Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

09.09.2014 | Александр Ивахник

Несостоявшееся министерство

8 сентября во время рабочей встречи с президентом Владимиром Путиным премьер Дмитрий Медведев предложил оптимизировать структуру кабинета министров, в частности, упразднить Министерство регионального развития. Судя по тому, что в течение часа президент подписал соответствующий указ, решение было согласовано заранее.

Согласно президентскому указу, полномочия Минрегиона будут распределены между пятью ведомствами. Больше всего дополнительных функций получит Минэкономразвития. Это выработка и реализация государственной политики в сфере социально-экономического развития субъектов Федерации, районов Крайнего Севера и Арктики, территориального планирования, координации отбора и реализации приоритетных инвестиционных проектов, а также по предоставлению господдержки за счет средств Инвестфонда РФ. Государственная политика в сфере оказания господдержки субъектам РФ и муниципальным образованиям за счет федеральных бюджетных ассигнований целиком ложится на Министерство финансов. Все градостроительные вопросы перейдут к Министерству строительства и ЖКХ. Государственной национальной политикой и защитой прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов будет заниматься Министерство культуры. А госполитика и нормативно-правовое регулирование в сфере территориального устройства РФ, разграничения полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти возлагается на Минюст.

Обосновывая предложение о ликвидации Минрегиона, глава правительства отметил, что за последнее время были созданы органы управления, которые уже занимаются решением экономических и социальных задач по территориальному признаку. «Таким образом, значительная часть компетенции Министерства регионального развития оказалась разверстана между новыми министерствами», – констатировал Медведев. Действительно, в мае 2012 года в целях приоритетного развития богатого ресурсами, но крайне мало освоенного дальневосточного региона в структуре правительства было создано Министерство по развитию Дальнего Востока. После присоединения Крыма и Севастополя к России в марте 2014 года появилось Министерство по делам Крыма, что выглядело совершенно естественно в логике правительства «каждой проблеме – свой федеральный исполнительный орган». Той же логике следовало и принятое в мае решение о создании Министерства по развитию Северного Кавказа. В ноябре прошлого года серьезным ударом по функционалу Минрегиона стало формирование Министерства строительства и ЖКХ, которое возглавил бывший губернатор Ивановской области Михаил Мень. Из 84 полномочий Минрегионразвития в новое министерство было выведено 19. В результате за Минрегионом остались только функции территориального планирования и регулирования межнациональных отношений, и в правительственных кругах пошли разговоры о неизбежном скором упразднении этого ведомства.

Так совпало, что Министерство регионального развития чуть-чуть не дожило до своего десятилетнего юбилея. Оно было создано указом президента от 13 сентября 2004 года. За не столь уж продолжительный период существования в ведомстве несколько раз менялись руководители, причем из реально влиятельных фигур среди них побывал лишь Дмитрий Козак, да и то в течение одного года. Первым главой Минрегиона стал отставной петербургский губернатор Владимир Яковлев, отправленный туда досиживать до пенсии, последним – экс-губернатор Костромской области Игорь Слюняев, который не значился среди сильных региональных лидеров и ничем не проявил себя в ранге министра.

Кадровая слабость министерства на уровне руководства отражала неопределенность его статуса в структуре правительства. Формальное обилие функций сочеталось с небольшой ролью в принятии практических решений. Со второй половины нулевых годов происходило постоянное снижение политической и финансовой самостоятельности регионов в пользу федерального центра. При этом функции политического управления замыкались на администрации президента, а финансово-экономические решения – на Минфине и отчасти Минэкономразвития. На долю Минрегионразвития осталось межведомственное согласование, да организация конкурсов в регионах по одобренным в правительстве инвестпроектам. Вопросами же общей стратегии регионального развития практически никто не занимался.

Таким образом, целенаправленная региональная политика теперь, видимо, будет осуществляться в России лишь в отношении трех регионов – дальневосточного, северокавказского и крымского. Впрочем, как показывает пример существующего уже более двух лет Министерства по развитию Дальнего Востока, организационно оформленное выделение административных ресурсов на решение крупномасштабной региональной задачи само по себе не гарантирует положительного результата. Остальным же российским регионам в условиях растущего дефицита общестрановых финансовых ресурсов, чем дальше, тем больше, придется полагаться на собственные силы.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net