Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

25.08.2014 | Антон Евстратов

Хайдер аль-Абади – новый «спаситель» Ирака?

11 августа Ирак достаточно неожиданно получил нового премьер-министра, которым стал Хайдер аль-Абади. Неожиданно потому, что положение его предшественника, главы парламентской коалиции «Государство закона» и партии «Даваа» Нури аль-Малики, возглавлявшего правительство Ирака с 2006 года, несмотря на скопившиеся к настоящему времени проблемы, казалось незыблемым. Однако недовольство им, как суннитами (повстанцами и умеренными политиками), так и шиитами (в числе которых оказался и наиболее влиятельный религиозный лидер великий аятолла Али Систани) заставило президента Фуада Масума заменить премьера. Кто же пришел на смену яркому Малики?

Хайдер аль-Абади – человек в иракской политике не новый. Он уже мог занять кресло премьер-министра в далеком 2006-м году. Именно тогда правительство возглавил Нури аль-Малики. Кроме того, будущий премьер занимал пост министра связи и коммуникаций с 2003 года, советником главы правительства с 2005, а также членом Совета представителей. В данной структуре аль-Абади возглавил комитет по экономики, инвестициям и реконструкции. Во многом благодаря этому в 2009 году господин аль-Абади был назван ключевым человеком в реконструкции страны. Находясь на разных должностях иракской администрации, будущий премьер проявил себя как принципиальный сторонник независимости Ирака от Соединенных Штатов и других внешних игроков. Он выступал против приватизации госкомпаний, проведенной в 2003 году американской администрации, требовал ограничения военного присутствия США на иракской территории, а также в числе немногих политиков современного Ирака выступил за предъявление судебного иска к компании «Blackwater», сотрудники которой убили 17 мирных иракцев.

При этом у нового премьер-министра имеется обширный опыт проживания на Западе. С начала 80-х гг. он находился в Великобритании, где окончил Манчестерский университет и создал собственную фирму лифтов.

Примечательно, что именно в качестве лифтера (инженера, разумеется), господин Аль-Абади, став премьером, был идентифицирован сотрудниками BBC, в офисе которой его компания занималась починкой лифтов. За время проживания Хайдера аль-Абади в Великобритании, он лишился двух братьев, казненных по приказу Саддама Хусейна. Еще один брат политика получил тюремный срок в 10 лет, а сам он лишился иракского паспорта. Несмотря на то, что изначально Аль-Абади характеризовался своими британскими знакомыми и университетскими преподавателями как аполитичный молодой человек, его успешность и технические знания сделали его знаковой фигурой в среде иракских эмигрантов, а позже привели в правительство страны.

Несомненно, что, формально выступая от тех же шиитских политических сил, что и Нури аль-Малики, Хайдер аль-Абади серьезно отличается от своего предшественника. Во-первых, еще в Великобритании отмечалась контактность будущего премьера, его умение находить общий язык с любыми группами. К примеру, он был одним из немногих иракских студентов, которые бесконфликтно общались с иранцами – а ведь это было в период ирано-иракской войны, самой кровопролитной с 1945 года в мире. Уже оказавшись в иракской политической среде, Аль-Абади показал свою лояльность к суннитскому меньшинству.

Означенные качества, при всей принципиальности и твердости нового премьера, выгодно отличают его от неуступчивого Нури аль-Малики. Очевидно, что политика последнего, оправданная для шиитского большинства в условиях американского военного присутствия, не работает без войск США. Жесткому и неуступчивому премьеру оказалось просто негде найти силы для противостояния салафитам «Исламского государства». Последние оккупировали север страны и уверенно продвигаются в курдские районы. Примечательно, что и курды, и раньше не питавшие к Малики и официальному Багдаду особых симпатий, сейчас активно требуют большей автономии и даже независимости. Президент иракского Курдистана Масуд Барзани заявил о проведении референдума по данному вопросу. Страна буквально трещит по швам, а премьер-министр показал полную неспособность к переговорам и компромиссам. Договариваться, однако, по-видимому, необходимо. Пагубность политики премьера осознали и шиитские лидеры, которые, по согласованию с США и Ираном и инициировали отставку главы правительства.

Что касается Хайдера аль-Абади – то его фигура удобна всем. Лояльный с суннитами и имеющий связи на Западе, влиятельный среди шиитов и приемлемый в Тегеране, новый премьер получил серьезный кредит доверия на спасение положения в Ираке. На данный момент основной его задачей является борьба с салафитскими радикалами группировки «Исламское государство». Самостоятельно иракская армия доказала неспособность противостояния им, однако с приходом нового главы правительства положение может поменяться. Такими переменами могут стать и увеличение помощи Вашингтона и Тегерана, и прекращение поддержки боевиков умеренными суннитами, и сплочение лишенного единства шиитского большинства. Вне сомнения, шанс на сплочение нации и победу над «Исламским государством» при поддержке США и Ирана одновременно у него есть. Вопрос только в действиях, которые новый премьер-министр должен предпринимать уже сейчас.

Антон Евстратов - аспирант кафедры истории и политологии Воронежского государственного технического университета

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net