Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

26 марта президент РФ Владимир Путин провел встречу с представителями российского бизнеса. На встрече присутствовали 26 человек, включая гендиректора Mail.ru Group Бориса Добродеева, гендиректор сервиса Okko Яну Бардинцеву, совладельца сети Hoff Михаила Кучмента, президента Faberlic Алексея Нечаева, гендиректора «AliExpress Россия» Дмитрия Сергеева, основательницу сети кафе «Андерсон» Анастасию Татулову и президента ГК «Балтика-транс» Дмитрия Красильникова.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

26.11.2014 | Евгений Ляпин

«Православный фундаментализм» - новый вызов для УПЦ МП

Когда речь заходит о воинствующем религиозном фундаментализме, то обычно возникает образ некой ближневосточной мусульманской группировки. Сегодня самым известным «новостным брендом» в данном отношении является Исламское государство Ирака и Леванта. Между тем, в Луганской и Донецкой областях Украины сложился своего рода православный аналог ИГИЛ – «Новороссия».

О сходстве донбасских и ближневосточных фундаменталистов начали говорить уже давно. Одно обнаруживается и в идейных установках, и в методах их реализации. Как и боевики ИГИЛ, «ополченцы» неоднократно подчеркивали священный религиозный характер той войны, которую они ведут. Если первые мечтают о восстановлении Халифата, то вторые видят себя «христолюбивым воинством Святой Руси». Одна из донбасских группировок называет себя «Русской православной армией». Соответственно, те, кто пытается встать у нее на пути, объявляются не просто военно-политическими противниками, но врагами веры и врагами Бога. Идеолог «Русской православной армии», лидер Русского имперского движения Игорь Друзь, не стесняясь, заявляет: «С украинской стороны православных нет вообще, потому что ни один воцерковленный православный человек не пойдет воевать против Новороссии, единство Святой Руси угодно Богу. Православные люди и в политических делах всегда знают, где правда». Словно бы для довершения сходства с исламистами, бойцы РПА, открывая огонь, упоминают Бога. Публичные выступления донецких и луганских боевиков, их техника, амуниция густо сдобрены религиозной атрибутикой – хоругвями, репродукциями икон, изображениями православного креста и т.д.

Политическая и правовая практика на занятых сепаратистами территориях обнаруживает множество черт, которые роднят ее с порядками, насаждаемыми ИГИЛ. В Ираке жертвами террора стали мусульмане-шииты, христиане, езиды. На Донбассе идет зачистка «православной земли» от «еретиков», «униатов» и «раскольников». Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (УПЦ МП) во время встречи с Уполномоченным правительства Канады по делам религий послом Эндрю Беннеттом привел лишь несколько самых резонансных случаев: захват баптистской церкви в Антраците, захват кафедрального собора Киевской патриархии в Луганске (с последующем размещением там склада), нападение на адвентистов в Горловке и похищение их пастора Сергея Литвиненко. К этому можно было бы прибавить еще целый ряд эпизодов вроде закрытия католического прихода Святой Девы Марии в Луганске или храма Покрова Пресвятой Богородицы, принадлежащего греко-католической общине Донецка, похищение и пытки в отношении помощника пастора краснодонской церкви «Благая весть» Сергея Сайкова и его несовершеннолетнего сына Даниила.

Лидеры «Новороссии» не скрывают, что признают только одну конфессию. В 9-й статье конституций ДНР и ЛНР без обиняков говорится: «Первенствующей и господствующей верой является Православная вера (Вера Христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания), исповедуемая Русской Православной Церковью (Московский патриархат)».

Понятно, что подобные заявления, равно как и попытки передачи помещений, захваченных у инославных, являются вызовом для Украинской Православной Церкви – официальной структуры Московского Патриархата на территории Донецкой и Луганской областей. Ее положение и без того достаточно двусмысленно сегодня. Несмотря на предпринимаемые попытки позиционировать себя в качестве национальной украинской церкви, УПЦ МП воспринимается общественным мнением как часть парадигмы пресловутого «Русского мира», о котором так любят говорить патриарх Кирилл и лидеры «Новороссии». Это, в свою очередь, приводит к снижению уровня доверия к ней в северо-восточных, центральных и западных регионах. На Волыни и Тернопольщине верующие ставят в вину иерархии УПЦ МП недостаточный патриотизм и требуют более решительного осуждения сепаратизма. С учетом поражения политических сил, которые ранее оказывали протекцию ей, лояльность прихожан остается одним из ключевых ресурсов. И УПЦ заинтересована в том, чтобы эта лояльность сохранялась по возможности на всей территории страны, а не только в восточных областях. Не может она себе позволить и конфликта с новым правительством.

