Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

27.10.2014 | Марина Войтенко

Не рейтингом единым

Вся минувшая неделя для участников финансовых рынков прошла под эгидой «снижения рейтингов». Сначала агентство Moody`s Investors Service 21 октября понизило рейтинг Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, Россельхозбанка, Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, Внешэкономбанка, Альфа-банка и еще нескольких госкомпаний, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Затем напряжение усилилось в ожидании решения S&P. Причем нервозность эта носила, скорее, чисто эмоциональный характер, поскольку прогноз «негативный» учтен в инвестиционных стратегиях уже давно, а сам пересмотр рейтингов – лишь следствие санкционных режимов и серьезно повлиять на ситуацию никак не может.

В принципе это подтверждают и в самих рейтинговых агентствах. Так в числе причин снижения кредитного рейтинга России с Baa1 до Baa2 эксперты Moody`s называют негативное воздействие на экономику России санкций со стороны ЕС и США и отмечают «постепенное, но непрерывное» уменьшение валютных резервов страны в связи с оттоком капитала, ограничением доступа российских заемщиков на международный рынок и низкими ценами на нефть.

На изменение же положения до конца года вряд ли стоит рассчитывать. Канцлер ФРГ Ангела Меркель 24 октября заявила, что Евросоюз не видит повода пересматривать санкции против России. Как говорится в сообщении, распространенном правительством Германии, в настоящее время, по ее словам, наблюдается «существенный дефицит» мер, направленных на реализацию Минских договоренностей.

Российским же компаниям предстоит погашение ранее взятых на внешних рынках займов. По данным ЦБ РФ, в четвертом квартале эти выплаты в совокупности составят $54,2 млрд. ($47,1 млрд. – основной долг и $7,1 млрд. – проценты). Банкам предстоит погасить $13,7 млрд, нефинансовым корпорациям – $39,3 млрд., органам госуправления –$600 млн. Основная часть выплат ($33 млрд.) придётся на декабрь. А это означает, что проблемы с валютной ликвидностью и динамика курса рубля будут и впредь заставлять Центробанк использовать средства международных резервов России (МРР).

Динамика их использования напоминает ситуацию в кризис 2008-2009 годов, но пока она менее напряженная. Если в августе 2008 года МРР насчитывали $598 млрд., то уже марте-2009 – $376 млрд. К 1 ноября 2013 года они выросли до $524,284 млрд., а к 17 октября 2014-го снизились до $443,8 млрд. Причем только за неделю их объем уменьшился на $7,9 млрд. В экспертном же сообществе полагают, что поддержка рубля (с конца июня он потерял почти 25% по отношению к доллару и более чем на 15% ослабел к евро) оказывается слишком дорогой. Экономисты ИЭП считают, что если ЦБ РФ будет следовать свои планам по завершению с 2015 года перехода к режиму плавающего курса национальной валюты, то отсутствие регулярных интервенций увеличит свободу его действий при проведении денежной политики и снизит давление на банковскую ликвидность.

Понятно, что от слабого рубля выигрывают экспортеры и государственный бюджет. Согласно расчетам Минфина, удешевление национальной валюты на один рубль дает госказне дополнительные доходы на сумму 200 млрд. рублей. Однако избыточное ее ослабление оказывает давление на потребительские цены и увеличивает издержки предприятий за счет удорожания импортных комплектующих. И это уже начало проявляться.

Опубликованные на минувшей неделе данные Росстата о сальдированном финансовом результате (прибыль минус убыток) организаций[1] за январь-август свидетельствует о том, что его рост в годовом выражении за восемь месяцев замедлился до 5,2% год к году с 16,3% в первом полугодии-2014. Причем резкое падение показателя началось уже в июле (на 29%) и продолжилось в августе (на 22%). Доля же прибыльных предприятий сократилась с 69,3% по итогам восьми месяцев 2013 года до 68, 9%. Лидерами же сжатия оказались как раз основные экспортеры – компании по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (63,2% и 61,2% соответственно), поскольку именно в августе цены на нефть ускорили падение.

Между тем, перспективы отрасли и так не очень радужны. Вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун, например, выступая 22 октября Национальном нефтегазовом конгрессе в Москве, заявил, что 2014 год станет последним годом роста добычи нефти в России, объяснив это, в частности, резким падением объемов бурения. По мнению же большинства участников рынка, выходом может стать скорейший переход на налог на финансовый результат.

