Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

10.11.2014 | Татьяна Становая

Кризис «минского формата»

Выборы в ДНР и ЛНР, прошедшие 2 ноября, спровоцировали эрозию минских договоренностей, на протяжении двух месяцев обеспечивающих пусть и условное, но все-таки перемирие на востоке Украины. Президент страны Петр Порошенко заявил о намерении отменить закон «об особых зонах», что лишит ЛНР и ДНР минимальной легитимности. В ответ руководство «республик» заявило о намерении пересмотреть минские мирные соглашения. На этом фоне возобновились локальные военные действия на Донбассе, что в итоге способно быстро расшатать «минский формат» урегулирования украинского кризиса и привести к новому витку военного конфликта. Ситуацию подогревает и информация о готовящемся военном вторжении России на Украину.

Минский формат урегулирования конфликта на востоке Украины изначально казался очень хрупким. Тем не менее, на протяжении почти двух месяцев он обеспечивал определенное перемирие, которое вписывалось в сложную систему формальных и неформальных договоренностей. Критично важным уязвимым местом минских соглашений был тот факт, что договоренности делились на те, что были зафиксированы на бумаге (включая и некие секретные протоколы, о которых говорил российский МИД), и те, что обговаривались между президентами России и Украины Владимиром Путиным и Петром Порошенко. Это неизбежно привело к противоречиям трактовок, и минский формат, кажется, не выдерживает испытания прошедшими выборами. Это может спровоцировать распад минских договоренностей и эффект «домино», девальвирующим все ключевые элементы «минского формата».

Прежде всего, это касается проблемы статуса территориальных образований, подконтрольных ополченцам. Закон «об особых зонах» создавал хотя бы минимальный уровень легитимности управления образованиями, во главе которых, по сути, встали те, кого Киев называет террористами. Задумка была простая: заморозить конфликт на три года, что устраивало и Россию, и Украину. Однако для России следующим, как казалось Кремлю, логичным шагом, было проведение выборов, что и было сделано, но в максимально сжатые сроки при почти 100%-ном контроле над избирательной кампанией и ее результатами. Причем Москва заявляет, что это соответствует минским договоренностям, по которым, в интерпретации российской стороны, ЛНР и ДНР, по сути, выводятся из-под юрисдикции Киева. Таким образом, создавались все возможности для закрепления пророссийских сил на востоке Украины, но Киев лишался любых рычагов влияния, беря на себя, вопреки этому, определённую ответственность по оказанию финансовой помощи с этим регионам. Для Киева столь широкая трактовка выглядела откровенной провокацией, смириться с которой означало фактически «сдать» Донбасс.

До парламентских выборов в Украине Петр Порошенко был ограничен в возможностях реагировать на процессы, происходящие на востоке: его главной задачей было избежание срыва перемирия, что привело бы к усилению социальной напряженности из-за жестко проводимой военной мобилизации и проблем с обеспечением армии. Кроме того, как показал опыт, по мере наращивания военного давления Киева на ополченцев, растет и их военный потенциал, не без участия России.

После выборов мотивация любой ценой гарантировать перемирие у Порошенко ослабла. Тем более, что будущие партнеры «Блока Петра Порошенко» в правительстве страны – «Народный фронт» и «Самопомощь» - настроены более жестко в отношении России, чем президент. Новый кабинет, как и прежний, скорее всего, возглавит Арсений Яценюк – один из главных украинских «аллергенов» для России. В этих условиях Порошенко приходится ужесточать свою позицию, чтобы не столкнуться с обвинениями, как минимум, в слабости, а максимум – в предательстве национальных интересов. Отметим также, что минские соглашения стали непосредственным следствием разгрома украинских воинских частей под Иловайском – теперь, по данным СМИ Украины, армия оправилась от поражения и готова к боевым действиям. Понятно, что такая информация может быть подтверждена только практикой, но в настоящее время более важными выглядят настроения внутри Украины, где политический класс «отошел» от шока, вызванного поражением.

Да и Россия начала предпринимать весьма спорные действия: в ЛНР и ДНР для обеспечения выборов и их результатов, по данным западных и украинских СМИ, были введены колонны военной техники, что спровоцировало, особенно на Западе, вал слухов о подготовке крупной военной операции против Украины. Вне зависимости от справедливости этой точки зрения, сам факт усиления военной составляющей в конфликте способствует кардинальному росту напряженности и призывам ввести против России новые санкции. Новый верховный представитель Евросоюза по иностранным делам Федерика Могерини не исключила расширения санкционного режима против России. В ходе официального визита в Варшаву Могерини назвала выборы в ДНР и ЛНР «нелегальными и нелегитимными». По ее словам, голосование стало «очень плохим знаком» того, что ситуация не близка к стабилизации.На этом фоне отзыв закона «об особых зонах», который будет одобрен Верховной радой в приоритетном порядке, выводит ситуацию с минским процессом урегулирования на отправную точку (конец августа – начало сентября).

Быстрое обесценивание минских договоренностей носит двусторонний характер. Самопровозглашенные ДНР и ЛНР на ближайшей встрече контактной группы намерены предложить новую редакцию Минского протокола. «Это необходимо в связи с тем, что Украина в одностороннем порядке его аннулировала, отозвав законы об особом статусе Донбасса и об амнистии», - поясняли лидеры самопровозглашенных республик. «До этого Украина также в одностороннем порядке и без объяснения причин отказалась от официально согласованного варианта разделительной линии», - говорится в заявлении представителей руководства ДНР и ЛНР. В новом соглашении может появиться отсутствовавшее в первом варианте определение границ районов, на которые распространяется особый статус, и новая дата выборов в органы местного самоуправления, писали «Ведомости».

