Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Кавказ

03.10.2014 | Антон Евстратов

Азербайджан-Иран: барьеры на пути к нормализации

Встреча президентов Ирана и Азербайджана в российской Астрахани, участившиеся визиты в ИРИ азербайджанских чиновников самого высокого ранга, казалось бы, открыли новую страницу во взаимоотношениях двух соседних государств. И это неудивительно – между сторонами уже подписано несколько меморандумов, а в Исламской Республике вслед за господином Алиевым побывали министр обороны Азербайджана генерал-лейтенант Закир Гасанов, министр экономики и промышленности Шахин Мустафаев, а также ряд других чиновников. По мнению специалистов, страны вышли на новый уровень в своих взаимоотношениях, и следующим шагом должно стать посещение закавказской республики президентом ИРИ Хасаном Роухани и дальнейшая активизация их взаимодействия.

Преимуществ для региона от такого улучшения могло быть множество – это и сближение позиций по каспийскому направлению, и готовность Ирана, имеющего хорошие отношения также и с Арменией, содействовать в карабахском урегулировании, торговое и даже военное сотрудничество, о котором говорил в ходе своего визита генерал Гасанов. Однако все эти перспективы были поставлены под сомнение событием, ставшим индикатором неизменности внешнеполитического курса Баку по отношению к Ирану. Речь идет о круглом столе Конгресса азербайджанцев мира, который прошел 8 сентября в столице Азербайджана.

Данное мероприятие носило явно антииранскую направленность, что и было отражено в ряде выступлений его участников. В частности, сопредседатель Конгресса азербайджанцев мира Сабир Рустамханлы, являющийся по совместительству депутатом Милли Меджлиса, парламента Азербайджана, выступил с призывом отторгнуть от Ирана его «азербайджанские территории». Необходимость такого развития событий, по мнению парламентария, диктует этническая карта Исламской Республики, 52% населения которой являются азербайджанцами. В ответ посольство этой страны в Баку вручило своим азербайджанским коллегам из Министерства иностранных дел официальную ноту протеста. Слова Сабира Рустамханлы были вызваны, согласно данному документу, попустительством властей.

Вне всяких сомнений, некоторым «оправданием» для последних может служить оппозиционность господина Рустамханлы. Однако любой специалист и обыватель, знакомый с азербайджанскими политическими реалиями, понимает, что говорить о каком-либо реальном плюрализме в законодательном органе этой страны вряд ли имеет смысл. Именно за авторитарный характер своей политической системы Азербайджан регулярно получает свою долю критики от США и Евросоюза, а также разного рода правозащитных организаций. Конечно, линия, обозначенная Конгрессом азербайджанцев мира, не является определяющей для Баку на современном этапе, однако она явно присутствует и держится про запас. В этой связи иранской политической элите целесообразным было бы хорошо подумать, прежде, чем идти на сближение с таким «партнером».

Между тем, за последние годы это уже не первый шаг со стороны Азербайджана, мешающий сближению Буку и Тегерана. Все до сих пор помнят беспрецедентную закупку Баку израильского оружия на сумму 1,6 миллиарда долларов в 2012 году. Азербайджанская сторона тогда утверждала, что столь масштабные поставки вооружений необходимы ей для большей уверенности в карабахском вопросе. И если поставку Баку беспилотников и радаров еще можно было объяснить проблемой нагорного Карабаха, то контракт на закупку противокорабельных ракет к ней явно не относится. Не следует забывать, что Израиль, в свою очередь, является основным противником Исламской Республики на Ближнем Востоке – более агрессивным, чем даже США и гораздо более непримиримым в вопросе урегулирования ядерной проблемы ИРИ.

Позже Тегеран также обвинял Баку в причастности к терактам израильских спецслужб против иранских физиков-ядерщиков. Проамериканский крен администрации Ильхама Алиева и ее подчеркнутая и одиозная дружба с Израилем являлись причиной постоянного беспокойства Ирана на предмет возможного использования азербайджанской территории для воздушного (а, возможно, и наземного) удара против Исламской Республики.

