Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

26 марта президент РФ Владимир Путин провел встречу с представителями российского бизнеса. На встрече присутствовали 26 человек, включая гендиректора Mail.ru Group Бориса Добродеева, гендиректор сервиса Okko Яну Бардинцеву, совладельца сети Hoff Михаила Кучмента, президента Faberlic Алексея Нечаева, гендиректора «AliExpress Россия» Дмитрия Сергеева, основательницу сети кафе «Андерсон» Анастасию Татулову и президента ГК «Балтика-транс» Дмитрия Красильникова.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

11.09.2014 | Евгений Ляпин

Афон как бренд

Бренд – это термин из словаря общества потребления, которое, как известно, часто подвергается критике со стороны иерархов Русской Православной Церкви. Однако сегодня нам приходится наблюдать, как потребительские настроения активно охватывают и духовную сферу. И здесь также формируются свои бренды, к продвижению которых подключаются значительные медиа-ресурсы. Один из таких брендов – Афон.

Следует напомнить, что у российской аудитории есть очень давний сентимент к монашеской республике. Еще в XVII веке московские цари, претендовавшие на византийское наследство, стремились заручиться поддержкой Афона. Империя, не оставлявшая надежд завладеть Константинополем, также активно участвовала в жизни монастырей Святой Горы, присылала туда крупную денежную помощь и улаживала возникавшие там конфликты. Сегодня Афон – важный элемент архитектуры «Русского мира», которая выстраивается кремлевской дипломатией в Восточной Европе. Внутри страны также очень важно показать, что такая авторитетная духовная сила поддерживает устремления российского руководства. Правда, ещё несколько лет лишь небольшая часть постсоветского общества толком представляла себе, о чем идет речь. Но ситуация стала стремительно выправляться после того, как государственные и окологосударственные СМИ взялись за агрессивный маркетинг «афонского бренда» среди россиян.

При этом сразу обозначились два уровня – массовый и элитарный. На первом - основным каналом продвижения стал привоз различных священных реликвий – таких, как – «Пояс Богородицы и «Дары Волхвов». И то, и другое было поставлено как государственно важные акции. Организацию взяли на себя, соответственно, «Фонд Андрея Первозванного» и «Благотворительный фонд святителя Василия Великого». Один возглавляется президентом РЖД Владимиром Якуниным, второй – «православным бизнесменом» Константином Малофеевым, которого пресса включила в круг приближенных Владимира Путина. Мероприятия, связанные с выставлением «Даров», курировал специально созданный штаб под руководством заместителя мэра Москвы Александра Горбенко. Административная и медийная поддержка администрации возымели удивительный эффект: «Поясу Богородицы» в Москве пришли поклониться 900 тыс. человек, «Дарам Волхвов» - более 400 тыс. Для сравнения на рождественские богослужения 2012 года пришли 90 тыс. москвичей, а на пасхальные 2013 года – 300 тыс. Чтобы поклониться «Дарам Волхвов» в очереди приходилось стоять от 5 до 9 часов. Журналисты, освещавшие данные события, отмечают, что в большинстве своем к реликвии шли люди среднего возраста и старше, не являющиеся практикующими православными христианами. Более того, по данным телефонного опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение», 30% из тех, кто называет себя неверующим, выразили желание поклониться «Дарам».

Таким образом, успех данной акции следует признать не свидетельством благочестия, а результатом грамотно проведенной промоушинговой кампании. За короткое время удалось внушить интерес и доверие к новому бренду, и они пошли именно к «афонской святыне». Ведь частица «Пояса Богородицы» постоянно находится в московском храме Ильи Обыденного, не вызывая какого-то ажиотажа, а «Дары Волхвов» оставались до последнего времени неизвестной реликвией даже для большинства священнослужителей. А между тем, 60% опрошенных готовы идти поклониться им даже не понимая, что они из себя представляют. Это мы еще оставляем за скобками вопрос о подлинности, в которой и тому, и другому артефакту отказывают даже многие церковные эксперты. Перечисленные обстоятельства делают эффект от раскрутки «афонского бренда» еще более впечатляющим. Видимо, свою роль сыграли инстинкты, заложенные еще в советское время. Эпоха дефицита воспитала агрессивных потребителей, готовых долго выжидать в очередях ради достижения заветной цели. В случае с афонскими реликвиями им было предложено самое заманчивое сочетание – уникальный импортный дефицит (доступ был открыт лишь в течение нескольких дней).

Периодическое выставление в столицах реликвий стимулировало повседневный спрос на священные предметы, связанные с «афонским брендом». Многие россияне ищут нательные крестики, ладанки «с Афона», пояски, «освященные на Афоне» и т.д. В информационном поле Афон также становится все более заметным. Ссылка «старцы афонские говорили» повышает вес любого суждения. Воображение сразу рисует пожилого мудрого человека, которому открыты многие тайны жизни и который пустого слова не скажет. Учитывая, что современные афонские писатели практически сплошь являются критиками западного образа жизни, эмансипации и либерального правления, то привлечение их авторитета полностью удовлетворяет тренду российских СМИ.

Как отмечалось выше, Афон популярен не только среди массовой аудитории, но и в элитарном сегменте. Достаточно сказать, что в "Русском афонском обществе" состоит целый ряд крупных российских бизнесменов и чиновников топ-уровня. Паломничество на Святую Гору стало способствовать укреплению позиций в бюрократической иерархии. Таким образом, Афон постепенно превращается в православный аналог Куршевеля, где можно отдохнуть не только телом (горный воздух, всегда теплое море, великолепные пейзажи), но и душой. По словам одного из петербургских священников протоиерея Кирилла Копейкина «человек склонен думать , что где-то далеко, наверняка, лучше, что здесь уже все "не то"» (цит. по изданию «Мой район»). Иными словами, в элитарном сегменте срабатывает тот же рефлективный механизм, что и в массовом – импортный бренд всегда более престижен, чем отечественный.

Афон, помогающий российскому руководству своим духовным авторитетом, в ответ получает значительную политическую и финансовую поддержку. Так, МИД РФ и ряд влиятельных политиков проявили живое участие в судьбе Ватопедского игумена Ефрема, который подвергся в Греции уголовному преследованию в качестве фигуранта коррупционной сделки с недвижимостью. Недавно Владимир Якунин вручил ему международную общественную премию фонда Андрея Первозванного «Вера и верность». На самом высоком уровне курируется и сбор средств на восстановление Свято-Пантелеимонова монастыря. На заседании попечительского совета фонда, в ведении которого находится данный вопрос, Дмитрий Медведев сообщил, что собрано уже более миллиарда рублей.

Вместе с тем, в Греции и за ее пределами многие хотели бы сохранить Афон, прежде всего, как духовную величину, исключительный феномен религиозной жизни, давший многих великих подвижников, и не допустить его превращение в коммерческий или политический бренд. Девять афонских монастырей выразили в свое время протест против «гастролей» с «Поясом Богородицы». А Вселенский патриарх Варфоломей, в юрисдикции которого находится Святая Гора, призвал ее насельников сосредоточиться исключительно на монашеской жизни.

Евгений Ляпин - журналист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net