Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

27 июля в Москве прошел не согласованный с властями митинг, поводом для которого стали массовые отказы в регистрации на выборы в Мосгордуму кандидатам от оппозиции. Это уже третья акция протеста за июль: первые две прошли 14 и 20 июля. Еще один митинг запланирован оппозицией на 3 августа в преддверье апелляций в Центральной избирательной комиссии.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

29.07.2014 | Сергей Слободчук

Как украинские политики сыграли в «подкидного»

Первые лица правящей администрации Украины увлеклись игрой в «подкидного». Сначала союзная президенту Порошенко фракция «УДАР Виталия Кличко» заявила о выходе из коалиции, «подвесив» правительство Арсения Яценюка, а вместе с ним и всю Верховную Раду. Но в тот же день премьер-министр пошел с козырной карты, подвесив президента и его администрацию перед Верховной Радой, МВФ и зарубежными игроками. Осознав, что каждый следующий ход ухудшает позиции, игроки договорились восстановить статус-кво, поэтому премьер Яценюк в понедельник вернулся к работе.

Как итог, в результате всех перечисленных телодвижений, все оказались в состоянии «подвешенного кофе». Но сначала о мотивах каждого из игроков. Социология последних месяцев демонстрирует: у президента Петра Порошенко - самый высокий рейтинг популярности. Да вот незадача - есть разрозненные депутаты, есть союзники в виде фракции «УДАР Виталия Кличко», а вот собственной фракции нет. Поэтому президентская администрация заинтересована в роспуске Верховной Рады – чтобы на волне высокой популярности Порошенко провести в парламент собственную депутатскую фракцию.

Существует еще один важный политический фактор – выступая на Майдане, лидеры тогдашней оппозиции в лице самого Петра Порошенко, Арсения Яценюка, Олега Тягныбока, Виталия Кличко и др. клятвенно обещали произвести полную «перезагрузку» всей власти, начиная с Верховной Рады. Поэтому СМИ и политики подают сегодня призывы к роспуску и объявлению парламентских выборов как мнение самого Майдана. Что касается, фракции «УДАР Виталия Кличко», депутаты сегодня копируют политическую линию Порошенко, стараясь продвигать его интересы. Кабинет Министров Арсения Яценюка имеет собственную фракцию «Батькивщина», но, как показали голосования 24 июля, без голосов фракции «УДАР» правительство не может проводить свои законопроекты через Верховную Раду.

В четверг, 24 июля, фракция «УДАР» не поддержала проекты о внесении изменений в законы «О воинской повинности и военной службе» и «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», не набравшие в итоге необходимого минимума в 226 голосов. Сразу же после этого на трибуну один за другим поднялись глава фракции «УДАР» Виталий Ковальчук и «Свобода» Олег Тягныбок. Ковальчук обвинил Верховную Раду в неконструктивном поведении и объявил о выходе своей фракции из коалиции «Батькивщина», «УДАР», «Свобода» плюс отдельные депутаты. Следом за ним аналогичное заявление сделал и Тягныбок. С помощью такого хода администрация Порошенко «подвесила» Верховную Раду. Одновременно президент выступил в роли единственного политика, проводящий в жизнь «требования Майдана». Вечером 24 июля спикер Александр Турчинов сделал официальное заявление о прекращении деятельности коалиции «Европейский выбор». Теперь, согласно нормам Основного закона, начиная с 25 июля, стартовал отсчет срока в 30 календарных дней, по истечении которого президент Украины имеет право издать указ о роспуске парламента и объявить досрочные выборы в Верховную Раду (ст.ст. 83, 90 Конституции Украины).

Однако премьер Арсений Яценюк сделал неожиданный ход и заявил, что подает в отставку. 25 июля пресс-служба Верховной Рады подтвердила в своем заявлении, что аппарат парламента получил текст заявления премьер-министра. И тут оказалось, что с помощью такого вот «дембельского аккорда», глава Кабинета Министров «подвесил» администрацию президента. Причем одновременно сразу перед 450 депутатами Верховной Рады, украинскими избирателями и международными игроками.