К сожалению, несмотря на серьезное потепление отношений двух стран после вступления на президентский пост в Иране Хасана Роухани и дружественные жесты со стороны ИРИ, имеются сведения о продолжении сотрудничества Баку и Тель-Авива. В конце августа 2014 года над иранским ядерным объектом в Натанзе (около 240 км от Тегерана) силами ПВО Корпуса стражей Исламской Революции был сбит беспилотный летательный аппарат. Вскоре выяснилось, что это – израильский «Hermes 450», выпускающийся с 1994 года. Помимо разведывательных задач, беспилотники этого типа могут нести ракеты «воздух-земля» и, по некоторым сведениям, уже участвовали в устранении некоторых лидеров палестинского движения «ХАМАС» и ливанской «Хезболлы». Скорее всего, задачей сбитого аппарата была именно разведка, однако нельзя исключать и более драматичные варианты. Главное, впрочем, не это. Важно то, что, аппараты подобного типа также находятся на вооружении армии Азербайджана. При этом командующий аэрокосмическими силами Корпуса стражей Исламской Революции бригадный генерал Амир Али Гаджизаде практически сразу после успешной «охоты» своих подопечных за БПЛА заявил о том, что беспилотник, в силу своих технических характеристик, был запущен не с территории Израиля, а взлетел с аэродрома одного из соседних государств. Отказ израильского оборонного ведомства от сбитого аппарата добавляет косвенных свидетельств причастности к вторжению в иранское воздушное пространство именно азербайджанских ВВС.

Отметим, что милитаризация Азербайджана последнего времени настораживает не только Иран. Напряженность июля-августа текущего года по линии соприкосновения азербайджанских и армянских войск явственно обнажила и эту давнюю язву южнокавказского региона. И воинственная, поистине реваншистская риторика Баку не может способствовать миру в Закавказье. Еще в конце июня президент Азербайджана Ильхам Алиев не только вновь высказал претензии на Нагорный Карабах, но и заявил о том, что современная Армения «сформировалась на азербайджанских землях». Подобным выражениям представителей азербайджанской правящей элиты предшествовал целый пласт трудов журналистов, политологов и публицистов, с упоением описывавших грядущий возврат «исконно азербайджанских земель».

Активизация территориальных претензий Азербайджана к соседним странам (а таковые у Баку имеются ко всем приграничным государствам за исключением «братской» Турции) могут быть губительными, прежде всего, для самого Азербайджана. На территории страны проживает несколько национальных меньшинств – лезгины, талыши, русские, аварцы, которые не имеют каких-либо автономных образований, не говоря уже о независимости. В 1993 году ее попытались добиться талышские националисты, основав республику. Она просуществовала всего лишь месяц, и была уничтожена по приказу тогдашнего президента Азербайджана Гейдара Алиева. Лидер республики Альакрам Гумматов долгие годы провел в тюрьмах, после чего в 2004 году его, лишив азербайджанского гражданства, выслали из страны. Между тем, талышей, по оценкам демографов, на азербайджанской территории не менее 250 тысяч, а лидеры талышского национального движения доводят эту цифру до полутора миллиона. Упомянутых выше лезгин в Азербайджане примерно 260 тысяч. Сложность ситуации с ними состоит в том, что лезгины живут также в российском Дагестане. Именно оттуда устремлены сепаратистские тенденции на Южный Кавказ. Представители лезгинского меньшинства готовы и с оружием в руках бороться за свои права на территории Азербайджана – так в 1993 году боевиками их народного движения «Садвал» была атакована погранзастава в Кусарском районе, а годом позже осуществлен теракт в метро Баку.

Очевидно, что активизация сепаратизма по соседству не может не повлиять на этот фактор и в самом Азербайджане, что способно перевернуть этно-политическую ситуацию в стране. Надо отметить, что договариваться с меньшинствами азербайджанское руководство большого умения не показало – об этом свидетельствует и упомянутый инцидент с Талышской (Талыш-Муганской) республикой, и потеря Нагорного Карабаха. Вероятно, последствия очередного витка этнической напряженности в регионе Южного Кавказа, будут столь же губительными, как для региональных государств, так и для самого Азербайджана.

Между тем Иран на данный момент выразил готовность к наиболее открытому, честному и равноправному диалогу с Азербайджаном, наиболее выгодным деловым и политическим контактам за всю историю взаимодействия этих государств. Политика приоритета построения Исламской Республикой дружеских отношений, прежде всего, с соседними странами, реализуемая кабинетом Хасана Роухани, касается и Баку. Очевидно, что угнаться за двумя зайцами – развивать дружеское взаимодействие и одновременно поощрять сепаратизм на территории соседа, у Азербайджана не получится, слишком уж быстро раскрываются подобные планы. И республике придется выбирать – путь взаимодействия, совместного решения спорных вопросов и выгодных проектов в экономической сфере, либо конфронтацию, взаимные претензии, потерю всех возможных выгод и преференций.

Антон Евстратов - аспирант кафедры истории и политологии Воронежского государственного технического университета

Напоминаем, что точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net