Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Информационные технологии

22.12.2005 | Михаил Сергеев

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ ПРОТИВ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Ратификация конвенции Совета Европы "О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных", а также принятие в первом чтении законопроектов о персональных данных вызвала значительный общественный интерес. Как утверждают разработчики законов, де-факто сбор персональных данных давно уже идет, и новые нормы только вводят его в желательные для общества рамки. Более того, обсуждаемые законопроекты призваны стать барьером на пути нелегального использования персональных данных, в том числе и с криминальными целями.

Однако многих критиков законопроекта "О персональных данных" пугает появление "идентификатора персональных данных" - числа, которое может заменить имя и фамилию человека. Другая часть возражений касается самой возможности сбора и хранения личных данных о каждом человеке. Таким образом, перед вторым и третьим чтением законопроектов о персональных данных в Госдуме авторам еще не раз придется разъяснять суть новых норм.

Официальным представителем правительства в Госдуме РФ при обсуждении пакета законопроектов о персональных данных выступал Министр информационных технологий и связи Леонид Рейман. Как сообщил глава министерства, необходимость ратификации Конвенции Совета Европы связана с расширением использования информационных технологий и с проблемой защиты персональных данных при их обработке. "Конвенция не налагает никаких ограничений на граждан Российской Федерации и существенно повышает уровень защиты их персональных данных", - подчеркнул министр. Леонид Рейман отметил, что в соответствии с положениями Конвенции и разработанными в ее развитие законопроектами устанавливается общий принцип, согласно которому персональные данные могут собираться и обрабатываться только с согласия самих граждан, к которым они относятся. Организации, собирающие и обрабатывающие такие данные, обязаны принимать меры по соблюдению конфиденциальности персональных данных и недопущению их несанкционированной передачи третьим лицам.

Для контроля за соблюдением законодательства о персональных данных, по примеру зарубежных стран, предусматривается создание уполномоченного органа по защите прав граждан, которые названы в законе "субъектами персональных данных". Уполномоченный контролирующий орган будет определен решением правительства. К числу прав этого органа относятся и полномочия, необходимые для рассмотрения жалоб граждан на нарушение правил сбора и обработки персональных данных, а также право проведения соответствующих расследований.

В ходе обсуждения законопроектов депутаты Государственной Думы поддержали позицию правительства по организации защиты персональных данных. Вместе с тем было высказано мнение, что ряд формулировок законопроекта "О персональных данных", касающихся идентификаторов персональных данных, требует доработки, которая исключила бы неоднозначное толкование закона, в том числе и с точки зрения верующих.

Отвечая на вопросы депутатов, Леонид Рейман подчеркнул, что при рассмотрении законопроектов в Госдуме были проведены обсуждения с участием представителей различных общественных и религиозных организаций. Высказанные замечания будут в обязательном порядке учтены в процессе доработки законопроектов ко второму чтению.

Говоря о несовершенстве действующего законодательства, замминистра информационных технологий и связи Дмитрий Милованцев указал, что нынешние нормы не защищают персональные данные человека и не позволяет гражданину предъявить иски к нарушителям его прав. При этом законы защищают авторские права владельцев баз данных - в частности, даже тех, кто внес незначительные изменения в похищенные ранее базы данных налоговых служб.

"Фактически, гражданин не имеет возможности узнать, какие базы данных существуют и какая информация в них собирается, узнать о целях сбора и обработки данных, адрес оператора, не имеет возможность без лишних затрат времени и средств обратиться с запросом о том, накапливаются ли в базе данных его персональные данные, и получить информацию о таких данных в доступной форме", - говорит Дмитрий Милованцев. Разработанный в Мининформсвязи проект закона "О персональных данных", в отличие от действующих норм, предусматривается реальный механизм реализации всех этих правомочий.

В настоящее время право на доступ гражданина к его собственной информации четко регламентировано лишь в уголовно-процессуальной сфере, в области расследования преступлений и трудовом законодательстве. Новый же законопроект "О персональных данных" предусматривает возможность реализации такого права во всех случаях, когда обрабатываются персональные данные человека.

Обсуждаемый законопроект "О персональных данных" расширяет не только право на доступ к личной информации самого гражданина, но и право на информацию об источнике персональных данных. Так, в действующем законодательстве только "Трудовой кодекс" предусматривает для гражданина возможность выяснить источник получения его персональных данных работодателем. Новый законопроект предусматривает такую возможность в любых случаях.

