Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

14.06.2014 | Нана Гегелашвили

Российская политика Вашингтона в контексте украинского кризиса

Украинский кризис стал испытанием для США как «сверхдержавы» и главного рулевого миропорядка. Бесспорно, непревзойденная экономическая и военная мощь этой страны позволяет ей все еще сохранять статус сверхдержавы. Однако, означает ли это то, что в эпоху формирования новых центров силы, имеющих как сопоставимый экономический потенциал, так и собственное видение системы безопасности, Вашингтон способен оставаться главным международным арбитром?

Еще один вопрос, непосредственно связанный с ролью США в современном мире, заключается в том, имеется ли у Вашингтона в настоящее время твердая убежденность в необходимости укреплять и поддерживать этот миропорядок в условиях перенапряжения сил, в которых оказались США. Усталость, скопившаяся у американцев от начатых при Дж. Буше- мл. крайне непопулярных войн в Иране и Афганистане в рамках объявленной им антитеррористической кампании, медленные темпы восстановления американской экономики и далеко неоднозначная реформа здравоохранения, запущенная Б.Обамой вкупе с остальными внутриполитическими проблемами, породили в американском электорате сомнения в целесообразности ведущей роли США в обеспечении глобальной безопасности.

И, действительно, большинство американцев выражают свое согласие поддержать Америку лишь в случае войны для защиты союзников по договору или возникновения угрозы. Таким образом, американский избиратель не испытывает ни малейшего желания поддерживать вмешательство Вашингтона в регионах, не представляющих критического значения для США. Похоже, что Вашингтону с каждым разом будет все сложнее вести затратные военные операции за пределами сферы своих традиционных союзников и в отсутствии поддержки электората. Даже самые воинственные политики в США не могут не признавать того факта, что никаких жизненно важных интересов у США в Украине и впрямь не имеется. К тому же Вашингтон также не может не понимать, что прямого российского вторжения на Украину быть просто не может. Таким образом, в настоящее время все еще остающаяся единственной в мире сверхдержава избегает военного вмешательства для урегулирования украинского кризиса, и, несмотря на жесткую риторику Б. Обамы в адрес России в связи с событиями на Украине, в ней можно прочесть и усталость, и крайнюю апатию одновременно.

Сегодняшние реалии таковы, что возможности США оставаться сверхдержавой действительно несколько сокращаются, что вызвано как последствиями глобального финансового кризиса, так и внутриполитическими проблемами, приведшими Вашингтон к перенапряжению сил. Именно этими факторами и было продиктовано намерение Б. Обамы поставить США во главе двух гигантских интеграционных объединений – Транстихоокеанского и Трансатлантического партнерства, что дает Вашингтону возможность перекладывать решение многих задач на плечи ЕС.

Объявленные Вашингтоном санкции в связи с российской поддержкой одностороннего провозглашения независимости Республики Крым, призванные сдерживать вторжение на Украину, и последовавшее за этим вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации, равно как и дальнейшая эскалация ситуации на Юго-Востоке Украины, рассматриваются США как нарушение территориальной целостности Украины. Новый пакет очередных санкций Вашингтона в отношении ключевых секторов российской экономики — банковской сферы, энергетики, финансов, технологии и вооружений находится в стадии разработки.

Однако последствия санкционной политики в отношении Москвы со стороны Вашингтона могут стать не столь благоприятными не только для России, но и для США.

В контексте Трансатлантического партнерства США вынуждены действовать в тесной упряжке с ЕС и прислушиваться к его позиции. Понимая высокую степень энергозависимости Брюсселя от Москвы, что может стать препятствием для Вашингтона в рамках реализации трансатлантической энергетической стратегии, США могут компенсировать необходимые для ЕС объемы энергетических ресурсов. Это может осуществляться как с помощью значительных объемов собственных стратегических запасов нефти и газа США, предназначенных на краткосрочную перспективу, так и за счет использования крайне неоднозначной и экологически небезопасной технологии, необходимой при разработке сланцевого газа и рассчитанной на долгосрочную перспективу. Это будет способствовать превращению США в крупнейшего производителя энергоресурсов и даст Вашингтону возможность конкурировать с основными поставщиками углеводородов и, прежде всего, с РФ. Учитывая тот факт, что реализация энергетической стратегии может занять не одно десятилетие, странам ЕС рекомендуется начать вкладывать средства в строительство инфраструктуры , необходимой для получения газа из США в срочном порядке.

Однако тесное партнерство между США и ЕС может быть ослаблено и, прежде всего, за счет неготовности ЕС, в целом, и Германии, в частности, к переходу к альтернативным России поставщикам энергоресурсов, учитывая как неопределенность финансовых затрат, связанную, главным образом, со строительством новой инфраструктуры, так и временными сроками. Во-вторых, роль такого мощного фактора, как торгово-финансовые отношения между ЕС и РФ, успешно развивающимися между обеими сторонами в течение длительного времени, может также поставить под сомнение вероятность тесного партнерства между США и ЕС.