Очередное заседание трехсторонней контактной группы по Украине может состояться не раньше чем через две недели, сообщал ТАСС со ссылкой на совместное заявление первого замглавы правительства ДНР Андрея Пургина и председателя Народного совета ЛНР Алексея Карякина. Показательно, что понижается и статус участников в минских переговорах. «Главы республик и председатели парламентов не будут лично участвовать в минских консультациях. Но представители республик будут действовать в соответствии с их директивами», - говорилось в заявлении ЛНР и ДНР.

Судя по всему, Россия через ополченцев пытается перехватить инициативу в деле пересмотра «посыпавшихся» минских договоренностей и не допустить полного прекращения перемирия. Учитывая, что проведенные выборы и следующая за этим отмена законов об особых зонах и амнистии, фактически растворили значимость минских документов, Кремль будет пытаться найти страховочный вариант, который заменит сентябрьские соглашения. «Нельзя упустить шанс на завязку политического процесса, который был заложен минскими соглашениями. Это залог того, что гуманитарная ситуация не станет развиваться по худшему сценарию и не превратится в гуманитарную катастрофу», — пояснил «Ведомостям» источник в российских дипломатических кругах.

Однако посыпавшиеся минские договоренности быстро привели к обострению военной ситуации на востоке Украины. ДНР обвинила Киев в танковой атаке на Ясиноватую (северный пригород Донецка, находящийся под контролем ополченцев). В СНБО Украины заявили, что силовики начали обстрел пригорода Донецка в ответ на действия ополченцев. Под обстрел попала и школа, в результате чего погибли двое школьников. Украинские силовики фактически начали полномасштабные боевые действия, заявил вице-премьер ДНР Андрей Пургин. «Сейчас идет полномасштабная война. На нас наступают, мы обороняемся», - заявил он, добавив, что режим прекращения огня нарушили украинские силовики. По словам Пургина, режим прекращения огня не соблюдался на 75% линии соприкосновения. Однако в настоящее время, как отмечает Пургин, силовики «воюют там, где не воевали до этого».

В Министерстве иностранных дел России заявили, что Киев нарушил женевские договоренности по Украине, вместо деэскалации активизировав боевые действия на юго-востоке страны. «Сейчас очевидно, что все эти договоренности были грубо попраны украинской стороной», — говорится в сообщении. В ведомстве также подчеркнули, что «вместо деэскалации Киевом были активизированы на юго-востоке страны боевые действия с использованием тяжелой техники, что привело к тысячам человеческих жертв и масштабным разрушениям», а вместо «реальной конституционной реформы и налаживания диалога с собственным народом были предприняты какие-то невнятные кулуарные маневры, которые пока не вылились ни во что, кроме пустых обещаний».

Тем временем, Кремль не стал признавать законность итогов выборов в ЛНР и ДНР, несмотря на то, что ранее МИД утверждал, что не видит никаких препятствий для этого. Официальная позиция российской власти идентична той, что была занята после проведения референдумов о независимости самопровозглашенных республик. Помощник президента РФ Юрий Ушаков заявил, что в Кремле с уважением относятся к выборам, прошедшим в ЛНР и ДНР, но не признают их результатов официально. «Официальная позиция России выражена в коротком, но емком заявлении МИД по итогам выборов. Там используется слово «уважаем», — заявил Ушаков. Он добавил, что не следует ставить знак равенства между «уважением» и «признанием»: «Это разные слова. Слово «уважаем» избрано специально. Мы принципиально уважаем волеизъявление голосовавших».

Такая позиция указывает на понимание Кремлем потенциальных последствий признания итогов выборов. И США, и ЕС предупреждали, что признание выборов повлечёт за собой новые санкции в отношении России. Вероятно, в самом Кремле до конца не было единого понимания, стоит ли проявлять принципиальность и признавать итоги голосования. С одной стороны, легитимация руководства республик была ключевой задачей выборного процесса. Однако, с другой стороны, учитывая, что выборы не были признаны ни Киевом, ни Западом, а также беря во внимание паническую ситуацию на российских рынках, особенно валютном, Москва приняла решение не усугублять геополитические риски возможными новыми санкциями против России. Отсюда и подчеркнуто внятное заявление Ушакова, который фактически отказал в признании легитимности выборов (хотя до их проведения министр иностранных дел Сергей Лавров обещал признать результаты).

На фоне драматичной ситуации с российским рублем и совершенно непредсказуемой ситуации на российских рынках у Киева может появиться соблазн возобновить АТО в расчете, что Кремль не решится усиливать военную мощь ополченцев, удерживая баланс сил и не допуская преимущества украинской армии. Однако угроза санкций и даже дальнейшего обвала рубля и фондовых индексов может оказаться недостаточным препятствием для России, для которой вопрос удержания Украины в поле своего геополитического влияния воспринимается как вопрос выживания российского государства в долгосрочной перспективе. А это означает, что на сегодня Россия и Украина оказались снова на грани военного столкновения, отличие которого от предыдущего, августовского этапа, заключается в ужесточении украинской политической линии в отношении Москвы и «республик» и более слабых позициях России из-за финансово-экономических потрясений.

Татьяна Становая – руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net