Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Предвыборная гонка в Украине, за которой внимательно следили и в России, подошла к концу. 21 апреля во втором туре встретились действующий президент Украины Петр Порошенко и актер Владимир Зеленский, известный главной ролью в популярном телевизионном сериале «Слуга народа». Первое место со значительным отрывом занял Владимир Зеленский – по предварительным данным, он получил около 73% голосов. Петр Порошенко набрал около 25 голосов избирателей.

Бизнес

Басманный суд Москвы принял решение об аресте до 19 августа владельца холдинга «Русское молоко» Василия Бойко-Великого. Предпринимателю вменяется особо крупная растрата, совершенная организованной группой (ч. 4 ст.160 УК). Следствие считает, что он и его подельники получили доступ к средствам на депозитных счетах банка «Кредит-Экспресс». Фигурантами дела также стали экс-директор банка Алла Кабанова, главный бухгалтер Мария Антонова, менеджеры Анастасия Новотная, Егор Пихтин, Елена Чуева и Наталья Ципинова.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

10.07.2014 | Сергей Слободчук

Олег Ляшко: звездный час популиста

В Италии – комик Беппе Грилло, в России – тролль Владимир Жириновский, а в Украине – шоумен Олег Ляшко. Обычно политические фрики всплывают наверх в периоды, когда общество переживает потрясения. Если верить свежему социсследованию, лидер симпатий на выборах в Верховную Раду – Радикальная партия Олега Ляшко с результатом 12, 5 %. Что это – мистификация или все-таки артист политического жанра «с вилами в руках» действительно выбился в самые популярные политики Украины?

В первую очередь стоит сразу же расставить акценты – спикеры Киевского международного института социологии оправдывают сенсационные показатели тем, что якобы составляли анкету, не акцентируя, что партия «Солидарность» принадлежит президенту Петру Порошенко. Очевидно, что на волне победы в первом туре выборов президента Украины 25 мая, если бы избиратель видел четкую связь между Порошенко и «Солидарностью», результат президентской партии был бы выше. Именно поэтому, с их слов, и получились такие результаты, где на первом месте – Радикальная партия. Следом за ней в списке самых популярных находится «Батькивщина» Юлии Тимошенко с 9, 3 %, на третьем месте – «УДАР Виталия Кличко» (7, 2 %). 6, 1 % - у партии «Гражданская позиция» народного депутата Анатолия Гриценко, 3, 4 % - у партии «Солидарность», 3, 1 % - у радикальной и русофобской «Свободы» Олега Тягныбока и т.д. Партия регионов же, случись выборы в Верховную Раду в конце июня 2014 года, набрала бы лишь 1, 6 % голосов избирателей. Если верить результатам исследования, конечно.

Обычно политические фрики всплывают наверх в периоды, когда общество переживает потрясения. К примеру, сенсацией последних парламентских выборов в Италии стал комик Беппе Грилло со своей политической силой. Да и Жириновский, если вспомнить, выдвинулся в звезды российской политики в период потрясений, вызванных распадом СССР, сломом привычного уклада жизни, повальной нищетой etc.

В Украине же в данной нише последние годы настойчиво трудится Олег Ляшко. Точнее сказать, свою нишу он сам же и создал. С точки зрения политических технологий, Олег Ляшко – мечта любого пиарщика. И не потому, что сам является выходцем из среды медиа, а в первую очередь, из-за того, что не боится. Стандартный украинский политик вечно чего-то опасается – боится не то сказать, не тех задеть, кому-то не понравиться, не так выглядеть и далее по списку. А Ляшко над такими вещами даже не задумывается. Надо взять крокодила на поводок и записать с ним ролик в парке Шевченко в центре Киева? Да не вопрос! Видео, начинающееся кадрами, где Ляшко обращается к животному «Ну, что Гена, достали тебя эти «донецкие?» - суперхит Youtube осени 2012 года. Ляшко готов хоть целоваться взасос с этим крокодилом, если так надо для популярности. Надо принести на заседание Верховной Рады целлофановый пакет с землей и есть ее на трибуне, чтобы попасть в вечерние выпуски новостей? Да пожалуйста!