В- третьих, с учетом подъема ультраправых настроений в Европе, а также результатов состоявшихся выборов в Европарламенте, Брюссель может обрести большую самостоятельность в контексте Трансатлантического партнерства. И, наконец, в значительной степени это также может быть связано и с укреплением экономических позиций самого ЕС в перспективе.

Понятно, что украинский кризис вдохнул вторую жизнь в НАТО, что способствовало возвращению альянса к своим ключевым обязательствам по сдерживанию и обеспечению коллективной безопасности. На взгляд натовских стратегов, военный потенциал альянса необходимо увеличить и равномерно рассредоточить по всей территории государств-членов, обеспечив при этом его постоянное присутствие в странах Центральной Европы и Балтии. Однако без серьезной финансовой поддержки со стороны стран ЕС, предусматривающей пересмотр оборонных бюджетов каждого члена НАТО в сторону их увеличения, такая возможность будет крайне затруднена. Это, прежде всего, будет связано с финансовыми трудностями практически всех стран ЕС, где только Германия является исключением. Однако в условиях раскола в немецком обществе в связи с санкционной политикой ЕС в отношении России, а также наличия в нем сильных пацифистских настроений, во многом определяемых историей этой страны в ХХ веке, сделать это будет крайне сложно. Но самая главная опасность для НАТО будет заключаться в борьбе с такими новыми рисками, как нетрадиционные войны - мятежевойна (гибридная война) .

Похоже, что и администрация Обамы не испытывает особого желания прибегать к новым санкциям против Москвы и осознает, что Россию необходимо сделать частью международной системы, а не изолировать ее. Этому способствуют следующие факторы. Во-первых, Вашингтон понимает, что современные реалии вынуждают всех глобальных международных игроков действовать в рамках иной полицентрической системы международных отношений, когда взаимная экономическая конкуренция и уровень экономической зависимости от внешнего мира становятся беспрецедентны.

Во-вторых, СНГ было объявлено важнейшим приоритетом российской внешней политики после избрания президентом России В.Путина в марте 2000 г.. Главными приоритетами становятся совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах-участниках СНГ, развитие сотрудничества в военно-политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом . Опыт последних лет доказал, что теперь Россия действительно готова предпринимать реальные шаги для отстаивания своих интересов на пространстве бывшего Советского Союза. Этого, по мнению Москвы, требуют как проблемы безопасности, так и экономические соображения. И в этой связи Вашингтон не может не понимать, что Украина, стратегическое значение которой трудно переоценить, представляет сферу жизненно важных интересов для Москвы. Поэтому на взгляд Москвы попытки Запада, направленные на интеграцию постсоветских стран в евроатлантические структуры – программа «Восточное партнерство», запущенная стратегами ЕС, планы НАТО по вступлению некоторых постсоветских стран в альянс, не могли не вызывать у нее особую озабоченность, что не могло в свою очередь оставаться незаметным для Вашингтона.

В-третьих, Россия продолжает рассматривать молодые независимые государства постсоветского пространства как часть бывшей страны – СССР, преемницей которого она стала. Отчасти это объясняется и как ответ на поражение РФ в «холодной войне» и утратой ею статуса мировой сверхдержавы, и это Вашингтон также не может не учитывать. При этом Москва исходит из соображения, связанного с имеющимся у нее многолетнего опыта совместного сосуществования с постсоветскими странами, а также осознания того, что именно она является гарантом их безопасности. К тому же, на взгляд Москвы, украинский кризис выявил всю неспособность украинской элиты обеспечить суверенитет страны, которой необходимо внешнее управление как со стороны России, так и ЕС. Все это вместе с финансовыми проблемами, которые сегодня испытывает Украина, будет создавать серьезные трудности для Москвы, что также не может не осознавать Вашингтон.

В четвертых, США не могут не учитывать и то, что мы живем в такую эпоху, когда международное право создает условия для его трактовки в разные стороны, и это создает прецедент в отсутствии необходимых реформ или новой архитектуры международных институтов – ООН, ОБСЕ, МВФ, ВТО, МАГАТЭ и др.

Сегодня ни РФ, ни США не собираются останавливать процесс сокращения числа стратегических ядерных боеголовок даже в условиях острого напряжения, возникшего между ними в связи с ситуацией в Украине. Интересы обеих стран взаимосвязаны во многих сферах (сирийская проблема, Иран, Афганистан). К тому же в настоящее время Москва успешно гарантирует не только стабильность крупнейшего государства с ядерным потенциалом, но и обеспечивает стабильные поставки энергоресурсов, а это имеет огромное значение для Запада.

Таким образом, несмотря на всю сложность этого острейшего кризиса, способного изменить как диспозицию основных ключевых игроков на глобальной шахматной доске, способствующей усилению противостояния, так и обеспечить им столь необходимое примирение, представляется, что сегодняшние реалии не позволят США изолировать Россию и торпедировать запущенный процесс включения Москвы в международную систему.

Нана Гегелашвили – руководитель Центра региональных проблем ИСКРАН

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net