанно заботиться о том, чтобы «чужие» голоса раздробились как можно равномерней. Это мощного и уверенного в себе лидера можно «вести», не особо заботясь о «чужих», по принципу «нам бы свои голоса набрать, а о всех прочих маргиналах пусть у конкурентов голова болит!» А тут, как заботливой мамаше, приходится во все глаза следить – как бы Петеньке не досталось больше, чем Ванечке! Т.е. как бы кандидат А не отобрал бы много голосов у кандидата Б!

Беда в том, что у нашего злосчастного Мэра врагов оказалось слишком много. Не только собственное население, не только злые, как с цепи сорвавшиеся, журналисты оппозиционных городских газет, не только некоторые весьма влиятельные местные магнаты; его, к нашему огромному сожалению, невзлюбила также и областная администрация. Причем, увы, было за что: не разобравшись, наш мэр во время губернаторских выборов поддержал «неправильного» кандидата – то есть совсем не того, который в итоге победил. Затаил губернатор на нашего Мэра с тех пор «грубость», и на предстоящих выборах городского головы решил во что бы то ни стало с ним посчитаться…

А с Мэром-то и считаться особо не надо; понятно же, что для его гарантированного провала и нужно всего-то – создать какую-никакую коалицию из конкурентов, сложить их, пусть и не очень великие электораты – и все! Даже 30% легко побьют наши максимальные 25; до такой нехитрой логики даже в обладминистрации сумели «допетрить». А допетрив, приступили к делу.

И вот, разведка донесла, что эмиссары из области зачастили в наш городок, причем чаще всего их видят… у главного городского коммуниста! У несгибаемого борца с буржуазным засильем, почетного пенсионера, бывшего первого секретаря горкома КПСС… ну, назовем его, к примеру, Зайцевым. Т. Е. товарищем Зайцевым, конечно же!И этот обстоятельство, безусловно, не могло нас не встревожить. И не только встревожить – впору было и приуныть! Подмосковье в начале века было несомненно «красным»; скажем, депутатом Госдумы от округа, включавшего и наш город, был в то время член КПРФ. То есть 15, а то и все 20% коммунист в нашем городе имел гарантированно, можно сказать, не вставая с дивана. И вот нам сообщают, что посланцы губернатора сулят коммунисту Зайцеву золотые горы, лишь бы он «всего лишь» за недельку до выборов снял свою кандидатуру в пользу того, на кого ему укажут его «добрые друзья» со Старой Площади! И, конечно же, чтоб призвал своих сторонников проголосовать за этого «человечка». Кто будет «человечком», мы тоже узнали быстро: выбор Губернатора оказался довольно затейлив – «человечком»-джокером должен был оказаться… директор городского рынка! Да еще и по фамилии Южный! Мда-а…

Ход лихой! Получалось, что мы всей своей тщательной работой по «равномеризации» городского электорального пространства играли на руку ловкачам из обладминистрации, чью благосклонность сумел каким-то образом обеспечить для себя директор рынка! Ведь директор, добавив к своим 12-15% «коммунистические», почти гарантированно обходил всех, в том числе и нас! Но Зайцев-то каков?! Какой цинизм – отдать золотой пенсионерский электорат в лапы жадному торгашу! Как будто мало их, "рыночников проклятых", по указанию Партии сажали при Советской власти! К сожалению, по всему выходило, что Зайцев вполне мог на это пойти. Был он человек сильно пожилой, пьющий, к коммунистическим идеалам преданный без всякого, надо сказать, фанатизма. В обладминистрации же, по нашим сведениям, уже вообще считали его у себя «в кармане». Магия Старой Площади, не иначе…

Мелькнуло, впрочем, интересное контрпредложение. Вроде бы были какие-то намеки, какие-то возможности… Поднапрягшись, можно было бы попытаться… перехватить коммуниста у областного начальства! А что? Область далеко, а мэрия близко. Кто лучше знает нужды и чаяния простого горожанина? Почему бы, короче, не убедить Зайцева, что если уж и «сниматься», то лучше в пользу Мэра? Т.е. в нашу пользу?

