Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Кавказ

22.05.2014 | Сергей Маркедонов

Южная Осетия: приближение парламентских выборов

Южная Осетия стремительно приближается к парламентским выборам. Они должны состояться 8 июня 2014 года в соответствии с указом президента республики Леонида Тибилова от 21 марта.

На фоне украинских событий положение дел в двух частично признанных республиках Кавказа сегодня находятся в тени. Впрочем, и вне всякой связки с Украиной тому есть логичное объяснение. Во-первых, в геополитическом плане острота югоосетинского и абхазского вопроса в значительной степени снята. После того, как Москва 26 августа 2008 года признала две бывшие грузинские автономии, была устранена (как минимум, до предела минимизирована) угроза полномасштабной эскалации военного противостояния в этих остуженных «горячих точках». И хотя решение России о признании независимости Абхазии и Южной Осетии не поддержано большей частью мирового сообщества, никто не может игнорировать (нравится это кому-то или нет - отдельный вопрос) такой фактор, как военное присутствие РФ в двух республиках. Если говорить о Южной Осетии, то 7 апреля 2010 года между Москвой и Цхинвали было заключено Соглашение о военном присутствии. Российская 4-я объединенная база функционирует практически на тех же основаниях, что и база в Абхазии (срок- 49 лет с возможным продлением пребывания на 15 лет, численность российских военных – 4 000 человек). Отсюда и не слишком активная реакция Запада на «бордеризацию» в Южной Осетии, которая на сегодняшний день рассматривается едва ли не как главный вызов Грузии со стороны России. Если, конечно, не считать вопросов о статусе двух бывших автономий. При этом натовские перспективы Грузии, несмотря на всю остроту украинского кризиса, не рассматриваются, как нечто, имеющее шанс на реализацию в краткосрочной перспективе.

Во-вторых, внутриполитическая динамика в частично признанных образованиях внешнему наблюдателю интересна лишь в привязке к большой геополитике. Но поскольку фокус «большой игры» переместился с Кавказа на Украину, положение дел внутри Южной Осетии (как и Абхазии) стало в намного меньшей степени волновать обозревателей со стороны. США, страны ЕС, как и Евросоюз в целом, после июньских парламентских выборов, как водится, заявят о «территориальной целостности» Грузии и непризнании итогов «незаконных и нелегитимных выборов». Между тем, избирательная кампания по выборам в высший представительный орган Южной Осетии имеет и свою интригу, и собственную ценность и вне сложных геополитических контекстов. Она позволяет понять лучше динамику в двух частично признанных образованиях на современном этапе. В чем же особенность предстоящих югоосетинских выборов?

История парламентаризма Южной Осетии, несмотря на всю специфику этого явления на Кавказе (и в целом Евразии) насчитывает не один год. Впервые выборы в Верховный Совет Южной Осетии прошли в декабре 1990 года. В это время активно разворачивался грузино-осетинский конфликт. 10 декабря 1990 года Тбилиси отменил автономию Юго-Осетинской Автономной области. Этот созыв Верховного Совета фактически был «военным», а также учредительным для де-факто югоосетинской государственности. Он пережил активную фазу конфликта в 1991-1992 гг., а 2 ноября 1993 года этот созыв Верховного Совета принял Конституцию Южной Осетии.

27 мая 1994 года прошли выборы в новый созыв Верховного Совета, где победили представители местной Компартии. В декабре 1996 года в связи с учреждением в республике должности президента (первый президент Людвиг Чибиров был избран 10 ноября 1996 года), Верховный совет республики переименован в Парламент Южной Осетии. 12 мая 1999 года состоялись выборы в парламент третьего созыва. Тогда снова большинство было за коммунистами (47, 7% голосов и 12 мандатов из 29). Этот состав Парламента 15 января 2002 года принял Постановление о ходатайстве перед РФ о принятии Южной Осетии в ее состав. Политическое доминирование коммунистов, по мнению многих политиков и экспертов во Владикавказе, не позволило принять ряд важных для республики нормативных актов. В частности, нежелание принимать закон о частной собственности на землю в республике со значительным сельским населением и без предприятий крупной индустрии, привело (среди прочих причин) к значительному оттоку населения из Южной Осетии. Это в свою очередь убедило Тбилиси в том, что на демографическом поле у них будет обеспечено «явное преимущество» перед Цхинвали.

Выборы в четвертый созыв югоосетинского парламента состоялись 23 мая 2004 года. На них доминированию коммунистов был положен конец. Тогда за партию «Единство» проголосовало 54, 6 % избирателей, а за коммунистов- 24, 7 %. Народная партия Республики набрала 11, 4%.

Следующая кампания (голосование прошло 21 мая 2009 года) также имела свою «изюминку». Это были первые выборы после признания Южной Осетии со стороны России. Изменились и правила проведения кампании. Если на всех предшествующих выборах голосование проводилось по смешанной системе (мажоритарной и пропорциональной), то в мае 2009 года голосование состоялось по партийным спискам (результат трансляции российского опыта, который в отличие от Абхазии не слишком сильно корректировался). По итогам тех выборов в парламенте оказались три партии («Единство», «Народная партия» и коммунисты, финишировавшие с третьим результатом). При этом стоит оговориться относительно брэнда «Народной партии», который был фактически «перехвачен» с помощью тогдашних властей. До старта предыдущей парламентской кампании в Южной Осетии существовала Народная партия во главе с Роландом Келехсаевым. Она выступала, как сила оппозиционная власти. Однако на этапе подготовке к избирательной кампании (проведение съездов, принятие партийных программ) была создана вторая Народная партия из числа старых партийцев, решивших позиционировать себя, как силу лояльную Эдуарду Кокойты. В итоге в парламент прошли «народники», которые не противоречили ему.