Эти обстоятельства предопределили весьма жесткое публичное отмежевание священноначалия УПЦ от «народных республик» - не говоря уже о том, что выстраиваемая на их территории фундаменталистская утопия сама по себе глубоко чужда духу Православного вероучения. Спикер Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви Московского патриархата протоиерей Николай Данилевич в недавнем выступлении прямо сравнил «Русскую православную армию» с ИГИЛ и подчеркнул, что такое название только компрометирует УПЦ: «Судя по имеющейся в СМИ информации об этой организации, можно сделать вывод, что это люди, которые банально используют элементы православной веры для своей идеологии». Митрополит Антоний на встрече с канадским послом сделал акцент на недопустимости превращения амвона в политическую трибуну. Это можно рассматривать как своеобразный ответ лидерам так называемого политического православия – главе "Союза православных граждан Новороссии" Валерию Каурову и председателю "Ассоциации православных экспертов" Кириллу Фролову. Последние провозгласили борьбу за «Русь Святую и Веру Православную» и отказались признавать решения августовского собора епископов УПЦ МП, выступившего за единство Украины. Весьма показателен пастырский визит митрополита Онуфрия на Луганщину. Он отслужил литургию в Северодонецке, где сегодня базируется администрация Луганской области, но демонстративно воздержался от поездки в районы, находящиеся под контролем ЛНР.

Отдельно стоит остановиться на духовном окормлении украинских военнослужащих. Так, священнослужители большинства епархий УПЦ МП дают церковное напутствие и благословение частям, отправляющимся в зону антитеррористической операции. По благословению архиепископа Кировоградского и Новомиргородского Иоасафа была вручена высокая церковная награда (орден имени Св. Георгия) семье погибшего в ходе АТО командира местного батальона внутренних войск. Причем в официальном сообщении он был назван героем – в то время, как в России и «Новороссии» таких людей честят «карателями». В Сумах чин отпевания погибших на востоке артиллеристов совершил местный правящий архиерей УПЦ МП архиепископ Евлогий.

Вместе с тем, в прессе появились сообщения, которые не позволяют говорить об однозначно прокиевской позиции духовенства Украинской Православной Церкви. Не секрет, что в восточных областях часть священнослужителей УПЦ МП придерживается столь же фундаменталистских взглядов, как и лидеры «народных республик», и настроено резко критически к новому правительству и курсу на евроинтеграцию.

На занятых сепаратистами территориях отношение представителей официальной церкви к режиму «Новороссии» варьируется от молчаливой лояльности до активной поддержки. В информационной службе штаба Народного Ополчения ДНР особо подчеркивают, что именно священник УПЦ МП совершил чин освящения знамен, под которыми ополченцы собираются побеждать «укро-фашистов». Этот же священник произнес проповедь, завершившуюся сталинскими словами «Наше дело правое! Победа за нами, враг будет разбит!». Другой священнослужитель – настоятель Свято-Никольского монастыря отец Никон «по приглашению руководства полиции» ДНР провел встречу с "личным составом Донецкого городского управления полиции", в ходе которой состоялась беседа на «духовные темы». Своей поддержкой сепаратистов известен и настоятель храма Святых Новомучеников протоиерей Андрей Маныч. 27 октября он освятил здания «верховного суда» и «генеральной прокуратуры» ДНР в присутствии руководителей данных «ведомств» и сотрудников аппарата. Духовенство УПЦ МП присутствовало и на церемониях «инаугурации» глав «народных республик» - Игоря Плотницкого и Александра Захарченко. Свое благословение Плотницкому дал находящийся на покое бывший управляющий Луганской и Алчевской епархией Иоанникий. Важно отметить, что никаких прещений (церковное наказание) в адрес поддерживающих сепаратистов священнослужителей со стороны их киевского начальства не последовало. А тот же Иоанникий 16 ноября сослужил нынешнему митрополиту Луганскому и Алчевскому Митрофану во время праздничной литургии в кафедральном соборе Луганска.

Впрочем, сторонники у сепаратистов есть среди духовенства не только Донецкой и Луганской областей. Сообщения о священниках, агитировавших в поддержку «народных республик», приходят, например, с Киевщины и Сумщины. Пресс-служба Сумской епархии Украинской Православной Церкви заверяет однако, что «лицо, которое подразумевают представители СМИ, запрещено в священнослужении и не является штатным клириком Украинской Православной Церкви».

Амбивалентность УПЦ МП объясняется ее адвокатами как дипломатичность и умение поддерживать баланс, а противниками как двурушничество. Эта тактика пока позволяет ей удерживаться одновременно в двух политических реальностях – украинской государственности и «Русском мире». Однако спустя какое-то время она может стать непригодной, на повестке дня появится вопрос о новом самоопределении УПЦ МП. Фундаменталисты все злее критикуют ее за конформизм и обвиняют в продаже дела «Святой Руси», либералы припоминают старые связи с «донецкими» и отыскивают доказательства «зрады». В итоге, позиция, выстраивавшаяся в расчете на симпатии обеих сторон конфликта, делает УПЦ уязвимой и подставляет под перекрестный огонь.

Евгений Ляпин – журналист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net