Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

09.10.2014 | Александр Ивахник

Украина без коррупции: станет ли сказка былью?

Требования решительной борьбы с коррупцией, очищения власти от продажных чиновников и казнокрадов были одними из самых громких во время многомесячного противостояния Майдана с режимом президента Виктора Януковича. Однако драматичные события, связанные с присоединением Крыма к России и развитием вооруженного конфликта в Донбассе, сделавшие приоритетными вопросы национального единства и территориальной целостности, надолго отодвинули антикоррупционную проблематику на задний план. И такое положение вполне устраивало большинство депутатов Верховной Рады, которые были избраны при старых порядках и не ждали от практического применения антикоррупционных мер ничего хорошего для себя лично.

Тем не менее, рост протестной активности со стороны прежних активистов Майдана, недовольных отсутствием видимых изменений к лучшему в работе госаппарата, и давление западных партнеров новой власти, в частности, МВФ и Всемирного банка, прямо ставящих выделение дальнейшей финансовой помощи Украине в зависимость от проведения реформ, заставили президента Петра Порошенко и кабинет министров форсировать планы по осуществлению антикоррупционных мер. Наверняка сказалось и вхождение в завершающую стадию парламентской избирательной кампании, в ходе которой партия «Народный фронт» премьера Яценюка и спикера Рады Турчинова пока не добилась широкой поддержки избирателей. Во всяком случае, 7 октября Верховная Рада приняла в первом чтении масштабный пакет из пяти законопроектов, направленных на борьбу с коррупцией. За них проголосовало подавляющее большинство зарегистрировавшихся депутатов, правда, в зале присутствовали менее 2/3 от общего состава парламента. Окончательно законопроекты должны быть приняты 14 октября на последнем перед выборами заседании Рады.

Наибольший резонанс вызвал предложенный президентом Порошенко законопроект «О системе специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции», поскольку он нацелен на борьбу с коррупцией в высших эшелонах власти. В середине сентября этот законопроект с третьей попытки был вынесен на голосование в парламенте, однако не набрал достаточного количества голосов. Теперь за него проголосовали 278 депутатов. Законопроект предусматривает создание Национального антикоррупционного бюро (НАБ). НАБ предлагается создать вне системы существующих правоохранительных органов, как государственный орган, на который возлагается предупреждение, выявление, прекращение и раскрытие коррупционных преступлений, совершаемых высшими должностными лицами и представляющих угрозу национальной безопасности. Объектами внимания бюро станут министры, депутаты, руководящий состав администрации президента и областных администраций, судьи, работники Генпрокуратуры, высшие офицеры армии и МВД, руководители госпредприятий.

Независимость НАБ от других органов власти должна обеспечить процедура формирования его руководства. Директор бюро будет назначаться президентом сроком на семь лет по представлению конкурсной комиссии, в которую будут входить по три человека от президента, Верховной Рады и кабмина, причем все эти люди должны быть не госслужащими, а общественными деятелями. От своей должности директор бюро может быть отстранен только по решению суда. В штат НАБ войдет 700 человек – оперативные и следственные работники; центральный офис будет находиться в Киеве, будет еще 7 региональных офисов. Руководство бюро обязано регулярно отчитываться перед президентом, Радой и правительством, предоставлять информацию о своей работе СМИ и каждые полгода публиковать отчет о своей деятельности. Сотрудники НАБ будут обязаны периодически проходить проверку на детекторе лжи.

Во втором из принятых законопроектов изложены основы государственной антикоррупционной политики в Украине на 2014–2017 годы. В нем предусмотрено внесение изменений в Конституцию Украины и законодательство, направленных на реформирование судоустройства и статуса судей и работников прокуратуры на основе европейских стандартов. Кроме того, намечено реформирование законодательства в сфере государственных закупок с целью устранения коррупционных рисков и внедрения прозрачной схемы проведения госзакупок. Законопроект также предусматривает создание прозрачных основ финансирования проведения выборов, деятельности политических партий, устранение коррупционных рисков в деятельности выборных органов, усиление общественного контроля над их деятельностью.