Выборы 2014 году также имеют некоторые важные особенности. Они станут первой парламентской кампанией за время легислатуры президента Леонида Тибилова (третий по счету, избран в апреле 2012 года). В этом контексте стоит упомянуть еще один нюанс. Выборы-2014 будут первыми выборами после скандальной президентской гонки 2011-2012 гг. Напомню, что после того, как ЦИК Южной Осетии огласил итоги голосования (27 ноября 2011 года), претендент от власти Анатолий Бибилов обратился с жалобой в Верховный суд. Найдя аргументы Бибилова юридически мотивированными, Верховный суд отменил итоги выборов, и вскоре после этого парламент назначил дату повторных выборов - 25 марта 2012 года. Остроты ситуации добавил тот факт, что фактическая победительница кампании Алла Джиоева, обвиненная в нарушении избирательного законодательства, была лишена права принимать участия в новой избирательной гонке. В повторных выборах во втором туре победу одержал действующий глава республики Леонид Тибилов. Для него предстоящая кампания станет не только изменением персонального состава депутатского корпуса. В определенной мере она будет плебисцитом по оценке доверия к нему и к его политике. Она станет своеобразной предварительным экзаменом, который покажет его ресурсы и возможности на будущих президентских выборах. Если Тибилову удастся получить лояльный парламент, то его шансы на пролонгацию пребывания у власти увеличатся. Повысятся и его возможности в разговорах с Москвой, играющей по-прежнему ведущую роль в социально-экономическом обеспечении республики, равно, как и в обеспечении ее безопасности.

Выборы-2014, как и кампания пятилетней давности пройдут по пропорциональной системе (партийным спискам). Чтобы иметь возможность завоевать депутатские кресла партия должна взять рубеж в семь процентов голосов. После серии съездов и процедуры подачи документов на стартовую позицию выстроились девять партий. И в этом плане выборы нынешнего года отличаются от предыдущих большим разнообразием партийных брэндов. После ухода Эдуарда Кокойты политическая жизнь в Южной Осетии при всей условности аналогий напоминала сюжеты из российской политики начала 1990-х годов, когда «цвели сто цветов», но при этом эта «цветущая сложность» имела весьма опосредованное отношение к многопартийности и конкуренции идей. Скорее, партия выстраивалась вокруг сильной и яркой личности, имеющие либо мощные ресурсы, либо аппаратные связи, либо популистские программы. Все это сегодня присутствует и в Южной Осетии.

Пожалуй, самым старым участником парламентских гонок можно назвать коммунистов. У них есть своя ниша и свой ресурс популярности, а также определенная политическая история, именно, как югоосетинской политической силы. Однако нельзя не заметить снижения уровня поддержки Компартии от выборов к выборам. Интересное явление в югоосетинской политике – партия «Единство». Несколько лет назад ее было принято сравнивать с «Единой Россией». Однако более корректный пример для сравнения - это «Единая Абхазия». И в том, и в другом случае уход лидера (уход Эдуарда Кокойты с поста президента и физическая смерть Сергея Багапша) создавал проблемы с ее идентификацией в качестве «партии власти» в российском смысле этого слова. Партию «Единая Осетия» возглавляет несостоявшийся преемник Кокойты Анатолий Бибилов, который пытался «оседлать» идею объединения «двух Осетий». Во главе «Новой Осетии» - Давид Санакоев, который принимал участие в повторных выборах президента в 2012 году (тогда он вышел во второй тур), а затем получил пост главы МИД республики. В выборах будут «засвечены» два социалистических брэнда. Во главе Республиканской политической партии «Фыдыбастэ» Вячеслав Гобозов, имеющий за плечами значительный опыт парламентской деятельности. В ходе нынешней кампании у него уже возникли проблемы с определением «ценза оседлости». Социалистическую партию «Единство народа» возглавляет Владимир Келехсаев, прошедший через выборы 2011 года (правда, тогда особых успехов он не снискал). В связи с этим выборы нынешнего года, скорее всего, будут конкуренцией не столько политических программ, сколько личностей. И президентская администрация, вероятно, будет ориентироваться именно на этот момент, стараясь сохранять равновесные отношения с «прагматиками» из разных политических колонн. Метод, также апробированный ранее в России до начала укрепления «властной вертикали». Очевидно, что в нынешних условиях «грузинский фактор» не будет играть серьезной роли в ходе кампании. На первый план выйдут такие вопросы, как необходимость улучшения качества власти и управления. Именно эти сюжеты будут рассматриваться, как главные критерии в оценке обретений после признания в 2008 году и после ухода от власти президента Эдуарда Кокойты.

Сергей Маркедонов - кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net