Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

20.01.2015 | Валерий Зубов

Что сделает Россию настоящей федерацией

Экономическая ситуация в России ставит в особенно сложное положение регионы и региональные власти. Проблемы с исполнением бюджетов начались у них еще до драматических событий последних месяцев. Новый кризис испытает на прочность созданную в последние модель российского «федерализма» и наверняка выявит все ее пороки.

Среди ученых принято считать: прежде чем переходить к содержательной дискуссии, необходимо договориться о терминах, т.е. о том, какой смысл мы будем вкладывать в произносимые слова. Если последовать этому правилу, то сегодняшняя реально действующая Конституция России разительно отличается от того документа, который более 20 лет назад был принят на последнем всенародном референдуме.

Изменилось очень мало слов, но почти все приобрело совершенно иное содержание. Авторам Конституции (заявляю это как непосредственно наблюдавший за ходом ее подготовки, будучи членом Конституционного совещания) и в голову не могло прийти, что для того, чтобы участвовать в выборах губернатора региона, необходимо согласие депутатов районного уровня, мы не могли представить себе выборы «мэров», которые на самом деле всего лишь спикеры в местных законодательных собраниях. Но тут следует сделать важное уточнение к вышесказанному тезису: в государственном строительстве «договариваются о терминах» не в ходе словестной полемики, а в процессе практических политических действий. Формально северокорейцы живут в народной республике. Хотя с точки зрения стороннего наблюдателя КНДР – предельная форма тоталитарного общества с абсолютным диктатором во главе. Очевидно, и нам потребуется дополнительное время, чтобы «федерализм» в России был не просто данью некоторой моде, а эффективным инструментом государственного управления. Думаю, что заметки управленца, работавшего в рамках отличного от сегодняшнего «федерального формата», могут пригодиться.

Федерализм — это такая же форма разделения ответственности властей, как и деление на исполнительную, законодательную и судебную ветви, только не по горизонтали, а по вертикали: уровень общества в целом — регион — местное самоуправление. Разделение труда, что в экономике, что в политике, — это главный рычаг повышения его эффективности. В силу конкуренции, которая что в экономике, что в политике дает шанс новым продуктам-идеям, которые предлагают обществу новые предприниматели и новые политики.

Другой вариант – застой и не поддающиеся счету общественные и личные потери. Как работал федерализм в 90-е годы? Не без загибов. Но ведь рыночная система дает гораздо больше возможностей обществу в области материальных благ и личной безопасности. Федерализм 90-х должен в первую очередь оцениваться не по фразе «берите суверенитета, сколько сможете», а по результату. Несмотря на тяжелые социально-экономические реформы, страна не оказалась на грани распада (а сверхцентрализованный Советский Союз не удержался), и в 1999 году, после затяжного спада, экономика пошла в рост при совсем никудышных ценах на нефть.

Помимо общего эффекта экономических изменений, важную роль сыграл «управленческий шпионаж». Заботясь о своем имидже в глазах избирателей, губернаторы постоянно подглядывали друг за другом: что получилось, а что и почему — нет. Почему у Михаила Прусака в Новгородской области вдруг зашкалили внешние инвестиции? Почему в рост пошло сельское хозяйство у Евгения Савченко в Белгородской?

Какой управленческой эффективности можно сегодня ждать от руководителей регионов, загнанных в финансово-юридический угол? Каков смысл в «федерализме», если все основные решения принимаются в рамках концепции «вертикали власти»?

Что бы следовало сделать для развития федерализма в сегодняшних условиях? Главное - не бояться инициативы с мест. Угрозу единства страны представляет не разнообразие управленческих практик, а отсутствие социально-экономического результата, неадекватный надеждам населения уровень жизни. Экономически процветающая страна не помышляет о самораспаде (вспомним феномен Швейцарской конфедерации).

И первое, что нужно сделать, - зафиксировать интерес регионов в повышении налогооблагаемой базы. Ну как так может быть: добыча нефти в Красноярском крае растет, а уплачиваемые с нее налоги снижаются? Необходима децентрализация финансовых ресурсов и, в конечном счете, формирование значимых региональных налогов. Это и будет настоящая «федерализация» налоговой системы.

Второе: довериться формуле «ум хорошо, а два лучше», то есть вернуться к реальным выборам региональных органов власти, без всякого рода «фильтров». Убежден, что если начать с этого, эффективность государственного управления в целом повысится, а значит, и социально-экономические проблемы решать будет проще.

P.S. Посвящаю этот текст памяти Вячеслава Новикова, последовательного сторонника федерализма и успешного борца за его практическое воплощение в моей стране.

Оригинал материала

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net