Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Модернизация

08.09.2014 | Марина Войтенко

Приключения «нефтянки» в России

Очень похоже, что к числу классических вопросов, традиционно и постоянно волнующих граждан РФ – «Кто виноват?» и «Что делать?» - в ближайшее время добавится как минимум еще один и очень немаловажный – «А почем нынче нефть?». Без ответа на него правительству, например, затруднительно решиться на корректировку бюджетного правила, повышение налогового бремени, перемены в политике заимствований и т.п.

Причина предельно понятна, поскольку снижение цены на нефть на $1 за баррель, по оценке Экономической экспертной группы, вызывает сокращение доходов бюджета на 36,3 млрд. рублей. Между тем динамика цен на российскую Urals, откровенно говоря, утешает мало. 1 сентября Минфин обнародовал несколько знаковых цифр: в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом в январе-августе 2014-го средняя цена снизилась на $1,06 (на 0,98%) до $106,28 за баррель. Однако в августе она по отношению к июлю упала на 4,1% до $101,1 за баррель[1]. В годовом же выражении сокращение составило 9%, в августе-2013 баррель Urals стоил $111,1.

Данные таможенной статистики свидетельствуют о снижении нефтяного экспорта. За семь месяцев текущего года его физический объем насчитывает 131,165 млн. т (против 137,474 млн. т в январе-июле 2013 года). При этом объем выручки потерял 2,6%, составив $96,984 млрд. В августе тенденция продолжилась. Подтверждение этому – материалы ЦДУ ТЭК, согласно которым экспорт по системе «Транснефть» за восемь месяцев уменьшился к уровню-2013 уже на 3,1%.

Тормозят и показатели добычи: за семь месяцев прирост к прошлому году в 101,4%, за восемь – только 100,7% (349,4 млн. т)[2]. Диагноз экспертов – налицо общий тренд на замедление, что обусловлено, в первую очередь, отсутствием запуска новых месторождений и истощением старых. Причем введенные санкции способны затянуть реализацию новых проектов. Кроме того, они могут привести к снижению объема высокотехнологичного горизонтального бурения, чья доля за последние четыре года увеличилась с 11% до 25%[3].

Заметим, что стабилизация и даже некоторое падение нефтедобычи в ближайшей перспективе для представителей отрасли – сценарий вполне ожидаемый. В конце августа об этом, к примеру, говорил первый вице-президент Лукойла Леонид Федун. Проблема в том, что сокращения ждали к 2016 году, а оно, похоже, наступит уже в 2015 году (при нулевом росте в 2014-ом).

В связи с этим едва ли не главный вопрос – что же по сути происходит на мировом рынке нефти? Временное похолодание или же «обустройство» нового ценового тренда? Большая часть экспертов уверена в последнем. В начале сентября котировки нефти на мировых биржах после двух недель консолидации опять возобновили снижение, обновив минимум за 15 месяцев. В конце минувшей недели октябрьские фьючерсы на WTI составили $94,37 за баррель, Brent – $101,7 за баррель. Цена же нефтяной корзины ОПЕК установилась ниже отметки в $98,7 за баррель[4].

Наблюдатели не исключают, что в сентябре рынок протестирует снижение котировок Brent ниже $100 за баррель. В этих условиях (особенно на фоне роста поставок из Ливии, искусственного занижения цен исламистами на нефть из захваченных районов Ирака, попыток прорваться к продаже окольными путями иранских углеводородов) возвращение в диапазон $105-115 за баррель расценивается как маловероятное. Итогом осени, скорее всего, окажется новый ценовой коридор в $98-105 за баррель с тенденцией приближения (при отсутствии сильных конъюнктурных факторов поддержки) к его нижней границе.

Причины этого большинство экспертов видят в трансформирующейся природе самого рынка, когда предложение гибко реагирует на изменения спроса. Напомним, что в 2011-2014 годах при многочисленных проявлениях нестабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке, когда суммарное выпадение добычи порой доходило до 3 млн. баррелей в сутки, не было зафиксировано никаких ценовых шоков. Сокращения предложения практически баррель в баррель компенсировалось альтернативными производителями. Немалую роль сыграло и снижение, как следствие сланцевой революции, зависимости США от импорта жидких углеводородов (с 60% в 2005 году до 23% в 2013-ом и 22%, согласно прогнозу, в 2015-ом).

При этом прирост нефтедобычи в странах за пределами ОПЕК (Мексике, Бразилии, ряде африканских государств) становится для картеля все более существенным вызовом. Сокращение квот добычи для поддержания уровня цен оказывается предпочтительной практикой[5]. Если же учесть, что Саудовская Аравия, например, балансирует бюджет при цене $94 за баррель, то предельной низшей границей комфортности уровня для нее и ряда других ведущих стран ОПЕК является «планка» около $100 за баррель. Цены на Urals в таком «раскладе» в среднем (даже с учетом прорыва в Азию, куда уже уходит 20% российского нефтяного экспорта) должны быть несколько ниже. При сохранении действующего бюджетного правила – это для федеральной казны хотя и напряженно, но в целом пока приемлемо.

