Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

02.06.2014 | Марина Войтенко

Экономическая политика – время «больших маневров»

Конец мая добавил аргументов широко бытующему в экспертном сообществе предположению о том, что корректировки и правки российских регулятивных практик, как правило, получают ускорение в контексте крупных политико-имиджевых мероприятий и проектов. Одно из подтверждений тому – опубликованный 29 мая на сайте Президента РФ перечень поручений о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста, обоснование которых было представлено Владимиром Путиным в выступлении на ПМЭФ (сам перечень был подписан еще 14 мая).

Результаты их проработки в правительстве (разброс сроков исполнения – от 1 июля до 1 декабря текущего года) должны будут найти отражение в федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов с включением всех необходимых мероприятий в соответствующие государственные программы.

В виртуальной реальности предполагаемые меры выглядят, действительно, довольно системно. При этом большая часть их непосредственно следует из плана МЭР выйти в 2018 году на рост производительности труда в промышленности на 50% (в том числе, в комплексе обрабатывающих производств на 77%, в машиностроении – на 90%), а главная цель состоит в оживлении и последующем расширении инвестиционного спроса в российской экономике.

В связи с этим правительству поручено упростить процедуры отбора инвестпроектов и порядка предоставления госгарантий при их реализации «с учетом необходимости существенного сокращения сроков принятия решений по таким вопросам» Особое внимание должно быть уделено налоговым льготам для «гринфилдов» - вновь создаваемых предприятий промышленности. Такие преференции по решению субъектов РФ (на основе федерального закона, проект которого должен быть внесен в Госдуму до 1 сентября) могут предоставляться в пределах общего объема осуществляемых капитальных затрат на новые проекты.

С другой стороны, Президент РФ ожидает от кабинета министров внесения в парламент (до 1 декабря) проекта закона о повышении уровня налогообложения (прежде всего, в части налога на имущество) организаций, имеющих основные фонды (оборудование) с истекающим сроком полезного использования[1].

Параметры поиска баланса «кнутов и пряников» для ускорения инвестиционного роста этим не исчерпываются. До 1 сентября должно быть принято решение о формировании фонда развития промышленности в целях повышения доступности займов. Прежде всего, оно будет касаться определения размера капитала фонда. В предложении Минпрома на этот счет была заявлена «вилка» в 30-50 млрд. рублей. Теперь правительству предстоит окончательно определиться с объемами кредитования промбизнесов из этого фонда по ставке не выше 5% годовых на срок до 15 лет под обеспечение модернизируемыми или создаваемыми объектами.

Серьезные и очень жесткие стимулы, по сути принуждающие предприятия к производственно-технологическому обновлению, предусмотрены в поручениях президента РФ, касающихся совершенствования экологического нормирования и применения «наилучших доступных технологий» (НДТ). Уже к 1 июля кабинету министров предстоит доработать проект федерального закона, вводящего новую систему регулирования выбросов. Все предприятия будут разделены на несколько категорий, исходя из степени загрязнения. При этом нормативы выбросов будут определяться в зависимости от существующих в мировой практике лучших экологически чистых технологий (действующие в РФ санитарно-эпидемиологические нормы предельных концентраций и т.п. сильно отстают от стандартов НДТ).

Ожидается, что в полном объеме новое регулирование вступит в силу в 2020 году. До этого в 2015-2017 годах будут созданы отраслевые справочники НДТ, поэтапный график их разработки и внедрения должен быть готов к 1 ноября. Кроме того, к 1 декабря будут разработаны механизмы стимулирования перехода на НДТ[2] и предложения по локализации в РФ производств соответствующего технологического оборудования.

Как видим, речь идет о начале весьма радикального регулятивно-экологического маневра, обещающего продолжение в структурной модернизации производств. При этом обновление основных фондов будет поддержано и комплексом мер по конкурентоспособному импортозамещению в промышленности и сельском хозяйстве. Поручения президента на этот счет предельно конкретны: до 1 сентября разработать и утвердить планы содействия импортозамещению на 2014-2015 годы, в которых определить целевые ориентиры (включая номенклатуру товаров, работ и услуг в рамках государственных и муниципальных закупок преимущественно у производителей из стран Таможенного союза), ответственные федеральные органы исполнительной власти, и самое главное – порядок отбора и мер стимулирования участвующих предприятий и организаций.

