Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Кавказ

17.06.2014 | Сергей Маркедонов

Грузия: местные выборы общенационального значения

15 июня 2014 года в Грузии прошли выборы в органы местного самоуправления. Избиратели голосовали за депутатов представительных органов власти (сакребуло), а также глав муниципалитетов. Но в этом ряду, пожалуй, наиболее важным событием стали выборы мэра столичного города Тбилиси.

Местные выборы в республиках постсоветского Закавказья нечасто привлекают к себе внимание экспертов, привыкших делать акценты на геополитических сюжетах и неразрешенных конфликтах. Между тем, для понимания внутриполитической динамики кампании по выборам органов местного самоуправления крайне важны. В особенности, если речь идет о столицах, в которых принимаются важнейшие решения, как по внешнеполитическим, так и по внутренним вопросам. Не говоря уже о том, что выборы в центре страны являются прекрасным срезом общенациональных настроений. Понятно, всегда необходимо делать корреляцию между центром и регионами. Однако не стоит сбрасывать со счетов, что именно в столицах концентрируется значительная часть избирателей. Если во всей Грузии проживает порядка 4, 5 миллиона человек, то в Тбилиси - 1 млн. 170 тысяч.

До 2010 года мэра Тбилиси не выбирали прямым голосованием. Однако неудача Саакашвили на досрочных президентских выборах именно в столице (тбилисские избиратели в 2008 году отдали предпочтение его оппоненту представителю «объединенной оппозиции» Левану Гачечиладзе, а тогдашний глава государства отыгрался в регионах, за счет которых и добился победы) весьма способствовала его будущему политическому поражению. Как справедливо замечает грузинский политолог Гия Нодия, политическая ставка на этих выборах «выше, нежели в обычных демократиях». В формате небольшой статьи нет возможности дискутировать по поводу того, в какой степени сегодняшняя Грузия соответствует стандартам демократии, и в чем заключается ее необычность по сравнению с другими государствами. Зафиксируем лишь важность прошедших выборов и попытаемся разобраться, в чем конкретно она заключалась, и какие итоги по окончании голосования и подсчета были достигнуты.

В 2012-2013 гг. в Грузии произошла смена высшего политического руководства страны. Она состоялась в несколько этапов. Сначала в ходе парламентских выборов, которые планировались тогдашней властью, как инструмент для реализации выгодных ей поправок к Конституции, позволявших третьему президенту Михаилу Саакашвили по истечении двух легислатур сохранить свое политическое доминирование, победу одержала коалиция «Грузинская мечта» во главе с миллиардером Бидзиной Иванишвили. С этого момента в стране на некоторое время установилось двоевластие с «оппозиционным президентом», противостоявшим премьеру, однородному правительству из «мечтателей» и парламенту, в котором большинство контролировалось победителями. Иванишвили и его соратникам удалось одержать ряд важных побед, позволивших поставить под контроль правоохранительные структуры, «силовиков», судебные инстанции и дипломатический корпус.

Стоит заметить, что одним из важнейших направлений этого наступления «Грузинской мечты» стала мэрия столичного Тбилиси. Напомним, что до 2006 года мэра Тбилиси назначал своими указами президент Грузии. С 2006 года эта прерогатива перешла в руки городского парламента (именно эта модель применяется в столице Армении, где мэра выбирает высший представительный орган власти города Совет старейшин). С этого момента оппоненты Саакашвили в качестве одного из своих главных лозунгов выдвинули требование перейти к прямым выборам главы столичного города. В 2006 года верховная власть Грузии заявила, что это «на данном этапе нецелесообразно». Однако затем, оценив потенциал тогдашней оппозиции в столице, она пошла на определенные корректировки своих прежних подходов. Естественно, стремясь сохранить инициативу за собой и соблюсти свой интерес. Так Михаил Саакашвили в июле 2009 года, выступая в национальном парламенте, предложил перенести дату выборов в органы местного самоуправления с осени на 30 мая 2010 года (корректировка дат выборов вообще была любимым «коньком» предыдущего грузинского лидера) и провести прямые выборы мэра Тбилиси. В первой кампании по прямым выборам мэра победу одержал Гига Угулава (он набрал чуть больше 55 % голосов), один из представителей «ближнего круга» Саакашвили. До своего первого назначения на пост главы города еще президентским указом он даже несколько месяцев проработал на посту руководителям президентской канцелярии. В августе 2008 года он принимал деятельное участие в событиях «пятидневной войны», а после поражение «Единого национального движения» в ходе парламентских выборов 2012 года сохранил лояльность своему шефу.