В соответствии с "Трудовым кодексом" работник имеет право требовать исключения или исправления неверных или неполных его собственных персональных данных. В частности, государственный служащий имеет право на приобщение к личному делу своих объяснений в случае, когда он обнаружил неточность в материалах своего личного дела. Однако, по мнению авторов законопроекта "О персональных данных", необходимо расширить аналогичные права граждан и за пределы сферы трудовых отношений.

Принципиальные улучшения вносит законопроект и в сферу ответственности за нарушения при операциях с персональными данными. В частности, действующий Кодекс об административных правонарушениях РФ устанавливает ответственность за "нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)". Между тем, в действующих законах не определен собственно порядок сбора, хранения и использования персональных данных.

В частности, гражданско-правовая ответственность действующим законодательством предусмотрена за распространение сведений о частной жизни (в том числе и персональных данных), преимущественно при условии распространения позорящих сведений, причинивших нравственные страдания.

Важные новации, предлагаемые в законопроекте "О персональных данных", касаются ограничений на возможность сбора информации об убеждениях или особенностях личной жизни граждан. Как известно, международное законодательство устанавливает ограничение на обработку информации о национальной принадлежности, расовом, этническом происхождении, политических взглядах, религиозных, философских верованиях или иных убеждениях, членстве в профсоюзах, а также персональных данных, касающихся здоровья или сексуальной жизни, и данных личного характера, связанных с уголовным осуждением. Однако такие ограничения в российском законодательстве присутствуют в единичных случаях. В частности, Конституция запрещает требовать лишь сведения о национальной принадлежности (ст. 26 Конституции РФ). По закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" запрещается сбор и внесение в личные дела и реестры государственных служащих сведений об их политической и религиозной принадлежности. Новый законопроект "О персональных данных" вводит общую презумпцию запрета на сбор и обработку таких "чувствительных" (особых) персональных данных. К особым персональным данным в проекте закона отнесены расовое или этническое происхождение, национальность, политические взгляды, религиозные или философские убеждения, состояние здоровья, сексуальные наклонности, наличие судимости. Эти данные без ведома и разрешения субъекта персональных данных никто не вправе ни собирать, ни использовать.

Значительная часть предубеждений и опасений относительно сбора персональных данных связана с недостатком информации о законопроекте. Так, например, можно услышать, что православная церковь выступает против введения персонального кода гражданина, который оскорбляет чувства верующих. (Такое мнение, в частности, высказывали депутаты Госдумы Александр Крутов и Александр Чуев.) Однако сами представители церкви вовсе не считают идентификацию личности оскорбительным явлением. "Сама по себе идентификация человека, какой бы она ни была, не имеет отношения к пресловутому "начертанию" из Апокалипсиса - "печати Антихриста". Внешние идентификаторы всегда существовали и будут существовать, одним из них является паспорт гражданина", - говорят представители церкви. Высказывания верующих относительно нового законодательства скорее говорят о настороженности, чем о полном отрицании необходимости сбора персональных данных.

Еще одно предубеждение основано на мнении, что именно законопроект "О персональных данных" предполагает сбор отпечатков пальцев и ладони, кода ДНК, рисунка сетчатки глаза, этнического происхождения, психологических особенностей и других данных личности. Однако в действительности создание баз с такими персональными данными законопроектом не предусмотрено. Вместе с тем, как поясняют авторы законопроекта, "биометрические данные уже и сейчас можно получить на законном основании". Законопроект "О персональных данных" только приравнивает эту информацию к персональным данным, а также распространяет общий режим охраны и защиты на биометрические данные.

Примечательно, что законопроект "О персональных данных" не предусматривает создания общей (единой) базы данных. Не предусматривает законопроект и присваивание гражданам специальных номеров. В соответствии с п.2 ст.24 законопроекта в государственном регистре населения содержатся не персональные данные, а лишь идентификатор персональных данных. Кроме того, нет оснований полагать, что идентификатор персональных данных - это номер человека. Идентификационный номер присваивается не гражданину, а записи в базе данных и является лишь индексом поиска. "Во многих европейских странах такая система индексации персональных данных давно используется", - говорят специалисты Мининформсвязи.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net