Не менее актуальны и другие пункты перечня поручений: уточнение «дорожных карт» по улучшению инвестклимата в части сроков внесения в Госдуму в 2014 году неотложных проектов законодательных актов (до 15 июля); подготовка предложений правительства по увеличению не менее, чем вдвое объемов строительства и реконструкции автомобильных дорог (до 1 июля); разработка и утверждение критериев, в соответствие с которыми системообразующие организации российской экономики должны находиться в юрисдикции РФ (до 1 ноября) и др.

Ряд поручений касается совместных действий Правительства РФ и Банка России по созданию механизма проектного финансирования, предусматривающего источники предоставления долгосрочных кредитных ресурсов, гарантии их целевого использования, а также обеспечения конечной процентной ставки для заемщиков не выше уровня инфляции плюс 1% годовых.

Как видим, задачи Владимиром Путиным поставлены масштабные и смысл их более чем очевиден: поскольку ускорить экономический рост без опоры на инвестиции уже никак невозможно, то требуется перефокусировка на эту «болевую точку» большинства имеющихся в распоряжении государства средств регулирования и соответствующих практик их применения. Эта работа всерьез и надолго, сверхбыстрых результатов от которой ждать не приходится. Первые плоды усилий по реализации упомянутого перечня «созреют» не ранее середины следующего года. К тому же на этой дистанции принципиально важен собственный риск-менеджмент с особым упором на согласованность и сопряженность регулятивного инвестстимулирующего маневра с действиями на других экономполитических «фронтах».

В первую очередь это относится к бюджетной политике. Определение размерности и порядка применения новых налоговых льгот, упирается в необходимость ревизии всех уже действующих на основе оценки их эффективности. Работа эта начата, но конца ей пока не видно. Кроме того, любое налоговое стимулирование – это в конечном счете выпадающие доходы госказны, а следовательно, и изменения в объеме и структуре расходов. В свою очередь для ответов на возникающие здесь вопросы необходимо определиться с бюджетным правилом – или ужесточить его, как предлагает Минфин, или смягчить в соответствие с чаяниями нефинансовых блоков правительства, или вовсе не трогать до лучших времен, пока «не развиднеется» вся картина рисков макроэкономической стабильности, где, между тем, появляются новые краски.

Казалось бы, только-только ослабла интенсивность переноса снижения курса рубля на внутренние цены, как на смену подоспел другой фактор – инфляционные последствия расширения денежного предложения за счет роста рефинансирования, предоставляемого ЦБ РФ банкам (в 2,5 раза за последние 12 месяцев). Прогноз Сбербанка CIB – 8% роста цен в годовом выражении через месяц; 7,2% - по итогам 2014 года (с 1 января по 26 мая уже 4,1%, по данным Росстата).

Пусть эти ожидания и преувеличены. Но вопрос совместимости рефинансирования под инвестпроекты (по ставке 6,5% на срок до трех лет) и последовательной борьбы с инфляцией стремительно актуализируется. Похоже, денежные власти будут вынуждены следовать «золотому» правилу: чем ниже рост цен, тем надежнее (при прочих равных) условия для расширения инвестиционного кредитования. Заметим, что «прочие равные» в сложившихся обстоятельствах означают необходимость докапитализации банков по минимуму примерно на 300 млрд. рублей. И это тоже крайне желательно сделать не позже 2015 года (правда, пока до конца не ясно, как именно, то ли через перевод в капитал ранее выданных субординированных кредитов, то ли через дополнительный выпуск ОФЗ в обмен на привилегированные акции банков).

