Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

27 июля в Москве прошел не согласованный с властями митинг, поводом для которого стали массовые отказы в регистрации на выборы в Мосгордуму кандидатам от оппозиции. Это уже третья акция протеста за июль: первые две прошли 14 и 20 июля. Еще один митинг запланирован оппозицией на 3 августа в преддверье апелляций в Центральной избирательной комиссии.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

06.05.2014 | Сергей Слободчук

«Подводные камни» Женевы-2

Ужаснувшись трагедии в Одессе, глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер призвал провести в Женеве новую встречу, «на которой будут достигнуты наконец-то четкие договоренности, способствующие урегулированию конфликта политическими способами». Предыдущие усилия внешних игроков, закрепленные Женевским заявлениям от 17 апреля, лишь усугубили украинский кризис. Есть ли шанс, что Женева-2 станет не камнем на шею, а спасательным кругом для Украины? Есть, конечно, но при выполнении двух главных условий.

Трагедия в Одессе, где в результате поджога Дома профсоюзов погибли как минимум 46 человек, вроде как переполошила структуры Евросоюза и отдельных стран Европы, видимо, осознавших, наконец, что еще чуть-чуть и Украина скатится в самую настоящую гражданскую войну. Европу и без того терзает кризис ростовщической экономики, поэтому стоит задуматься, нужно ли усугублять ситуацию, беспомощно наблюдая, как прямо под боком у ЕС разгорается многомиллионная «горячая точка». «Ухудшившаяся в последние дни ситуация на востоке Украины и кровавые столкновения в Одессе показывают, что всего лишь несколько шагов отделяют нас от открытой военной конфронтации», - так аргументирует Штайнмайер необходимость Женевы-2. «Конфликт вокруг Украины приобретает такую острую форму, которая в Европе уже, казалось, невозможна. Угроза нового раздела Европы все еще реальна», - наконец-то осознал Штайнмайер.

Однако со старта просматривается ряд «подводных камней», грозящих превратить Женеву-2 в ее неудачливую предшественницу. Для начала стоит напомнить, что именно министр Штайнмайер наряду с Лораном Фабиусом (глава МИД Франции), Радославом Сикорским (аналогичный министр в правительстве Польши) и Владимиром Лукиным (уполномоченный по правам человека в РФ с 2004 по 18 марта 2014 года) приняли участие во встрече Виктора Януковича и трех главных украинских оппозиционеров Арсения Яценюка, Виталия Кличко и Олега Тягныбока. И если Лукин отказался подписывать текст, то европейские министры поставили свои подписи под соглашениями 21 февраля, выступив в роли гарантов исполнения обещаний. А когда на следующий же день оппозиция и протестующие на Майдане пошли на срыв соглашения, заняв Админисрацию президента и другие правительственные здания, Штайнмайер сотоварищи с легкостью закрыли на это глаза, отделавшись ни к чему не обязывающими комментариями «о погоде». Поэтому, прежде чем начнется Женевская встреча №2, герру Штайнмайеру и иже с ним следует для самих себя ответить на простой вопрос – какой смысл договариваться с людьми, которые не держат данного слова?

И все же, инициатива Штайнмайера закономерна. Ведь неспособность украинских элит прийти даже к минимальному подобию на компромисс означает, что Украина скатывается в военный конфликт. А радикальный сценарий передает инициативу в руки внешних игроков, как уже продемонстрировали переговоры и соглашения 21 февраля в Киеве и 17 апреля в Женеве. Да, если оценивать Женеву-1 формально, то можно констатировать полный провал договоренностей. В самом деле, какой из пунктов (деэскалация насилия, разоружение, амнистия, «широкий национальный диалог», новая Конституция) выполнен хотя бы частично?

А вот если говорить о «подводных камнях» Женевского заявления, то все замаскированные мины сработали. Обратим внимание, что, согласно Женевскому заявлению, переходная администрация Украины во главе с Александром Турчиновым и Арсением Яценюком, кроме прочего, пообещала найти общий язык с протестующими на Юго-Востоке. Однако спустя считанные дни киевские власти начала антитеррористическую операцию, заблокировав мятежный Славянск и попытавшись взять город штурмом. Несмотря на гибель военнослужащих регулярной армии, ополченцев и мирных жителей, штурм и обстрел города продолжается до сих пор. Из этой же оперы – арест 20 апреля в Харькове одного из идеологов протестов на Юго-Востоке Константина Долгова. А затем наступило 2 мая, когда грянула трагедия в Одессе, где в Доме профсоюзов погибли минимум 46 человек, а больше сотни получили ранения. Получаем «картину маслом», как говорил герой фильма «Ликвидация» - протестующий Юго-Восток получил наглядную картинку, как мог бы выглядеть «широкий национальный диалог» Киева с Донбассом, если бы не вооруженные силы самообороны, взявшие под контроль ключевые точки региона.

Стоит обратить внимание на важный акцент протестов на Юго-Востоке накануне Женевского заявления 17 апреля – да, протестующие на Донбассе захватывали здания и поднимали флаги Российской Федерации, но на деле требовали федерализации (в смысле расширения политических прав регионов) в составе украинского государства. И вот почти три недели после Женевы продемонстрировали, что в границах такого государства как Украина компромисс невозможен – в первую очередь потому, что никто и не собирался его искать. Поэтому существует огромный риск, что настроения протестных масс Юго-Востока медленно, но верно качнутся в другую сторону, когда они потребуют референдума о самоопределении, а по его итогам на примере Крыма объявят независимость от власти в Киеве. В общем, в ситуации, когда худшими поворотами с развилки для Украины являются «крымский» и «южноосетинский» сценарий, правящая администрация во главе с Александром Турчиновым и Арсением Яценюком умудрилась выбрать сразу оба негативных варианта.

Вот почему ключевой пункт Женевы-2 – это совсем не новый перечень обещаний. Да и какой смысл в переливании обещаний из пустого в порожнее, если никто даже не пытается их выполнять? Точнее, ключевых пунктов даже два. Главный пункт повестки дня – это механизм воплощения обещаний в жизнь. Пункт №2 – конкретные санкции за невыполнение данного слова. Поэтому одним из базисов договоренностей во время встречи в Женеве должна стать справедливость. Да, банальная справедливость в самом простом человеческом понимании. А то все как-то увлеклись пережевыванием «первого», «второго» и «третьего» уровня декоративных санкций против России, которые все объявляет да никак не объявит Запад. Если вести себя по-честному, то в случае невыполнения Женевы-2 переходная администрация в Киеве тоже должна получить в наказание жесткие санкции. А уж если совсем по-честному, то внешние игроки должны договориться, что невыполнение договоренностей одним из участников повлечет за собой согласованные коллективные санкции со стороны остальных акционеров ООО «Женева-2».

Сергей Слободчук - политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net