Третий из одобренных законопроектов – о противодействии коррупции – предусматривает специальную процедуру декларирования доходов, имущества и расходов высокопоставленных чиновников и членов их семей, а также процедуру проверки представленных обществу данных. Законопроект предлагает создание Национальной комиссии по вопросам предупреждения коррупции, которая будет являться независимым органом центральной власти, несущим ответственность перед Верховной Радой. В комиссию войдут пять человек, назначаемых кабмином на четыре года из кандидатов, отобранных специальной конкурсной комиссией. Организацию работы комиссии будет обеспечивать аппарат, численность которого составит 250 человек.

Комиссия должна будет осуществлять антикоррупционную экспертизу, проводить специальные проверки и выпускать ежегодные доклады по реализации антикоррупционной стратегии государства. Среди функций комиссии – проверка деклараций, мониторинг образа жизни государственных чиновников и должностных лиц, утверждение правил этического поведения госслужащих и должностных лиц местного самоуправления. Нацкомиссия будет иметь право получать от органов необходимую информацию, вносить обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений антикоррупционного законодательства, обращаться в правоохранительные органы с обязательными для рассмотрения выводами, касающимися выявленных признаков правонарушений. Согласно законопроекту, также будет создан Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные правонарушения.

Четвертый законопроект касается раскрытия информации о конечных выгодоприобретателях юридических лиц и публичных деятелей. Он обязывает любые субъекты хозяйственной деятельности называть своих реальных собственников. По словам Арсения Яценюка, «первостепенная задача закона – раскрытие информации обо всех реальных собственниках украинских компаний с тем, чтобы чиновники не прятались за родственниками, в оффшорах, за любыми третьими лицами, которые выступают номинальными собственниками, а фактически собственником является чиновник». Правда, наказание за нарушение этого требования предусматривается невысокое – штраф в размере 17–34 тысяч гривен или исправительные работы на срок от 160 до 240 часов.

Сложнее всего в Раде проходил пятый законопроект – о внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы относительно неотвратимости наказания за преступления против основ национальной и общественной безопасности и коррупционные преступления. Законопроект разрешает заочное осуждение лиц, находящихся в международном розыске за преступления против Украины, а также конфискацию имущества таких лиц. По словам министра юстиции Павла Петренко, благодаря этому закону можно будет закончить десятки уголовных дел против бывших чиновников, бежавших из страны. Предполагается, что он позволит начать судебные процессы против Виктора Януковича, экс-главы МВД Виталия Захарченко, бывшего генпрокурора Виктора Пшонки, экс-главы Национального банка Сергея Арбузова и бывшего руководителя администрации президента Андрея Клюева. Депутаты Рады смогли одобрить законопроект лишь с четвертой попытки.

Если пакет антикоррупционных законов окончательно примут еще до предстоящих выборов в Верховную Раду, а скорее всего, так и будет, то уже в ближайшее время новые власти Украины получат в свое распоряжение богатый инструментарий борьбы за очищение погрязшего в злоупотреблениях, взятках и казнокрадстве государственного организма. Насколько энергично и по назначению этот инструментарий будет использоваться – пока трудно сказать. Не исключено, что перипетии формирования нового парламентского большинства в Раде и согласования состава будущего правительства надолго отодвинут в сторону реализацию намечаемых мер. В том же направлении будет воздействовать вполне вероятное новое обострение ситуации в Донбассе. Не исключено также, что предусмотренные в антикоррупционном пакете весьма острые средства борьбы со злоупотреблениями конкретных статусных чиновников могут использоваться с целью ослабления соперников внутри властной верхушки. Однако при наличии политической воли со стороны президента Порошенко и при усилении давления снизу новые законодательные механизмы обуздания аппетитов чиновников позволят осуществлять реальные меры по сокращению коррупционного пресса на экономику страны и социальное положение ее граждан.

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net