Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

26.11.2014 | Евгений Ляпин

«Православный фундаментализм» - новый вызов для УПЦ МП

Когда речь заходит о воинствующем религиозном фундаментализме, то обычно возникает образ некой ближневосточной мусульманской группировки. Сегодня самым известным «новостным брендом» в данном отношении является Исламское государство Ирака и Леванта. Между тем, в Луганской и Донецкой областях Украины сложился своего рода православный аналог ИГИЛ – «Новороссия».

О сходстве донбасских и ближневосточных фундаменталистов начали говорить уже давно. Одно обнаруживается и в идейных установках, и в методах их реализации. Как и боевики ИГИЛ, «ополченцы» неоднократно подчеркивали священный религиозный характер той войны, которую они ведут. Если первые мечтают о восстановлении Халифата, то вторые видят себя «христолюбивым воинством Святой Руси». Одна из донбасских группировок называет себя «Русской православной армией». Соответственно, те, кто пытается встать у нее на пути, объявляются не просто военно-политическими противниками, но врагами веры и врагами Бога. Идеолог «Русской православной армии», лидер Русского имперского движения Игорь Друзь, не стесняясь, заявляет: «С украинской стороны православных нет вообще, потому что ни один воцерковленный православный человек не пойдет воевать против Новороссии, единство Святой Руси угодно Богу. Православные люди и в политических делах всегда знают, где правда». Словно бы для довершения сходства с исламистами, бойцы РПА, открывая огонь, упоминают Бога. Публичные выступления донецких и луганских боевиков, их техника, амуниция густо сдобрены религиозной атрибутикой – хоругвями, репродукциями икон, изображениями православного креста и т.д.

Политическая и правовая практика на занятых сепаратистами территориях обнаруживает множество черт, которые роднят ее с порядками, насаждаемыми ИГИЛ. В Ираке жертвами террора стали мусульмане-шииты, христиане, езиды. На Донбассе идет зачистка «православной земли» от «еретиков», «униатов» и «раскольников». Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (УПЦ МП) во время встречи с Уполномоченным правительства Канады по делам религий послом Эндрю Беннеттом привел лишь несколько самых резонансных случаев: захват баптистской церкви в Антраците, захват кафедрального собора Киевской патриархии в Луганске (с последующем размещением там склада), нападение на адвентистов в Горловке и похищение их пастора Сергея Литвиненко. К этому можно было бы прибавить еще целый ряд эпизодов вроде закрытия католического прихода Святой Девы Марии в Луганске или храма Покрова Пресвятой Богородицы, принадлежащего греко-католической общине Донецка, похищение и пытки в отношении помощника пастора краснодонской церкви «Благая весть» Сергея Сайкова и его несовершеннолетнего сына Даниила.

Лидеры «Новороссии» не скрывают, что признают только одну конфессию. В 9-й статье конституций ДНР и ЛНР без обиняков говорится: «Первенствующей и господствующей верой является Православная вера (Вера Христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания), исповедуемая Русской Православной Церковью (Московский патриархат)».

Понятно, что подобные заявления, равно как и попытки передачи помещений, захваченных у инославных, являются вызовом для Украинской Православной Церкви – официальной структуры Московского Патриархата на территории Донецкой и Луганской областей. Ее положение и без того достаточно двусмысленно сегодня. Несмотря на предпринимаемые попытки позиционировать себя в качестве национальной украинской церкви, УПЦ МП воспринимается общественным мнением как часть парадигмы пресловутого «Русского мира», о котором так любят говорить патриарх Кирилл и лидеры «Новороссии». Это, в свою очередь, приводит к снижению уровня доверия к ней в северо-восточных, центральных и западных регионах. На Волыни и Тернопольщине верующие ставят в вину иерархии УПЦ МП недостаточный патриотизм и требуют более решительного осуждения сепаратизма. С учетом поражения политических сил, которые ранее оказывали протекцию ей, лояльность прихожан остается одним из ключевых ресурсов. И УПЦ заинтересована в том, чтобы эта лояльность сохранялась по возможности на всей территории страны, а не только в восточных областях. Не может она себе позволить и конфликта с новым правительством.