Отсюда и вполне обоснованные предположения экспертов, что немедленного бурного «половодья» длинных кредитов Банка России не последует. Под 10,5-12% инвестиционные деньги (с учетом банковской маржи) возьмут лишь немногие конечные заемщики. А коли так, то возрастают риски нецелевого использования банковским сектором получаемого рефинансирования. Регулятор, естественно, не откажется поучаствовать в ускорении роста. Но делать это будет, прежде всего, через снижение инфляции. Практика же длинных кредитов будет мягко тестироваться на «экспериментальных объемах» – источники деловых СМИ в правительстве на минувшей неделе подтвердили: реализация поручения Владимира Путина о проектном финансировании окажется не дороже 80 млрд. рублей. При этом потенциал рефинансирования инвестпроектов под госгарантии на 2014-2016 годы по-прежнему составляет около 1,2 трлн. рублей. Вопрос в том, сохранится ли этот гарантийный объем в бюджетной разверстке 2015-2017 годов.

Взаимосвязь имиджевых проектов с корректировками регулятивных механизмов с очевидностью прослеживается и в связи с подписанием 29 мая договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). О политическом значении события сказано (и прежде всего, самими подписантами) уже предостаточно. Теперь главная задача – доказательство экономической жизнеспособности интеграционного проекта. Один из подводных камней – формирование общего рынка нефти, нефтепродуктов и газа лишь к 2025 году. Понятно. что такой срок сильно затуманивает перспективы ЕАЭС, призванного, по замыслу, стать одним из ключевых экономических макрорегионов мира.

Напомним, кстати, что выравнивание пошлин на продукцию ТЭК по планам развития Таможенного союза должно было завершиться к 2015 году. Этого не случилось по причине, возникающей «дыры» в российском бюджете (около $30 млрд.) из-за, по сути, топливного субсидирования экономик стран-партнеров. Вместе с тем, с начала текущего года в Минфине и правительстве в целом развернулась дискуссия вокруг новой системы налогообложения нефтяной отрасли: постепенного снижения экспортных пошлин, что компенсировалось бы для бюджета ростом НДПИ. Теперь эта работа вышла на финишную прямую – в начале июня должно быть принято компромиссное решение между позициями Минфина и Минэнерго по протяженности «большого налогового маневра», конечная цель которого, как полагают многие наблюдатели, в завершении выравнивания пошлин (до уровня Казахстана – $80 за онну сырой нефти) к 2018 году и тем самым ускорении формирования общего рынка жидких углеводородов в ЕАЭС.

Оставляя в стороне цифровую «начинку» (она меняется практически еженедельно) подчеркнем принцип «маневра»: почти двукратное снижение экспортных пошлин в обмен на более чем в 2 раза повышение ставки НДПИ. Все это, однако. еще предстоит вписать в средне- и долгосрочные бюджетные проектировки, совместив с финансовым обеспечением поручений Президента РФ о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста. Требует ответа и вопрос, как скажется такого рода маневрирование на инвестмотивациях в самой отрасли.

Непрочность «стыковочных узлов» в замыслах «больших маневров» в экономической политике все еще сильно мешает преодолению ощущений ее неопределенности. По опросам, проведенным Сбербанком среди экспертов накануне ПМЭФ, 26% особо отметили отсутствие внятности в действиях властей, еще 28% подчеркнули, что текущая экономполитика им и вовсе не понятна. Тем не менее, нельзя не видеть и шагов (хотя порой и не слишком твердых) к восстановлению доверия инвесторов, которые на деле и являются главной движущей силой экономического роста. Вызов со стороны этих возможностей ждет ответа.

Марина Войтенко – экономический обозреватель


[1] Условия для правоприменения должны быть созданы проведением в 2015 году переоценки в бухгалтерском учете крупных и средних предприятий промышленности, транспорта и связи основных фондов, в 2015-2016 годах – специальной оценки (состояния) рабочих мест основного персонала.

[2] В части «пряников» речь идет об основаниях для применения налоговых инвестиционных льгот. По разряду «кнутов» - установление временных нормативов, плата за превышение которых вырастет в 25 раз по сравнению с действующими. По некоторым особо «грязным» производствам высказываются предложения увеличить размер штрафных санкций в 100 раз.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net