Но, поразмышляв над этим, мы были вынуждены и от этого отказаться. Слишком опасно! Директор рынка – еще туда-сюда, а вот наш Мэр – это, к сожалению, для городских «красных» было что-то вроде красной тряпки для быка. Почему? А потому что действующая власть! Потому что еще на предыдущих выборах наш Мэр «победил» того же Зайцева весьма сомнительно, и кто-кто, а именно сторонники КПРФ в городе об этом не забыли! Поэтому нельзя было нам оставлять коммунистический электорат «бесхозным». Ну никак нельзя! Ни ЗА нас, ни – тем более – против! Единственный шанс был – оставить его «под Зайцевым»; чтоб он зажал своих «красных» под собой, как в горшке, И НЕ ДАЛ НИ С КЕМ СЛОЖИТЬСЯ!

А значит – надо было любой ценой ЗАСТАВИТЬ Зайцева остаться в борьбе! Сделать так, чтобы никакие «пряники» и «кнуты», которые ему посулит область, не компенсировали для него ПОТЕРЮ ЛИЦА. Есть такое выражение, пришедшее к нам, как говорят, из Японии. Мол, для истинного самурая нет ничего страшнее, нежели чем «потерять лицо» - то есть оказаться в постыдном и неловком положении, несовместимым с его статусом.Но, казалось бы: где самураи, а где коммунисты? Коммунистическая мораль – это, как известно, не самурайский Кодекс чести. И все же… Все же мы посчитали, что не может Зайцев быть совсем гуттаперчевым! Коммунист все ж, не комсомолец. Всю жизнь в городе прожил, руководил им даже, ячейкой своей рулит по сей день. Массу людей в городе лично знает, и они его знают. Кто там, в обладминистрации? Там как раз все, как на подбор – комсомольцы да бывшие военные. «Делай раз!» да «цена вопроса» - только это и понимают. Циники, мать их! Ишь, чего удумали – коммуниста с директором рынка «сливать». Скажи им про самураев да «потерю лица» - небось, только пальцем у виска покрутят, в лучшем случае…

А вот шиш! У нас, слава богу, имелся под рукой очень подходящий в данном случае инструмент – главная городская газета. Газета Мэрии, на время кампании – под полным нашим контролем. Но особенно важно, что она же – и старейшая городская газета, бывший орган того самого горкома КПСС. Соответственно, большинство старых коммунистов и пенсионеров были на нее по стародавней привычке подписаны, а если и нет – старались именно ее купить в киоске.И пошли «в редакцию» разные письма. От пожилых, заслуженных читателей. Жанр, который как раз пенсионеры любят более всего. Причем – далеко не все из них приходилось сочинять! В общем потоке были и вполне натуральные, подлинные – ведь слух о намерении Зайцева «лечь» под торгаша уже усиленно шел по городу (старались наши агитаторы). Письма были все в одном ключе. Читатели или возмущались «клеветой», или выражали твердую уверенность, что ставленник верных ленинцев из КПРФ никогда и ни за что не пойдет на то, чтобы предать (да-да! Именно «предать»! а вы как думали?) своих сторонников, всех обездоленных людей труда… и т.д. и т.п.Более того: нам даже пришлось пойти на то, чтобы опубликовать на страницах газеты «социологический опрос». Обычно такие предвыборные опросы понятно для чего публикуются – чтобы вселить уверенность в ряды «наших» и, соответственно, панику в ряды врагов. Поэтому в них всегда и лидирует тот, по чьему заказу оплачена публикация.