Эти обстоятельства предопределили весьма жесткое публичное отмежевание священноначалия УПЦ от «народных республик» - не говоря уже о том, что выстраиваемая на их территории фундаменталистская утопия сама по себе глубоко чужда духу Православного вероучения. Спикер Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви Московского патриархата протоиерей Николай Данилевич в недавнем выступлении прямо сравнил «Русскую православную армию» с ИГИЛ и подчеркнул, что такое название только компрометирует УПЦ: «Судя по имеющейся в СМИ информации об этой организации, можно сделать вывод, что это люди, которые банально используют элементы православной веры для своей идеологии». Митрополит Антоний на встрече с канадским послом сделал акцент на недопустимости превращения амвона в политическую трибуну. Это можно рассматривать как своеобразный ответ лидерам так называемого политического православия – главе "Союза православных граждан Новороссии" Валерию Каурову и председателю "Ассоциации православных экспертов" Кириллу Фролову. Последние провозгласили борьбу за «Русь Святую и Веру Православную» и отказались признавать решения августовского собора епископов УПЦ МП, выступившего за единство Украины. Весьма показателен пастырский визит митрополита Онуфрия на Луганщину. Он отслужил литургию в Северодонецке, где сегодня базируется администрация Луганской области, но демонстративно воздержался от поездки в районы, находящиеся под контролем ЛНР.

Отдельно стоит остановиться на духовном окормлении украинских военнослужащих. Так, священнослужители большинства епархий УПЦ МП дают церковное напутствие и благословение частям, отправляющимся в зону антитеррористической операции. По благословению архиепископа Кировоградского и Новомиргородского Иоасафа была вручена высокая церковная награда (орден имени Св. Георгия) семье погибшего в ходе АТО командира местного батальона внутренних войск. Причем в официальном сообщении он был назван героем – в то время, как в России и «Новороссии» таких людей честят «карателями». В Сумах чин отпевания погибших на востоке артиллеристов совершил местный правящий архиерей УПЦ МП архиепископ Евлогий.

Вместе с тем, в прессе появились сообщения, которые не позволяют говорить об однозначно прокиевской позиции духовенства Украинской Православной Церкви. Не секрет, что в восточных областях часть священнослужителей УПЦ МП придерживается столь же фундаменталистских взглядов, как и лидеры «народных республик», и настроено резко критически к новому правительству и курсу на евроинтеграцию.

На занятых сепаратистами территориях отношение представителей официальной церкви к режиму «Новороссии» варьируется от молчаливой лояльности до активной поддержки. В информационной службе штаба Народного Ополчения ДНР особо подчеркивают, что именно священник УПЦ МП совершил чин освящения знамен, под которыми ополченцы собираются побеждать «укро-фашистов». Этот же священник произнес проповедь, завершившуюся сталинскими словами «Наше дело правое! Победа за нами, враг будет разбит!». Другой священнослужитель – настоятель Свято-Никольского монастыря отец Никон «по приглашению руководства полиции» ДНР провел встречу с "личным составом Донецкого городского управления полиции", в ходе которой состоялась беседа на «духовные темы». Своей поддержкой сепаратистов известен и настоятель храма Святых Новомучеников протоиерей Андрей Маныч. 27 октября он освятил здания «верховного суда» и «генеральной прокуратуры» ДНР в присутствии руководителей данных «ведомств» и сотрудников аппарата. Духовенство УПЦ МП присутствовало и на церемониях «инаугурации» глав «народных республик» - Игоря Плотницкого и Александра Захарченко. Свое благословение Плотницкому дал находящийся на покое бывший управляющий Луганской и Алчевской епархией Иоанникий. Важно отметить, что никаких прещений (церковное наказание) в адрес поддерживающих сепаратистов священнослужителей со стороны их киевского начальства не последовало. А тот же Иоанникий 16 ноября сослужил нынешнему митрополиту Луганскому и Алчевскому Митрофану во время праздничной литургии в кафедральном соборе Луганска.

Впрочем, сторонники у сепаратистов есть среди духовенства не только Донецкой и Луганской областей. Сообщения о священниках, агитировавших в поддержку «народных республик», приходят, например, с Киевщины и Сумщины. Пресс-служба Сумской епархии Украинской Православной Церкви заверяет однако, что «лицо, которое подразумевают представители СМИ, запрещено в священнослужении и не является штатным клириком Украинской Православной Церкви».

Амбивалентность УПЦ МП объясняется ее адвокатами как дипломатичность и умение поддерживать баланс, а противниками как двурушничество. Эта тактика пока позволяет ей удерживаться одновременно в двух политических реальностях – украинской государственности и «Русском мире». Однако спустя какое-то время она может стать непригодной, на повестке дня появится вопрос о новом самоопределении УПЦ МП. Фундаменталисты все злее критикуют ее за конформизм и обвиняют в продаже дела «Святой Руси», либералы припоминают старые связи с «донецкими» и отыскивают доказательства «зрады». В итоге, позиция, выстраивавшаяся в расчете на симпатии обеих сторон конфликта, делает УПЦ уязвимой и подставляет под перекрестный огонь.

Евгений Ляпин – журналист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net