Не добавляет оптимизма динамика нефтяных котировок. В ходе форума Московской биржи в Лондоне экс-министр финансов Алексей Кудрин призвал готовиться к цене $80-85 долларов за баррель в течение пяти лет. А вице-премьер РФ Аркадий Дворкович 23 октября заявил, что «правительство готово работать в условиях низких цен на нефть в период, который может продлиться некоторое время». Конечно, бюджет на этом потеряет (по оценкам Минфина, снижение цены «черного золота» на один доллар за баррель дает минус из казны в 70 млрд рублей), да и стимулов к укреплению рубля поубавится. Вместе с тем, еще более очевидным становится и то, долгосрочное укрепление национальной валюты может быть основано, прежде всего, на повышении конкурентоспособности несырьевых секторов экономики и доли их в экспорте РФ.

Состояние экономики и ухудшение условий ведения бизнеса вызывают беспокойство как у российского предпринимательского корпуса, так и у зарубежных инвесторов. Свою озабоченность сразу по нескольким направлениям последние четко выразили 20 октября в ходе 28-го заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ). Общий вывод доклада Совета, подготовленного десятью рабочими группами, вполне ожидаем – ряд последних новаций в экономической политике отрицательно скажется на инвестклимате.

Это касается закона о персональных данных, обязывающего хранить их исключительно на территории РФ, неопределенности по накопительной части пенсий, увеличения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда (взнос в 5,1% в фонд обязательного медицинского страхования с 2015 года будет взиматься со всех зарплат), возможной легализации параллельного импорта, а также усложнение ряда таможенных процедур и правил технического регулирования в рамках создания Евразийскго экономического союза[2].

Ряд членов КСИИ поставили вопрос о налоговом стимулировании локализации производства. Для проектов в пищевой промышленности, в частности, были предложены пятилетние налоговые каникулы по налогам на прибыль, землю, имущество, для технологических производств – льготная ставка страховых взносов. С уверенностью можно сказать, что в полном объеме эти идеи продолжения в правительстве не получат. Впрочем, вновь подтвержден общий принцип – меры по поддержке отечественного производителя будут распространяться и на иностранные компании, локализовавшие производство. Обещано инвесторам и подумать о возможности импорта отдельных компонентов, комплектующих и программного обеспечения из стран, не присоединившихся к санкциям против России.

Через два дня после заседания КСИИ премьер Дмитрий Медведев встретился уже с российским бизнесом – узким составом бюро правления РСПП. Основной предмет обсуждения – налоговый креатив чиновников и предложение предпринимателей ввести мораторий на повышение фискальной нагрузки до 2018 года. Обеспокоенность, действительно, нешуточная. С 1 января 2015 года увеличивается налоговая ставка на дивиденды, повышаются водные налоги и сборы, отменяется порог зарплаты для отчислений в ФОМС, следствием нефтяного налогового маневра станет как минимум в 2,5 раза снижение маржи у нефтепереработчиков.

Но на подходе еще один «пакет» новшеств – инициативы по переоценке амортизированного имущества, увеличению страховых тарифов для опасных объектов и тарифов соцстрахования для работников с вредными условиями труда. Растет и неналоговая нагрузка – в электроэнергетике предполагается ввести плату за резерв мощности. Кроме того, вовсе не очевидны последствия перехода на кадастровую стоимость для налогообложения недвижимости, а также ужесточения ответственности, в том числе и уголовной, для налогоплательщиков.

«Самое опасное последствие фискальных инициатив, – подчеркивает президент РСПП Александр Шохин, – ликвидация у граждан желания стать предпринимателем. Еще пара «креативных» налоговых решений – и следующего поколения бизнесменов не будет». Нестабильность и непредсказуемость налоговой нагрузки вымывает с рынка малый и средний бизнес. При этом у органов власти, продолжает Александр Шохин, снижается желание вести диалог с бизнес-сообществом. Налоговые законопроекты вносятся без публичного обсуждения, а тем более согласования с предпринимательскими союзами. Наглядный пример – сильно непрозрачные платежи в региональные бюджеты за право заниматься отдельными видами деятельности и предоставление субъектам РФ возможности снижать пороги для получения малым бизнесом доступа к «упрощенке» и патентам.

