Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

27 июля в Москве прошел не согласованный с властями митинг, поводом для которого стали массовые отказы в регистрации на выборы в Мосгордуму кандидатам от оппозиции. Это уже третья акция протеста за июль: первые две прошли 14 и 20 июля. Еще один митинг запланирован оппозицией на 3 августа в преддверье апелляций в Центральной избирательной комиссии.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

27.01.2015 | Сергей Слободчук

Никарагуанский канал: схватка бульдогов под водой?

Протесты фермеров и экологов против Никарагуанского канала получили несимметричный ответ – по договору от 2 января 2015 года россияне будут обеспечивать безопасность проекта, в том числе с использованием военных судов и самолетов. Новый транспортный коридор из Тихого в Атлантический океан в случае своего запуска в 2019 году станет альтернативой Панамскому каналу. Никарагуанский канал претендует на то, чтобы стать новым проявлением глобальной конкуренции США и Китая.

Если оценивать проект в количественных показателях, то планируется, что канал соединит порт Брито на побережье Тихого океана с Порта-Агила на берегу Карибского моря. Протяженность канала составит 278 километров (из них 105 пройдут по озеру Никарагуа), глубина – около 30 метров, ширина – от 226 до 530 метров. Планируется также, что около Порта Агила будет создано искусственное озеро Атланта. Предварительный расчет строится на том, что за год пропускная способность канала составит около 5 тысяч судов, при этом, ожидается, что время в пути составит до 30 часов (Панамский канал пропускает за 8 часов) Проект предусматривает, что эксплуатация Никарагуанского канала стартует в 2019, а полностью строительство планируется завершить в 2029 году.

Конгресс Никарагуа одобрил проект в июне 2013 года. Концессию сроком на 100 лет получила компания HKND Group из Гонконга, ее президент Ван Цзин присутствовал на церемонии открытия строительства. Общая стоимость проекта, по словам открытых источников – около 50 миллиардов долларов, а компания из КНР выступает главным инвестором. По условиям соглашения, HKND Group получит канал в управление на 50 лет, а по истечении срока имеет право продлить его еще на 50 лет при выплате администрации Никарагуа 10 миллионов долларов в год.

Когда президент Никарагуа Даниэль Ортега впервые озвучил тему нового межокеанского канала, он сразу же подчеркнул, что Никарагуанский канал будет выполнять дополнительную функцию по отношению к Панамскому, и не претендует становиться альтернативой американскому проекту. В случае, если проект под официальным наименованием «Большой межокеанский канал» удастся довести до сдачи в эксплуатацию – это трансформация не только внутренней обстановки в Латиноамериканском регионе, но и сдвиг в геополитической расстановке сил. Потому что с самого начала понятно, что канал по территории Никарагуа – это естественный конкурент Панамского канала, что бы ни доказывали политики.

Проект нового канала в качестве альтернативы Панамскому стоит в двух плоскостях – экономической и геополитической. С точки зрения экономики, если верить открытым источникам, пропускная способность Панамского канала – 48 в сутки или около 18 тысяч судов в год. Начать с того, что сооружение нового искусственного водного пути – это подрыв монополии Панамы. Панамский канал строился под руководством Министерства обороны США, контролировавших его на протяжении почти всей истории. При этом, несмотря на то, что сегодня водная артерия эксплуатируется круглые сутки с нагрузкой, достигающей 90 % от теоретической максимальной пропускной способности, с середины 2000-х годов СМИ акцентируют, что канал не справляется с объемами морского транспорта. И все это на фоне роста морских перевозок на 3-4 % в год (в сумме - 9 125 миллионов тонн за 2013 год). Дополняют картину данные Ассоциации морских торговых портов России, Itella Business Insight, DT Global Business Consulting 2013, приведенные «Российской газетой» - на морские перевозки и международные портовые операции в 2012 году приходилось около 80% мировой торговли по физическому объему. Поэтому администрация Панамы озаботилась задачей по модернизации канала с целью нарастить пропускную мощность. Инициативу расширения и модернизации Панамского канала на референдуме 2006 года поддержали 79 % населения. Проект стоимостью 5,25 миллиарда долларов включает, в том числе строительство двух новых одномагистральных трехступенчатых шлюзовых каскадов: один при входе со стороны Атлантики, а второй — со стороны Тихого океана. Первый этап расширения был завершен в октябре 2011 года.

СМИ тиражируют мнение, что модернизация Панамкого канала существенно увеличит объемы морских перевозок США между побережьями своей страны. Но в то же время канал, по-прежнему, не сможет пропускать сверхкрупные океанические танкеры. Суда, водоизмещением свыше 170 тыс. тонн, несмотря на модернизацию, не смогут пройти через канал – а именно такие чаще всего используют другие страны (в частности, Китай как наиболее крупный транзитёр) из-за дальности расстояний. Таким образом, одной из целей строительства Никарагуанского канала является создание возможностей для прохождения крупных судов, в первую очередь в целях транспортировки нефти, что мало чего дает Соединенным Штатам, но открывает большие возможности для других стран и, в первую очередь, для Китая.

В плоскости геополитики, проект нового канала также не вполне согласуется с интересами США – новая транспортная артерия будет находиться под контролем Китая. Очередность прохождения судов и ценовая политика по этой причине также будут во многом зависеть от Пекина, что не может не тревожить Вашингтон.

Показательно, что запуск проекта столкнулся с трудностями – под конец 2014 года Никарагуа потрясли протесты и столкновения. Согласно сводке полиции Никарагуа, в результате «мирных протестов», были ранены 15 полицейских и шесть гражданских лиц. Организаторы протестов приводят данные лишь о 40 раненых демонстрантах. По официальной версии, против строительства протестовали фермеры (они боятся потерять свои земельные наделы и не получить компенсации) и экологи. Свою обеспокоенность сразу же выразило посольство США в Никарагуа. «Посольство обеспокоено отсутствием информации и прозрачности во многих важных аспектах данного проекта», - приводит International Business Times цитату из заявления. А старт 2015 года принес несимметричный ответ – договор между РФ и Никарагуа от 2 января 2015 года дает разрешение российским военным кораблям находиться в территориальных водах Никарагуа, а военные самолетам отслеживать ход строительства и прибрежные воды. Кроме того, представители России будут заняты в создании инфраструктуры безопасности для Никарагуанского канала.

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net