Если говорить о парламентской плоскости, то Администрации президента теперь надо собрать в Раде минимум 226 голосов за отставку Яценюка. Казалось бы, и что здесь такого? А дело в том, что есть риск – большинство из 450 украинских парламентариев – против роспуска парламента. Поэтому заявления украинских депутатов и глав фракций, начиная с Олега Тягныбока («Свобода»), Сергея Соболева («Батькивщина») и Анатолия Кинаха («Экономическое развитие»), о готовности к выборам, стоит воспринимать как лапшу «Доширак» быстрого приготовления. Депутаты боятся Майдана, требовавшего роспуска Рады, поэтому на сцене и рвут рубаху на груди вместе с клятвами в стиле «хоть сейчас на выборы». А на деле среди противников досрочных выборов – большинство депутатов ВР. Это остатки Партии регионов (78 депутатов), часть «Батькивщины» (около половины от 86 мандатов), «Свобода» (35), коммунисты (23 человека на момент роспуска), большая часть из 95 внефракционных, а также группы «Экономическое развитие» (41), «За мир и стабильность» (34) и «Суверенная европейская Украина» (35), состоящие из выходцев из Партии регионов и внефракционных. Потому как социология свидетельствует: поддержка «Батькивщины» и «Свободы» падает. А что касается депутатов, покинувших Партию регионов, то они прекрасно понимают, что не имеют вообще никаких шансов пройти в Верховную Раду. А еще половина Верховной Рады – это мажоритарщики. Кто вернет им деньги, потраченные на выборы-2012? И кто даст гарантии, что конкретного депутата включат в проходную часть проходного списка, если поддержка всех парламентских партий валится? В общем, резюмируем: в страхе перед Майданом никто не будет в открытую выступать против досрочных выборов. А по факту в Верховной Раде присутствует «молчаливое большинство», настроенное категорически «против».

А раз большинство депутатов против выборов, то есть риск. Нет, не в том плане, что депутаты не проголосуют за отставку премьера Яценюка. А в том смысле, что такой ситуативный «винегрет» из самых разных фракций станет основой для новой коалиции в Верховной Раде. Коалиции, которая не будет иметь отношения ни к президенту, ни к премьеру. А, может быть, ни к фракции «УДАР», «Свобода» или «Батькивщина», ведь в сумме у них нет 226 голосов. Поэтому в феврале и пришлось использовать «велосипед», изобретенный администрацией Виктора Януковича, которая весной 2010 года истолковала решение Конституционного суда в том смысле, что коалиция может формироваться не только за счет фракций, но и отдельных депутатов. Сегодня украинские политики и СМИ стараются об этом не вспоминать, а тогда таких депутатов наградили презрительным названием «тушка» (крылатая фраза «Хоть тушкой, хоть чучелом»). И есть риск, что такое ситуативное большинство, как минимум, станет ядром для новой коалиции. А значит, плакали досрочные выборы и «именные» фракции самых популярных политиков Украины в лице Петре Порошенко и Олега Ляшко. Не говоря уже о том, что в Украине действует старый закон «О выборах народных депутатов» с системой 50 / 50, когда половина Верховной Рады избирается по партийным спискам, а другие 225 парламентариев – по мажоритарным округам. Снова выходит замкнутый круг – для нового закона нужно депутатское большинство, а после большинства-то и нет.

Если же оценивать отставку Яценюка в предвыборной плоскости, тогда его заявление означает, что с момента увольнения премьера именно президент Порошенко несет всю политическую ответственность за происходящее в Украине – и за военный конфликт на Юго-Востоке, и за падение курса гривны, и за безработицу и снижение доходов «маленького украинца». Есть и международное измерение происходящего. В первую очередь, позиция МВФ, обещавшего дать деньги в долг Украине под перечень конкретных шагов правительства Яценюка. А теперь выходит, что правительства нет, Верховная Рада на грани роспуска, следующий парламент приступит к работе, дай Бог, в ноябре 2014 года. А ведь нынешняя Рада так и не приняла ряд МВФ-законов. Раньше это была проблема Яценюка, а в случае его отставки и роспуска Верховной Рады становится проблемой Порошенко и его администрации. А как принимать МВФ-законы без парламента?

В общем, за считанные дни украинские политики умудрились «подвесить» друг друга. Да не по одному разу. Да так, что продолжение игры «в подкидного» означает усугубить и без того нерадужные политические перспективы премьер-министра, президента, Верховной Рады и прочих игроков. Поэтому наиболее вероятный сценарий – это возвращение к статус-кво. Вот и Арсений Яценюк вернулся к выполнению своих обязанностей в роли премьер-министра. Разве что перед Кабинетом Министров и Администрацией президента возникла задача по новому оформлению парламентского большинства, ведь коалиции «Европейский выбор» официально больше нет. А для фракции «УДАР Виталия Кличко» - придумать объяснение своим прыжкам из коалиции и обратно.

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net