Но у нас ситуация была нестандартная; со «слившимся» коммунистом и мы могли бы без затей, что называется, тут же «сливать воду». И потому в НАШЕМ опросе, в НАШЕЙ газете за месяц до выборов на первом месте значился… коммунист Зайцев! И следовал сочувственный комментарий редакции – что вот, мол, видите, граждане? Коммунисты нынче сильны как никогда, и имеют, пожалуй, все шансы победить. Вот разве что Мэр может составить им конкуренцию (это такой неизбежный «спасательный круг» нашим сторонникам). Рискованная игра, а что поделаешь? Просто с таким «рейтингом», который признают даже враги (что особенно ценно!), «слиться» Зайцеву было бы весьма затруднительно! Что он бы объяснил своим сторонникам? «Бросьте, ребята! На самом деле мы слабы, наши идеи никому неинтересны, КПРФ себя изжила»? Едва ли…

В области забеспокоились… И тут же нанесли, как им, видимо, показалось, нокаутирующий удар. Вскоре на так называемой «подмосковной страничке» в газете «МК» появилась специальная статья, обозревающая ситуацию у нас в городе. И там черным по белому говорилось, что, по мнению осведомленного корреспондента «МК», в кампании наметился перелом и стала очевидной победа… Директора рынка. Почему? А потому, что, как стало известно всезнающему «МК», ему УЖЕ передал свои голоса Главный Городской Коммунист!

То есть по нам выстрелили, что называется, из «главного калибра». Действительно, если что и могло в городе сравниться по популярности с уже более-менее «раскрученной» нами городской газетой, то это, конечно же, такой монстр всего газетного рынка, как «МК». Наш город в этом отношении просто не выделялся среди прочих: в нем тоже, как и везде, внимательно и с охотой читали экс-«Комсомольца». Но нам доступ на его страницы был закрыт – дорого очень. Не для слабого городского бюджета… А вот у области, несомненно, имелись для размещения в нем свои рычаги.Коммуниста, который пока еще ни о чем не объявлял, просто таким образом ставили перед фактом. Несомненно, публикации предшествовала и «беседа» с кураторами, где у него, видимо, вырвали согласие «в этот раз уступить». О его «отступничестве» УЖЕ как бы все знали – и, несомненно, в этой ситуации ему уже было бы психологически легче поступить так, как уже и без того объявлено.

Хорошо, что соответствующая информация появилась в понедельничном номере «МК». Потому что уже во вторничном у нас появлялась возможность ответить. Отвечать надо было быстро и уничтожающе… Но что?!Ответ придумал наш стажер: маленький, румяный, чрезвычайно серьезный журналист-стажер по имени Стас, который, болтаясь в редакции, увиливал от занятий в родном «универе». Смущаясь, он вспомнил старый грузинский анекдот…

Во вторник главная городская газета вышла с огромной фотографией нашего коммуниста и чуть поменьше – Директора рынка на первой полосе. Коллаж был сделан так, что они как бы – один с укоризной, другой – с надеждой – смотрели друг на друга. Через всю полосу аршинными буквами шла надпись: ЗАЙЦЕВ – ПЕРЕДАСТ?

Ниже мелким шрифтом, в сухом протокольном стиле, со ссылкой на «МК» шел текст от редакции: мол, тут давеча проскочила странная информация, будто бы наш уважаемый лидер партячейки ПЕРЕДАСТ свои голоса директору городского рынка Южному на предстоящих выборах, сняв в его пользу свою кандидатуру. Редакция же, в свою очередь, выражала твердую уверенность, что уважаемый «МК» пал жертвой некой «утки» и Зайцев, напротив, совсем, можно даже сказать, ни капли НЕ ПЕРЕДАСТ и никогда не имел даже такого намерения, а будет честно бороться до конца!Вот как-то так. Текст тоже писал Стас, я только кое-где подправил…

Говорят, многие горожане, ещё только подходя к прилавку, буквально не верили своим глазам. А потом, подойдя, еще долго и с облегчением смеялись. Распространители докладывали, что в целом этот номер газеты пользовался особенно большим успехом.

Вот что значит хорошая первая полоса! Всем будущим газетным магнатам на заметку…А Зайцев принял участие в выборах. Набрал «свои» 23,5%. Вот директор рынка провалился – занял в итоге последнее место. В обладминистрации, говорят, были очень раздосадованы.

Не передал все-таки!

Алексей Рощин - политтехнолог, ведущий эксперт Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net