Поскольку Ляшко на гребне телевизионных новостей, то каждый день СМИ выдвигают все новые и новые версии о том, кто стоит за его фигурой. Его называют и проектом Сергея Левочкина (многолетний глава Администрации президента Януковича, подавший в отставку незадолго до победы Майдана), и олигарха Дмитрия Фирташа, и практически всех сколько-нибудь значимых фигур в украинской политике и крупном бизнесе. Но на самом деле, Ляшко – это в первую очередь проект самого себя. А первые шаги в украинской политике он начал делать еще в 90-е, когда никто и слыхом не слыхал ни про Порошенко, ни про Януковича, ни про Партию регионов, ни про «Батькивщину», ни про Левочкина с Фирташем. Молодой журналист, издававший сначала газету «Политика», а затем «Свобода», всегда отличался задиристым и боевым характером. Ляшко пытался избраться депутатом Верховной Рады и на выборах 1998-го, и 2002 года. Но повезло ему только в 2006 году, когда «Батькивщина» Юлии Тимошенко включила его в проходную часть своего предвыборного списка. Затем последовал разрыв с партией Тимошенко и последние несколько лет Ляшко пребывает в вольном плавании, избравшись в нынешнюю Верховную Раду по одному из бедных округов Черниговской области.

Что касается нынешнего успеха Ляшко как политика, тому есть несколько причин. Начать с того, что он оказался в нужное время, в нужном месте, а главное - в нужном контексте. Когда СМИ и политики сознательно нагнетают истерию среди простых украинцев, массовое сознание в состоянии стресса работает по «черно-белой» схеме. А это – любимая манера выступления Олега Ляшко. Увидим – когда ситуация успокоится и Украина начнет возвращаться к нормальной жизни, популярность Ляшко пойдет на спад.

А еще любой украинский политик рано или поздно приобретает черты гламурного барина, лишь иногда снисходящего до своих холопов. Более того, любой политик стремится к такому политическому гламуру, потому как для украинской политики характерны подобные внешние атрибуты и ритуалы. По идее, дорогие авто, особняки, кольцо охраны должны без слов говорить об уровне богатства и степени влияния своего владельца. А Ляшко – демонстративно народный политик, годами создававший образ защитника и радетеля за простых людей. И для простого украинца он прост и понятен, потому как оперирует простыми понятиями и схемами «черное-белое», «свои-чужие» и т.п. Чиновников и политиков – на вилы, Ляшко в президенты, простому народу – прибавку к зарплате. Ничего не напоминает? Вспомним того же Жириновского и его бессмертную классику «Каждой бабе по мужику, каждому мужику – по бутылке водки». И здесь Ляшко и его команда применяют еще одну эффективную отстройку – в отличие от украинских топ-политиков, увязших в виртуальной политике и забывших, как выглядит жизнь за пределами студии Савика Шустера, Ляшко стремится предстать в качестве человека дела. Вот он привозит обмундирование для бойцов подразделений, участвующих в войне на Юго-Востоке, вот он топчет египетскую картошку в супермаркете, вот он с инструментом в руках грозится «поднять на вилы» вороватых чиновников и политиков.

Именно поэтому популярность Олега Ляшко и его Радикальной партии за последний год серьезно выросла. Обычный украинец готов прийти на участок и поставить галочку напротив Радикальной партии в бюллетене на выборах в Верховную Раду. Видимо, позабыв напрочь, что поговорку «простота хуже воровства» народ придумал не просто так.

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Когда испанские завоеватели-конкистадоры открыли эту землю, ее сгоряча назвали Коста-Рикой, что в переводе означает богатый берег. Они надеялись обнаружить там ценные полезные ископаемые, которые в огромных количествах вывозили бы на родину. Но таковых в недрах не оказалось. Позднее обнаружилось, что непреходящей ценностью страны оказались неутомимые труженики, постепенно, шаг за шагом, соорудившие государство устойчивой демократии, ставшей примером для беспокойных соседей.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net