Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

07.08.2014 | Александр Ивахник

Ответный залп

Произведя несколько точечных санкционных выстрелов по отдельным странам (Украина, Польша, Молдавия, Румыния), 6 августа Москва применила «систему залпового огня», введя широкое продовольственное эмбарго против всех государств, которые принимают участие в антироссийских санкциях. Вероятно, решив, что бездействие России после недавнего введения Западом санкций третьей фазы будет воспринято как проявление слабости, президент Владимир Путин дал масштабный ответ с далеко идущими последствиями. Вчера он подписал указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

Указ поручает правительству определить перечень видов сельскохозпродукции, сырья и продовольствия, подпадающих под запрет; принять меры по обеспечению сбалансированности товарных рынков и недопущению ускоренного роста цен на продукцию; обеспечить разработку и реализацию комплекса мероприятий, направленных на увеличение предложения отечественных товаров. За день до этого, в ходе выступления на заседании Госсовета, президент Путин, говоря об ответных санкциях, предупреждал, что они должны быть «аккуратными»: «Разумеется, делать это нужно крайне аккуратно, чтобы производителей отечественных поддержать, но потребителям не навредить».

Однако уже утром 7 августа стало ясно, что правительство готово действовать по самому жесткому варианту. Премьер-министр Дмитрий Медведев объявил, что Россия вводит полный запрет на поставки сельскохозяйственной и пищевой продукции из Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии. Медведев подписал соответствующее постановление правительства. В перечне на сайте правительства в ряду запрещенной к ввозу продукции указаны: говядина, свинина и птица в различных видах, рыба и морепродукты, молоко и молочные продукты, включая сыры и творог, овощи, фрукты, орехи и прочие плоды, колбасные изделия. Правда, премьер отметил, что санкции вводятся на один год, но, «если наши партнеры продемонстрируют конструктивный подход», правительство готово пересмотреть срок эмбарго.

Чего ждать от реализации этого указа? Насколько сама Россия готова к столь масштабным ограничительным мерам? По данным ФТС, Российская Федерация в 2013 г. импортировала продовольствия на 43 млрд. долларов, около половины этой суммы, без учета напитков и алкоголя, приходится на ЕС, США, Канаду, Австралию и Японию. В стоимостном обороте розничной торговли продовольствием в России на долю импорта приходится порядка 25-30%.

Несмотря на столь значительные объемы импорта из западных стран, едва ли стоит опасаться прямого дефицита продовольствия на российских прилавках. Надо отметить, что в последние годы в стране достаточно активно развивались растениеводство, некоторые виды животноводства (производство мяса птицы, свинины) и пищевая промышленность. Отдельный вопрос: что будет с крупными западными пищевыми компаниями, которые успели наладить производство в России? Думается, у правительства хватит разума, чтобы не разрушать их бизнес, оставляя без работы десятки тысяч собственных граждан.

Вместе с тем, по отдельным видам молочных и мясных продуктов уровень самообеспеченности в России довольно низок. По данным РАНХиГС, по животному маслу он составляет 65,4%, по свинине – 63,2%, по молоку и сухим сливкам – 58,5%, по сырам – 53,2%. Хуже всего обстоит дело с продуктами из говядины: здесь уровень самообеспеченности не достигает 40%. Крайне неблагополучна ситуация с фруктами, особенно вне сезона. Явно не достаточен и ассортимент производимой в России продукции. В результате на долю импорта приходится около 40% расходов населения на продукты питания.

Эксперты отмечают, что значительная часть запрещенной к ввозу продукции в перспективе может быть замещена отечественными производителями, а уже в скором времени будет импортироваться из стран, не попавших под санкции. По мясной продукции это страны Латинской Америки, по фруктам и овощам – Турция, Азербайджан, Китай, страны Юго-Восточной Азии, по молочной продукции – Белоруссия и Казахстан. Россельхознадзор собирается в ближайшее время обсудить с диппредставителями Бразилии, Чили, Эквадора и Аргентины возможность расширения импорта продовольствия из этих стран. В частности, Бразилия проявляет заинтересованность в значительном увеличении объемов поставок мясной и молочной продукции. Россельхознадзор сообщил, что уже сняты введенные ранее ограничения на ряд видов бразильской мясной продукции.