К стану победителей Угулава не примкнул. И это предопределило его судьбу. Он стал одной из главных мишеней для атаки со стороны новых властей. Следственная служба Министерства финансов Грузии распространила информацию о том, что он был вовлечен в дела о растрате и отмывании денег. Угулава 1 февраля 2013 года был вызван на допрос в качестве свидетеля по делу, и уже 23 февраля ему предъявили обвинение по двум статьям Уголовного кодекса. Конечно же, представители правительства пытались представить дело так, что речь шла исключительно о торжестве правосудия без всякой политической подоплеки. Но масштаб фигуры мэра Тбилиси заставлял предполагать совершенно иное. Тем не мене, 25 февраля 2013 года Тбилисский городской суд принял решение не ограничивать свободу Угулавы.

Впрочем, это не избавило его от новых атак. Они последователи уже после того, как осенью прошлого года на президентских выборах победу одержал представитель «Грузинской мечты» Георгий Маргвелашвили. В декабре Угулаве были предъявлены новые обвинения в растрате, после чего столичная судебная инстанция приняла решение о приостановлении полномочий мэра Тбилиси. Сам же соратник третьего президента Грузии был отпущен под залог (он составил порядка 29 тысяч американских долларов). Таким образом, июньские выборы 2014 года стали определенным символическим разрывом с эпохой Саакашвили. И хотя после завершения процесса выдвижения и регистрации претендентов на пост главы города (18 мая 2014 года) на старте оказались 14 человек, основная конкуренция проходила между представителем «Грузинской мечты» Давидом Нармания и Николозом Мелия, поддержанного «Единым национальным движением». Телевизионная и газетная дискуссия также была фактически сведена к конкуренции двух ведущих политических сил страны.

Теперь уже пришла череда «мечтателей» использовать различные формы административного ресурса. Так премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили публично заявлял о Нармании, как о «безальтернативном кандидате», что выглядело странным, как минимум при наличии хотя бы формальном 13 конкурентов. И это выступление стало причиной критики в адрес премьера со стороны оппозиционеров. Интересно и то, что Гига Угулава также не сложил оружия. Он проявлял себя в публичной сфере, делая различные заявления по поводу негативной роли правительства и генеральной прокуратуре в его дискредитации (которая подавалась и как дискредитация выборной процедуры в целом).

В итоге легкой прогулки у власти не получилось. 23 мая 2014 года Пленум Конституционного Суда (КС) Грузии принял решение, согласно которому отстранение от должности Угулавы не соответствует Основному закону страны. После этого экс-мэр заявил о готовности продолжать борьбу за свое полное восстановление на прежнем месте работы. И хотя Давид Нармания и был презентован властью, как фаворит и даже «безальтернативный кандидат» в отличие от кампании 2010 года, претенденту от власти не удалось обеспечить победу в первом же туре. Представитель «Грузинской мечты» набрал чуть более 46% голосов, в то время как его главный оппонент, представляющий «Единое национальное движение» получил немногим менее 28%. «Бронзовым призером» с 12, 84% стал Дмитрий Лорткипанидзе, выдвиженец от блока «Нино Бурджанадзе - единая оппозиция». Слово «единая» надо брать в кавычки во всех случаях, ибо помимо объединения экс-спикера грузинского парламента на роль оппонентов власти претендуют многие другие. Как бы то ни было, а Бурджанадзе смогла показать, что ее третье место (с 10, 18%) на президентских выборах не случайно, и она имеет определенный ресурс популярности. При этом стоит заметить, что именно Бурджанадзе наиболее последовательно выступает за нормализацию отношений с Россией. Таким образом, главу грузинской столицы предстоит избрать во втором туре, где перспективы Давида Нармании видятся более благоприятными. Учитывая, прежде всего, сложные отношения сторонников экс-президента и экс-спикера парламента Грузии.

Результаты голосования на местных выборах в целом по стране во многом совпадают с тбилисской «картинкой». По всем округам по пропорциональной системе лидирует «Грузинская мечта», на втором месте «националы», а на третьем «единая оппозиция». Однако в значительной части округов состоятся вторые туры. И многие эксперты уже говорят о том, что это – нечто новое в политической истории постсоветской Грузии. И хотя у «мечтателей» более высокие шансы, они уже получили тревожный звонок, который было бы непродуктивно игнорировать в дальнейшем.

Что показали местные выборы? Они продемонстрировали близость к исчерпанию «ресурсов надежды и веры в чудо», которые были предложены избирателю еще два года назад Бидзиной Иванишвили. И если олигарх сам по себе является яркой и неординарной фигурой, то в каждом муниципалитете трудно найти по «маленькому Иванишвили». Да и общим разговорам люди на местах предпочитают конкретику и прагматику. Вера в быстрые и положительные перемены с приходом «богатого грузина» не может быть безгранична. Рано или поздно она будет исчерпываться. И чем дальше, тем больше. В этом общенациональное значение кампании по выборам в органы местного самоуправления. Самое время проявить большую креативность. Ссылки на наследие Саакашвили были хороши еще вчера. Сегодня и завтра придется искать другие аргументы и доказательства. Впрочем, власти в постсоветских республиках зачастую приходят совсем к другим выводам, делая ставку на пресловутый административный ресурс и «сдерживание» оппозиции.

Сергей Маркедонов - доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net