Другой вопрос – перспектива динамики нефтедобычи, которая все более начинает тяготеть к постепенному снижению (по оценке FinancialTimes, на 20% к 2020 году). Согласно проекту энергостратегии РФ до 2035 года, чтобы поддерживать сложившийся уровень (520-525 млн. т в год) на указанном временном треке придется ежегодно вкладывать в отрасль $46-49 млрд. инвестиций (до $1 трлн. в целом за прогнозируемый период). Величина – почти космическая.

Заметим, что ее труднодостижимость в последнее время нередко обосновывается действием санкций. Доля правды в этом, действительно, есть. Планируемые (но, пока отложенные) ЕС ограничения для нефтяных компаний с госучастием не менее 50% по доступу к рынкам капитала – мера чувствительная. К тому же многие совместные проекты с европейскими и американскими компаниями по освоению новых месторождений со сложными геологическими условиями, где требуются высокотехнологичные сервисы (к примеру, горизонтальное и глубоководное бурение) оказались в подвешенном состоянии – прежде всего, из-за размытости самих санкций и процедур их применения. Так, контракты, подписанные до введения санкций, формально под них не попадают. Но, многие из них включают в себя лицензионные соглашения, которые время от времени необходимо обновлять. Будет ли это считаться новым контрактом, ни западные компании, ни тем более их российские партнеры не знают.

В то же время, министерство экономики ФРГ одобрило покупку немецкой компании Dea инвестгруппой LetterOne во главе с Михаилом Фридманом (а это – 190 концессий на добычу нефти и газа в Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке). Еврокомиссия 4 сентября согласовала покупку «Роснефтью» нефтегазотрейдингового бизнеса MorganStanley, поскольку сделка не нарушает антимонопольного законодательства. Как видим, деловое взаимодействие продолжается и вполне интенсивно.

И российские, и зарубежные эксперты в настоящее время сходятся в общем мнении – введенные санкции могут негативно сказаться на жизнедеятельности нефтяной отрасли в РФ, если продлятся более двух лет. Если же предположить, что разрядка геополитической напряженности наступит раньше, то становится очевидно, что главная «засада» для инвестиций и укрепления мотиваций к ним имеет сугубо внутреннюю природу и связана, прежде всего, с не стимулирующим развитие режимом налогообложения.

Впрочем, некоторые подвижки здесь все же наметились. На минувшей неделе на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности были согласованы основные параметры налогового маневра в нефтяной отрасли. В частности, Минэнерго удалось отстоять неувеличение (по сравнению с вариантом Минфина) ставки налога на добычу полезных ископаемых на 2015 год и топливного акциза на 2017-й. В согласованном варианте законопроекта учтены предложения Минэнерго по сохранению нулевой ставки НДПИ при добыче нефти из баженовских, абалакских, хадумских и доманиковых продуктивных отложений. Увеличилась с 3% до 13% граница выработанности месторождений, которая является критерием применения льготы (ее действие распространяется на 180 налоговых периодов). При этом Минфин не согласился продлить действие нулевой ставки для нефти Восточной Сибири и сохранить их для разработки тюменской свиты.

Но в абсолютном выражении льготы будут сохранены, однако, методика их расчета изменится. Вместо нулевых ставок НДПИ будет введен вычет, который рассчитывается по формуле: в 2015 году, например, базовая ставка налога – 775 рублей, базовый вычет – 530 рублей, уплачиваемая в казну дельта – 245 рублей. То есть тем, кто сейчас освобожден от налога, все-таки придется платить НДПИ, пусть и сниженный. При этом размер вычета может варьироваться в зависимости от конкретных условий добычи, для чего предусмотрены соответствующие поправочные коэффициенты. Налоговый маневр будет проводиться поэтапно с 2015 по 2017 год – каждый год ставка НДПИ будет прибавлять от 100 до 200 рублей. В итоге к 2017 году налог достигнет 918 рублей за тонну нефти.

Между тем, консенсус между Минфином и Минэнерго по многим вопросам еще только предстоит найти. Так, министерства по-прежнему не могут согласовать позиции по вопросу наполнения региональных дорожных фондов (энерговедомство предлагает использовать для их наполнения 8-10% поступлений от НДПИ), инструменты стимулирования добычи нефти в ряде регионов РФ. Осталось без рассмотрения согласованное с профсообществом предложение по установлению ставки вывозной таможенной пошлины на нефтяной кокс на уровне 6,5% от его таможенной стоимости, а не от пошлины на нефть.

