Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

27.06.2014 | Александр Ивахник

Контуры Конституции Порошенко: не поздно ли?

Одной из главных задач, озвученных новой властью в Киеве после победы майданной революции, была конституционная реформа, которая должна была бы отразить широко распространившиеся устремления к демократизации и децентрализации государственного устройства. Это требование, выразившееся, правда, лишь в двух лозунгах – федерализации и придания русскому языку статуса второго государственного – поначалу громко звучало и в протестах на Юго-Востоке, а также настойчивых рекомендациях российского МИДа.

Но в ходе эскалации украинского кризиса и особенно после начала вооруженных столкновений в Донецкой и Луганской областях тема конституционной реформы как-то отошла на второй план, а специально созданная в Верховной Раде комиссия постоянно переносила сроки подготовки проекта изменений в Конституцию и так и не смогла представить его публике. В таких условиях новоизбранный глава государства Петр Порошенко решил взять инициативу в свои руки и заговорил о подготовке президентского проекта конституционных изменений как о части своего мирного плана.

25 июня на встрече представителей органов государственной власти и местного самоуправления Порошенко сообщил, что проект, в котором учтены предложения парламентских фракций и групп, почти готов и на следующий день будет внесен в Раду и отправлен на отзыв в Венецианскую комиссию Совета Европы. Он выразил надежду, что уже до 1 июля Верховная Рада примет эти изменения в первом чтении, а в сентябре окончательно утвердит квалифицированным большинством в 300 голосов. После этого, по расчетам главы государства, пройдут досрочные выборы в парламент и местные органы власти.

Характеризуя в последние дни проект конституционных изменений в целом, Порошенко подчеркивал, что они не покушаются на унитарный характер государства и на статус украинского языка как единственного государственного, но означают глубокую децентрализацию власти, предоставление местному самоуправлению полномочий, которых оно никогда не имело за всю историю Украины. При этом децентрализация предусматривает расширение полномочий местных общин и в вопросах исторической памяти, культурных традиций и языковой политики, они «будут иметь полное право использовать все другие, в том числе русский язык, наравне с украинским».

Текст конституционного проекта президента Порошенко, опубликованный вчера в интернете, позволяет говорить, что задумана действительно масштабная реформа государственного устройства, сутью которой является децентрализация, демонтаж территориальной вертикали власти. Проект предполагает ликвидацию областных и районных государственных администраций. Систему административно-территориального устройства составят следующие административные единицы: регионы (нынешние области), районы и общины (громады), органы власти в которых будут формироваться путем прямого, равного и тайного голосования избирателей. Община включает один или несколько населенных пунктов (село, поселок, город), а также прилегающие к нему территории. В общинах, районах, крупных городах и областях будут избираться советы, которые будут формировать исполкомы. Во главе исполкомов будут стоять председатели советов, избираемые из числа депутатов. В конституционном проекте прописано, что финансовую основу местного самоуправления составят местные налоги и сборы, а «затраты органов местного самоуправления, которые возникли вследствие решений органов государственной власти, компенсируются государством».

Вместо губернаторов во всех регионах страны появятся представители президента, которых он утверждает лично. Их функции будут состоять в надзоре за соблюдением Конституции и законов Украины, прав и свобод человека, а также в координации деятельности территориальных представительств центральных органов власти. Правда, проект Конституции предусматривает, что в условиях чрезвычайного и военного положения представители президента направляют и организуют деятельность всех территориальных органов центральной исполнительной власти и органов местного самоуправления. Так что если кризисный период в стране затянется, рычаги прямого влияния на территориях у президента останутся.

Что касается соотношения властных полномочий президента, Верховной Рады и правительства, то здесь предлагаются не столь кардинальные, но достаточно серьезные изменения. В целом расширяются полномочия парламента и урезаются полномочия президента. Рада получает право вводить чрезвычайное положение и принимать решение об использовании вооруженных сил, создавать, ликвидировать и реорганизовывать суды, вводить и ликвидировать административно-территориальные единицы. Кандидатуру премьер-министра предлагает коалиция парламентского большинства и назначает Рада по согласованию с президентом. В самом парламенте отменяется норма императивного мандата для народных депутатов: они не обязаны входить во фракции тех партий, по спискам которых были избраны.

Глава государства лишится права назначать судей и представлять Раде кандидатуры на должности министра иностранных дел и министра обороны, эти кандидатуры лишь предварительно согласовываются с ним. Все члены правительства будут назначаться Радой по представлению премьер-министра. Облегчится процедура импичмента президента при наличии в его действиях «признаков состава преступления»: инициировать процедуру смогут 150 депутатов, для вынесения решения будет необходимо согласие 300 депутатов и не потребуется подтверждения Верховного суда.

Несколько расширяются полномочия главы государства лишь в отношении кандидатур на должности руководителей силовых ведомств. Как и сейчас, президент будет с согласия парламента назначать генерального прокурора, главу Службы безопасности Украины и главу нового органа – Государственного бюро расследований, но вот увольнять их сможет самостоятельно.

Конечно, это лишь черновой вариант проекта новой Конституции Украины, который будет дорабатываться депутатами Верховной Рады, в том числе с учетом замечаний европейских конституционных экспертов. Вариант Порошенко говорит о том, что на тяжелейшем этапе развития Украины президент стремится как можно больше разделить ответственность за принимаемые решения, за судьбу страны с парламентом, правительством и с органами местного самоуправления. Сохраняющийся унитарный статус государства сочетается с такой степенью децентрализации, которая недоступна и иным формально федеративным государствам. Другой вопрос, что вносимые конституционные предложения вряд ли заинтересуют деятелей мятежных Донецкой и Луганской республик, которые нацелены на отделение от единого государства или уж, в крайнем случае, на конфедеративные отношения Новороссии с остальной Украиной.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net