Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

18.04.2014 | Сергей Слободчук

Переговоры в Женеве как «Сказка про белого бычка»

Достигнутые в Женеве договоренности больше всего похожи не на план урегулирования кризиса, а на народную «Сказку про белого бычка». С тем же успехом, стороны могли закрепить в достигнутой резолюции такие воззвания как «Миру – мир!» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». Но главный риск – в том, что правящая администрация Украины взяла на себя ряд обязательств по деэскалации, в то время как существуют большие сомнения в наличие у нее соответствующих возможностей.

Честно говоря, российская и украинская сторона накануне встречи в Женеве слабо демонстрировали настрой на компромисс. И.о. министра иностранных дел Украины Андрей Дещица за день до Женевы озвучил директивы Кабинета Министров Украины, выдвинувшее России 5 требований: прекращение поддержки и осуждение террористических группировок (Дещица пообещал привезти в Женеву доказательства причастности РФ к поддержке протестующих на Юго-Востоке), отвод войск от восточной границы между Украиной и РФ, отзыв решения Госдумы, разрешившего президенту использовать войска в зарубежных странах. И, наконец, вывод российских войск, отмена решения по включению полуострова в состав России и возвращение Крыма под юрисдикцию украинских властей. А постоянный представитель Украины в ООН и других международных организациях Юрий Клименко заявил: «Украина не собирается обсуждать на этой встрече внутренние украинские вопросы, поэтому мы не будем обсуждать вопросы, связанные с федерализацией Украины. Этот вопрос не стоит в повестке дня». А на следующий день после ультимативных заявлений представители США, ЕС, Украины и России встретились в Женеве и приступили к обсуждению внутренних вопросов и вариантам урегулирования кризиса в Украине.

Правда, не совсем в заявленном накануне формате. Сначала Сергей Лавров и Джон Керри провели двусторонние переговоры за закрытыми дверями. Затем к ним присоединились Верховный представитель ЕС Кэтрин Эштон и и.о. главы МИД Украины Андрей Дещица. По итогам встречи стороны обнародовали резолюцию, посвященную мерам по деэскалации кризиса в Украине, также стороны договорились воздержаться от насилия в любом виде. Как оценивать достигнутые в Женеве договоренности? По сути дела, Женевская резолюция – это классическая «Сказка про белого бычка». Выходит так, что по итогам встречи переходная администрация Украины приняла на себя ряд обязательств. И здесь возникает очень большой вопрос, насколько временные власти в силах реализовать пункты резолюции.

Возьмем, к примеру, требование о том, что «все незаконные вооруженные формирования должны быть разоружены, все незаконно занятые здания – возвращены законным владельцам, захваченные площади, улицы - освобождены». Возникает вопрос – каким образом украинские власти собираются разоружать вооруженные отряды на Юго-Востоке, самооборону Майдана и другие вооруженные группировки? Министр внутренних дел Арсен Аваков несколько дней назад уже требовал разоружиться «Правый сектор», а спикер и и.о. президента Александр Турчинов в понедельник отдал указание о повторной антитеррористической операции на Донбассе. И что же? Несмотря на все требования и призывы, воз и ныне там. Правда, временные власти истолковали требования о разоружении на свой лад. Так, в ходе экстренного заседания правительства в четверг, Арсений Яценюк уже потребовал от протестующих и вооруженных ополченцев на Юго-Востоке немедленно сдать оружие. То есть, о «революционных» вооруженных группах в Киеве и украинских регионах речь вроде бы не идет. Вот всего лишь одна из реакций – заместитель главы народного ополчения Донбасса Сергей Цыплаков в ответ заявил, что ополченцы займутся разоружением и освобождением зданий только после освобождения арестованных сторонников и согласия властей в Киеве на референдум о статусе региона.

Движемся дальше. Женевские договоренности требуют, чтобы временная власть в Киеве объявила амнистию всем протестующим, кроме совершивших тяжкие преступления (и здесь Лавров сделал особый акцент на судьбе Павла Губарева). Но, к примеру, такие арестованные как «народный губернатор Донбасса» Павел Губарев и другие как раз и обвиняются в совершении тяжких преступлений вроде посягательства на конституционный строй и территориальную целостность Украины. И если администрация Турчинова-Яценюка не согласится их освободить и амнистировать, не идет речи даже о намеке на компромисс и мирное урегулирование на Юго-Востоке. Резолюция передает эстафету мониторинговой миссии ОБСЕ, которая и так уже работает в Украине – теперь миссия является ведущей силой, которая должна содействовать киевским властям и местным общинам в воплощении договоренностей в жизнь. И здесь снова возникает большой вопрос – согласится ли миссия отправиться на территорию Донбасса, где все еще проходит антитеррористическая операция, да и захотят ли ополченцы и активисты в Донецке, Харькове и Луганске слушать зарубежных эмиссаров.

Заключение о необходимости немедленного начала широкого национального диалога, который должен быть транспарентным – это чисто декларативная позиция в стиле «за все хорошее против всего плохого». Если стороны конфликта готовы найти общий язык, то для этого не требуются женевские резолюции. А если не настроены, то никакие резолюции не помогут. И, наконец, вопрос будущей украинской Конституции. Первоначально власти в Киеве анонсировали презентовать проект будущего Основного закона 15 апреля, но затем сроки переместили на 15 мая. Но на сегодняшний день остаются совершенно непонятными все без исключения вопросы по Конституции: какую форму правления она закрепит, какую модель взаимоотношений «Киев-регионы» будет содержать, какие термины полномочий предлагаются для президента, Верховной Рады и местных советов? Не говоря уже о таком важнейшем вопросе как механизм принятия новой Конституции – за нее снова, «как воры в ночи», будут голосовать только депутаты Верховной Рада? Или, может быть, новую Конституцию примет специально созванное для этой цели Конституционное собрание? Или все-таки народ Украины, по примеру всех развитых стран, примет свою Конституцию на референдуме?

Несмотря на агитационную кампанию властей в Киеве о том, что за протестами на Юго-Востоке стоит Россия, есть принципиальное отличие от ситуации в Крыму. Вооруженные ополченцы и демонстранты в Луганске, Донецке и Харькове заявляли требование провести референдум с тем, чтобы расширить права своих регионов, но остаться в составе Украины – о желании присоединиться к России заявляла только небольшая группа радикально настроенных протестующих. И в этом плане женевские заявления способны сыграть деструктивную роль, тем более, переходная администрация в Киеве уже заявила, что намерена разоружать только Юго-Восток. А в таком случае просматривается крайне негативный для интересов единой Украины вариант, когда, не дождавшись протянутой руки из столицы, протестующие перейдут на радикальные позиции, заявив о планах референдума о независимости. Существует и международное измерение достигнутых договоренностей – если администрация Турчинова-Яценюка в течение ближайших двух-трех недель не продемонстрирует успехов в части успокоения Юго-Востока, получится так, что они собственными руками распишутся в том, что не контролируют ситуацию в стране.

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

В последнее время политическая обстановка в Перу отличатся фантастичной нестабильностью. На минувшей неделе однопалатный парламент - Конгресс республики, насчитывающий 130 депутатов, подавляющим большинством голосов отстранил от должности в виду моральной неспособности выполнять обязанности президента Мартина Вискарру.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net