Министерство энергетики настаивает на еще более масштабной реформе налогообложения добычи нефти за счет введения вместо НДПИ налогов на добавленный доход (НДД) и на финансовый результат. Фактически это означает переход от фискальной нагрузки на выручку к налогам, основанным на доходе от реализации нефти. По замыслу Минэнерго, в первом случае налогооблагаемой базой будет операционная прибыль от продажи добытого «черного золота» с возможностью уменьшения на размер капитальных затрат, во втором – денежный поток от добычи. Разработчики этой концепции полагают, что НДД с фиксированной ставкой в 60% должен применяться только для отдельных новых месторождений, а НФР после его отработки на пилотных проектах – по всей отрасли. В качестве «пилотов» для апробации новой системы рассматриваются два новых и четыре действующих месторождения ОАО «Газпром нефть» и НК «ЛУКОЙЛ».

Минфин отнесся к идее более чем насторожено, что было вполне ожидаемо[6]. Налог на добычу – наиболее простой и несложный способ пополнения бюджета, который и так теряет на льготах бизнесу. В 2012 году казна недополучила из-за них 323,9 млрд. рублей, следует из Основных направлений налоговой политики на 2015-2017 годы, в том числе 164,9 млрд. – из-за нулевой ставки НДПИ.

Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Илья Трунин в своих комментариях СМИ по поводу инициативы Минэнерго подчеркнул: «Сейчас бюджет получает налоговые доходы от добычи нефти даже при отрицательном операционном денежном потоке в отдельные периоды, а при росте цен на сырье предельные ставки также растут. Конечно, новая система должна быть более адаптивной, но поскольку речь идет о налогообложении именно дополнительного дохода, то полагаем, что во многих случаях, при высокой доходности проекта в целом налог должен будет уплачиваться и при отрицательном денежном потоке в определенные периоды времени».

Обеспокоенность Минфина, в принципе, логична и понятна. Детально не проработанная реформа может обернуться угрозой устойчивости доходной базы бюджета. Уже сегодня «налоговый маневр» в нефтянке, по сути, – постепенный отказ от экспортных пошлин и повышение фискальной нагрузки внутри страны. Предлагаемая же министерством энергетики новая налоговая система будет связана и со значительно более сложными инструментами распределения расходов, аналогичных методам, применяемым при контроле за трансфертным ценообразованием. Но и резоны Минэнерго вполне обоснованы – для модернизации отрасли нужны и средства, и стимулы для инвестиций.

К началу сентября в отличие от многих предшествующих лет у экспертов нет ощущения сложившейся концепции будущего бюджета. Вместе с тем, не приходится сомневаться, что хотя бы формально компромиссные параметры будут найдены. При этом предлагаемый налоговый маневр, к сожалению, имеет все шансы остаться чисто фискальной мерой, мало помогающей давно назревшим переменам как в структуре самой отрасли (опережающем развитии переработки и нефтехимии), так и в ее регулятивной среде. «Окно возможностей» для этого все еще открыто, но и время тоже поджимает все основательнее. Расслабленность в принятии необходимых решений и непоследовательность (с понятными движениями) в их исполнении могут оказаться много вреднее, чем любые санкции.

Марина Войтенко – экономический обозреватель


[1] Бюджет РФ текущего года балансируется при цене $93 за баррель, прогноз МЭР среднегодовой цены – $105 за баррель.

[2] По данным ЦДУ ТЭК, в январе-августе «Роснефть» снизила добычу на 0,3%, в том числе «Юганскнефтегаз» – на 2,0%, «Сургутнефтегаз» – на 0,07%, Газпром – на 0,2%, «Славнефть» – на 4,1%, «Руснефть» – на 37,2%. В то же время увеличили: Башнефть – на 8,8%, Газпромнефть – на 4,1%, Лукойл – на 1,2%, Татнефть – на 0,3%, малые компании – на 10%.

[3] В числе наиболее пострадавших может оказаться «Газпромнефть», у которой доля горизонтального бурения в общем объеме достигает 42%, а бурения с последующим гидроразрывом пласта – 57%.

[4] Термин «корзина» ОПЕК (OPEC Reference Basket of crudes) был официально введен 1 января 1987 года. Нефтяная корзина – это условная смесь, составленная из марок нефти, которые поставляют на мировой рынок страны картеля. Историческим максимумом для корзины картеля является ценовая отметка $140,73 за баррель, зафиксированная 3 июля 2008 год. Нефтяная корзина ОПЕК является одним из ключевых ценовых индикаторов мирового рынка нефти.

[5] Ближайшее заседание ОПЕК намечено провести в Вене 27 ноября. Наблюдатели, однако, не исключают (в зависимости от конъюнктуры рынка) и внеочередной встречи в более ранние сроки.

[6] Среди предъявляемых Минфином к идее введения ННД и НФР претензий и бессмысленность апробации ее на пилотных проектах в силу неполной репрезентативности выборки из-за слишком долгосрочного характера эксперимента (как минимум, 15-20 лет), и возрастающей сложности налогового законодательства и администрирования, и риски «жонглирования» компаниями налоговыми режимами, что потребует значительного усиления надзора, а значит и госрасходов, и т.д.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net