Помимо фискального моратория РСПП предлагает распространить оценку регулирующего воздействия на законопроекты по налогам и тарифам и обязательному социальному страхованию, провести анализ неналоговых финансовых обременений, закрепить законодательно отлагательный принцип вступления в силу решений о повышении налоговой нагрузки (для этого должно пройти не менее двух лет), ввести универсальную (для всех секторов и отраслей) льготу по налогу на прибыль, стимулирующую инвестиции.

Бизнес свою позицию до главы правительства довел. Участники встречи констатировали, что понимание их озабоченностей вроде бы есть. Только, вот, никаких решений не последовало. В кабинете министров, тем не менее, заверили, что консультации будут продолжены. Пока же депутаты приняли в первом чтении минфиновский законопроект о масштабной правке Налоговой политики[3] и получили положительный отзыв с Краснопресненской набережной на проект по деоффшоризации, вводящий в право понятия «контролируемая иностранная компания» и «контролирующее лицо»[4] . В РСПП надеются теперь на правительственные поправки, намекая, что некие договоренности на сей счет достигнуты. В СМИ же – полное единодушие – бизнес проиграл Минфину, налоги с 2015 года придется платить не только с фирм в 40 низконалоговых юрисдикциях, но и кипрских и люксембургских компаний.

Помимо неопределенности в вопросах фискальной нагрузки в ближайшее время, похоже, немалую головную боль у предпринимателей вызовет разработанный МЭР законопроект об упрощенном порядке обращения недвижимости в федеральную собственность для обеспечения обороноспособности страны и эвакуации людей при чрезвычайных ситуациях. Решение о такой национализации можно будет провести простым постановлением правительства. Впереди, судя по всему, острая дискуссия – механизм компенсаций в проекте проработан далеко не лучшим образом.

Под занавес прошедшей недели случилась, пожалуй, главная финансовая сенсация. Выступая в Госдуме, министр финансов Антон Силуанов предложил разработать запасной вариант бюджета на 2015-2017 годы на случай неблагоприятной ситуации в экономике. По его словам, «бюджет постоянно не может иметь расходы, которые были составлены при другой экономической реальности. Мы должны иметь вариант на случай, если такие времена продолжатся». На 2015 год есть ресурсы, чтобы исполнить бюджет, на 2016-2017 годы «есть механизмы, чтобы адекватно отреагировать на ситуацию, если она продлится в средне- и долгосрочном периоде». Как может выглядеть запасной вариант, министр уточнять не стал. Ограничился лишь тем, что нужно предусмотреть оптимизацию госпрограмм, где «есть большие резервы». Не менее знаковым оказалось и другое высказывание: «сейчас самое время реформ и структурных изменений, которые необходимы».

Ровно об этом и растущая озабоченность предпринимателей по поводу ухудшения условий ведения бизнеса. Вероятность перемены знака здесь все еще сохраняется.


Марина Войтенко – экономический обозреватель


[1] Без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций и бюджетных учреждений.

[2] Вместо нынешнего принципа «один продукт – один документ» договор о ЕАЭС позволяет устанавливать требования по продукции и процессам сразу в трех документах: в техрегламентах Таможенного союза, в Единых санитарно-эпидемиологических и Единых ветеринарных требованиях. Кроме этого в КСИИ обеспокоены медленными темпами налаживания электронного взаимодействия между налоговыми и таможенными органами России, Белоруссии и Казахстана без участия экспортера и использования бумажных документов (справок об уплате НДС, копий товарно-транспортных накладных и т.п.).

[3] Речь идет о налоговом маневре в «нефтянке» – ускоренном снижении экспортных пошлин с одновременным и сопоставимым увеличением налога на добычу, введении акциза на экспорт газа в Турцию по «Голубому потоку», увеличении табачных акцизов, повышении налога на дивиденды с 9% до 13%, индексации водного налога.

[4] Контролирующим лицом иностранной организации предлагается признавать физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25% либо доля участия которого в организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц - включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50%.

Законопроектом предусматриваются условия, при выполнении которых иностранная организация не признаётся контролируемой, в частности, если эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) иностранной организации, определяемая по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчётность за финансовый год, составляет не менее 75% средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net