Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

04.07.2014 | Сергей Слободчук

«Нефтегазовый» министр обороны

Если и дальше такими темпами, то в украинской армии скоро появятся «нефтегазовые войска». Верховная Рада поддержала предложенную Петром Порошенко кандидатуру Валерия Гелетея на пост главы Минобороны, а на следующий день проголосовала в первом чтении законопроекты о введении чрезвычайного положения в энергетическом секторе Украины и старте продажи ГТС зарубежным собственникам. Если замысел сработает, новый министр обороны окажется одной из самых влиятельных фигур в нефтегазовом бизнесе.

Президент Петр Порошенко продолжает формировать собственную политическую команду, первыми лицами которой стали медиамагнат Борис Ложкин на посту главы Администрации президента и экс-посол Украины в ФРГ Павел Климкин во главе МИД. Согласно редакции Конституции 2004 года, посты министра обороны и иностранных дел – квота президента, который вносит соответствующее представление о назначении в Верховную Раду. А вот уволить главу Минобороны и МИД глава государства имеет право самостоятельно, без оглядки на парламент – в отличие от Генерального прокурора, и назначение, и увольнение которого требует минимум 226 голосов «за» со стороны депутатов.

Депутаты Верховной Рады проявили редкое единодушие, дав 327 голосов за увольнение предыдущего министра Михаила Коваля (третьего за последние полгода, если считать выдвиженца Януковича Павла Лебедева). А вот в плане назначения Валерия Гелетея единодушие оказалось уже менее массовым - президентская кандидатура набрала 260 голосов «за». Не обошлось и без курьеза – пообещав в своей программной речи провести «парад победы в украинском Севастополе», новый министр расписался на тексте присяги, забыв снять колпачок с ручки. Высокий пост для выдвиженца президента обеспечили фракция «Батькивщина» Юлии Тимошенко-премьера Арсения Яценюка-спикера Александра Турчинов (68 голосов из 86 доступных), «УДАР Виталия Кличко» (38 из 41 парламентариев), «Свобода» Олега Тягныбока (34 из 35), выходцы из фракции Партии регионов в лице групп «Экономическое развитие» экс-премьера и бывшего «регионала» Анатолия Кинаха (32), «Суверенная европейская Украина» Игоря Еремеева и Владимира Литвина (31) и «За мир и стабильность» (4 голоса). Даже сильно похудевшая в последнее время фракция Партии регионов дала 5 голосов, а вот коммунисты Петра Симоненко в полном составе проигнорировали голосование. И, наконец, зеленую клавишу нажали 48 из 72 внефракционных.

Очередное назначение на пост министра обороны «непрофильного» руководителя (первым был выходец из КГБ-СБУ Евгений Марчук на закате периода президента Кучмы) – это продолжение той логики, которую Порошенко продемонстрировал при заполнении первых клеточек. Появление в Министерстве обороны Валерия Гелетея – это неполитическое назначение, так как он не представляет собой квоту ни одной из парламентских политических партий (как и непарламентских тоже). А значит, как и при назначении Бориса Ложкина главой Администрации президента, подобные назначения – это результат личных соображений Порошенко, а также ситуативных союзов с парламентскими союзниками и региональными элитами. Ну, и, конечно, куда же без характерных для украинской политики родственных связей. Кроме прочих достоинств, Валерий Гелетей является сватом авторитетного политика и внефракционного народного депутата Виктора Балоги (дочь Гелетея замужем за сыном Балоги), территориальная сфера влияния которого охватывает Закарпатье, а политическая – партию «Единый Центр» и небольшую группу влияния в парламенте.

Назначение нового министра обороны демонстрирует, что в активную политику возвращаются резонансные фигуры времен президента Виктора Ющенко. Во время политического кризиса весной 2007 года, вызванного переходом части депутатов во главе с Анатолием Кинахом в коалицию Партии регионов – Социалистической партии – Коммунистической партии и последующим указом Ющенко о роспуске Верховной Рады, президент назначил его руководителем Управления государственной охраны. Валерий Гелетей прославился именно в качестве начальника УГО, подтвердив на деле, что готов идти на максимально резкий конфликт с оппонентами, вплоть до силового столкновения. Именно под его началом сотрудники УГО установили контроль над помещением Генеральной прокуратуры на улице Резницкой в Киеве, чтобы назначенный Ющенко и.о. Генпрокурора Виктор Шемчук мог приступить к своим обязанностям. «Регионалы» же направили на штурм ГПУ десант из десятков народных депутатов, а министр внутренних дел Василий Цушко лично руководил бойцами спецподразделения «Беркут», выбивавшими двери, а затем и угошников из здания прокуратуры.

Кстати, здесь можно провести прямые параллели, так как президент Порошенко аналогично Ющенко в период 2006-2010 гг. вынужден действовать в формате парламентско-президентской республики с неминуемой парламентской нестабильностью и конкуренцией между президентом и его администрацией против Кабинета Министров и Верховной Рады за финансовые потоки, государственные назначения и подряды за счет государственного бюджета. А еще Порошенко в тот же день назначил крупного аграрного бизнесмена, завсегдатая топ-10 самых богатых людей Украины Юрия Косюка первым заместителем Администрации президента, курирующим армию. Бизнес-империя Косюка пошла на взлет именно во времена Ющенко, а его бизнес-партнер Игорь Тарасюк даже трудился главой Государственного управления делами (т.е. выступал в роли аналога «завхоза» Павла Бородина при президенте Борисе Ельцине). А президентская канцелярия даже заявила Тарасюка в качестве формального главы предвыборного штаба Юшенко во время президентских выборов 2010 года. Согласно первоначальному замыслу, миллиардер будет в президентской канцелярии будет курировать работу силовых ведомств. И здесь, кстати, со старта возникает интрига – если для нового министра Валерия Гелетея и главы Службы безопасности Валентина Наливайченко аграрный олигарх действительно является полноценным начальником, то министр внутренних дел в парламентско-президентской модели зависит от Кабинета Министров и Верховной Рады. Поэтому интрига №1 - каким образом новоиспеченный чиновник планирует координировать работу МВД, имеющего полное право игнорировать любые его что указания, что рекомендации, вплоть до самого факта существования.

А вот что касается министра обороны, если Верховная Рада примет закон о ЧП в энергетике, то новый глава Мионобороны станет самой влиятельной фигурой в нефтегазовом бизнесе. С точки зрения оперативного влияния, конечно же, ведь фигурой №1 будет сам президент. Хотя украинские реалии постоянно демонстрируют, что на практике оперативное влияние оказывается более значимым, чем заявленное в законах влияние декларативное. А все дело в том, что, если ранее оперативное управление ГТС осуществляла компания «Укртрансгаз», подчиненная «Нефтегазу Украины», то теперь законопроект предлагает передать Министерству обороны полномочия непосредственно руководить и контролировать газотранспортную систему. А мотивация такого проекта поясняется еще и тем, что иностранные покупатели 49 % «Нефтегаза» желают обеспечить качественную защиту для своих новых активов, ведь только за последний месяц СМИ сообщили о нескольких попытка подорвать «трубу». Поэтому курс акций нового министра обороны в нефтегазовых кругах резко двинулся вверх.

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net