Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

06.05.2014 | Сергей Слободчук

«Подводные камни» Женевы-2

Ужаснувшись трагедии в Одессе, глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер призвал провести в Женеве новую встречу, «на которой будут достигнуты наконец-то четкие договоренности, способствующие урегулированию конфликта политическими способами». Предыдущие усилия внешних игроков, закрепленные Женевским заявлениям от 17 апреля, лишь усугубили украинский кризис. Есть ли шанс, что Женева-2 станет не камнем на шею, а спасательным кругом для Украины? Есть, конечно, но при выполнении двух главных условий.

Трагедия в Одессе, где в результате поджога Дома профсоюзов погибли как минимум 46 человек, вроде как переполошила структуры Евросоюза и отдельных стран Европы, видимо, осознавших, наконец, что еще чуть-чуть и Украина скатится в самую настоящую гражданскую войну. Европу и без того терзает кризис ростовщической экономики, поэтому стоит задуматься, нужно ли усугублять ситуацию, беспомощно наблюдая, как прямо под боком у ЕС разгорается многомиллионная «горячая точка». «Ухудшившаяся в последние дни ситуация на востоке Украины и кровавые столкновения в Одессе показывают, что всего лишь несколько шагов отделяют нас от открытой военной конфронтации», - так аргументирует Штайнмайер необходимость Женевы-2. «Конфликт вокруг Украины приобретает такую острую форму, которая в Европе уже, казалось, невозможна. Угроза нового раздела Европы все еще реальна», - наконец-то осознал Штайнмайер.

Однако со старта просматривается ряд «подводных камней», грозящих превратить Женеву-2 в ее неудачливую предшественницу. Для начала стоит напомнить, что именно министр Штайнмайер наряду с Лораном Фабиусом (глава МИД Франции), Радославом Сикорским (аналогичный министр в правительстве Польши) и Владимиром Лукиным (уполномоченный по правам человека в РФ с 2004 по 18 марта 2014 года) приняли участие во встрече Виктора Януковича и трех главных украинских оппозиционеров Арсения Яценюка, Виталия Кличко и Олега Тягныбока. И если Лукин отказался подписывать текст, то европейские министры поставили свои подписи под соглашениями 21 февраля, выступив в роли гарантов исполнения обещаний. А когда на следующий же день оппозиция и протестующие на Майдане пошли на срыв соглашения, заняв Админисрацию президента и другие правительственные здания, Штайнмайер сотоварищи с легкостью закрыли на это глаза, отделавшись ни к чему не обязывающими комментариями «о погоде». Поэтому, прежде чем начнется Женевская встреча №2, герру Штайнмайеру и иже с ним следует для самих себя ответить на простой вопрос – какой смысл договариваться с людьми, которые не держат данного слова?

И все же, инициатива Штайнмайера закономерна. Ведь неспособность украинских элит прийти даже к минимальному подобию на компромисс означает, что Украина скатывается в военный конфликт. А радикальный сценарий передает инициативу в руки внешних игроков, как уже продемонстрировали переговоры и соглашения 21 февраля в Киеве и 17 апреля в Женеве. Да, если оценивать Женеву-1 формально, то можно констатировать полный провал договоренностей. В самом деле, какой из пунктов (деэскалация насилия, разоружение, амнистия, «широкий национальный диалог», новая Конституция) выполнен хотя бы частично?

А вот если говорить о «подводных камнях» Женевского заявления, то все замаскированные мины сработали. Обратим внимание, что, согласно Женевскому заявлению, переходная администрация Украины во главе с Александром Турчиновым и Арсением Яценюком, кроме прочего, пообещала найти общий язык с протестующими на Юго-Востоке. Однако спустя считанные дни киевские власти начала антитеррористическую операцию, заблокировав мятежный Славянск и попытавшись взять город штурмом. Несмотря на гибель военнослужащих регулярной армии, ополченцев и мирных жителей, штурм и обстрел города продолжается до сих пор. Из этой же оперы – арест 20 апреля в Харькове одного из идеологов протестов на Юго-Востоке Константина Долгова. А затем наступило 2 мая, когда грянула трагедия в Одессе, где в Доме профсоюзов погибли минимум 46 человек, а больше сотни получили ранения. Получаем «картину маслом», как говорил герой фильма «Ликвидация» - протестующий Юго-Восток получил наглядную картинку, как мог бы выглядеть «широкий национальный диалог» Киева с Донбассом, если бы не вооруженные силы самообороны, взявшие под контроль ключевые точки региона.

Стоит обратить внимание на важный акцент протестов на Юго-Востоке накануне Женевского заявления 17 апреля – да, протестующие на Донбассе захватывали здания и поднимали флаги Российской Федерации, но на деле требовали федерализации (в смысле расширения политических прав регионов) в составе украинского государства. И вот почти три недели после Женевы продемонстрировали, что в границах такого государства как Украина компромисс невозможен – в первую очередь потому, что никто и не собирался его искать. Поэтому существует огромный риск, что настроения протестных масс Юго-Востока медленно, но верно качнутся в другую сторону, когда они потребуют референдума о самоопределении, а по его итогам на примере Крыма объявят независимость от власти в Киеве. В общем, в ситуации, когда худшими поворотами с развилки для Украины являются «крымский» и «южноосетинский» сценарий, правящая администрация во главе с Александром Турчиновым и Арсением Яценюком умудрилась выбрать сразу оба негативных варианта.

Вот почему ключевой пункт Женевы-2 – это совсем не новый перечень обещаний. Да и какой смысл в переливании обещаний из пустого в порожнее, если никто даже не пытается их выполнять? Точнее, ключевых пунктов даже два. Главный пункт повестки дня – это механизм воплощения обещаний в жизнь. Пункт №2 – конкретные санкции за невыполнение данного слова. Поэтому одним из базисов договоренностей во время встречи в Женеве должна стать справедливость. Да, банальная справедливость в самом простом человеческом понимании. А то все как-то увлеклись пережевыванием «первого», «второго» и «третьего» уровня декоративных санкций против России, которые все объявляет да никак не объявит Запад. Если вести себя по-честному, то в случае невыполнения Женевы-2 переходная администрация в Киеве тоже должна получить в наказание жесткие санкции. А уж если совсем по-честному, то внешние игроки должны договориться, что невыполнение договоренностей одним из участников повлечет за собой согласованные коллективные санкции со стороны остальных акционеров ООО «Женева-2».

Сергей Слободчук - политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net