Российской розничной торговле сейчас предстоит непростая перестройка. По оценке экспертов, на долю импортируемых продуктов питания в розничных сетях приходится в среднем от 20% до 40% – в зависимости от сети и категории. Чем ближе к премиальному сегменту, тем доля импорта выше. Представители торговых сетей заявляют, что им потребуется 1-2 месяца для поиска альтернативных поставщиков продукции и обеспечения поставок.

С уверенностью можно сказать, что безболезненно для российских потребителей все эти процессы не пройдут. Можно ожидать сужения ассортимента продовольственной продукции в российских магазинах и ее удорожания. Сужение круга конкурентов на российском продовольственном рынке, снижение уровня предложения неизбежно приведет к росту цен на товары, как бы президент Путин ни призывал «не навредить потребителям». Собственно, это уже происходит. Показательный пример – динамика цен на свинину, ввоз которой из стран ЕС был закрыт в феврале из-за сибирской чумы свиней. В результате цены на свинину выросли на 20%, за ней на 10-15% подорожали и другие мясные продукты, в том числе отечественного производства. Хорошо известно, что больше всего от удорожания продовольствия страдают наименее обеспеченные группы населения, поскольку в их стоимостной структуре потребления доля продуктов питания выше. Стоимость минимального набора продуктов питания с начала года уже выросла на 11,2% – за счет значительного снижения курса рубля и введенных ограничений на ввоз ряда продуктов.

В правительстве рассчитывают, что ограничения импорта дадут толчок импортозамещению, бурному развитию национального агропроизводства. В принципе возможности российских сельхозпроизводителей увеличатся, т.к. продукция европейских и американских фермеров сильно субсидируется и, соответственно, имеет преимущество в ценовой конкуренции. Но по поводу перспектив импортозамещения возникает немало вопросов. Собственных накопленных средств у сельхозпроизводителей нет. В условиях резко возросшей бюджетной напряженности снижаются ресурсы финансовой господдержки. Россельхозбанк как основной инструмент этой поддержки оказался под западными санкциями. В целом по всей экономике неизбежно ухудшение условий для кредитования. Кроме того, импортозамещение потребует времени – за несколько месяцев новые сельскохозяйственные комплексы в строй не ввести. Могут возникнуть проблемы с поставками в Россию передовых технологий для производства сельскохозкультур, семян, эмбрионов и т.п.

Ради чего российское руководство пошло на столь неоднозначные меры? Очевидно, расчет делается на то, что эмбарго на импорт продовольствия в Россию больно ударит по агробизнесу в Северной Америке и, особенно, в Евросоюзе, для которого РФ является крупнейшим рынком сбыта сельхозпродукции. Действительно, запрет на ввоз в Россию овощей и фруктов будет весьма чувствителен для Польши и стран Южной Европы, а молочной и животноводческой продукции – для Дании, Голландии, Скандинавских и Прибалтийских стран. Легко предсказать массовое недовольство фермеров и попытки их влиятельных организаций надавить на свои правительства с целью изменить ситуацию или компенсировать потери. Почти наверняка это усугубит и так совсем не простые финансово-экономические проблемы Европы.

Но вот готовы ли будут государственные лидеры европейских стран «продемонстрировать конструктивный подход», как выразился Дмитрий Медведев? Или, напротив, российский ответ раскрутит спираль санкций еще выше? Москва, похоже, готова уже ко всему. Медведев сегодня заявил, что правительство рассматривает еще несколько конкретных санкционных решений. Это запрет на транзит европейским и американским авиакомпаниям, пересмотр правил транссибирских маршрутов и даже «потенциально» введение защитных мер в авиастроении, судостроении, автомобильной промышленности и других отраслях. Иными словами, ради отстаивания своего нового суперсуверенного внешнеполитического курса Москва готова уйти в глухую экономическую изоляцию.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net