Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

26 марта президент РФ Владимир Путин провел встречу с представителями российского бизнеса. На встрече присутствовали 26 человек, включая гендиректора Mail.ru Group Бориса Добродеева, гендиректор сервиса Okko Яну Бардинцеву, совладельца сети Hoff Михаила Кучмента, президента Faberlic Алексея Нечаева, гендиректора «AliExpress Россия» Дмитрия Сергеева, основательницу сети кафе «Андерсон» Анастасию Татулову и президента ГК «Балтика-транс» Дмитрия Красильникова.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

17.02.2015 | Евгений Ляпин

Перспективы греческой деклерикализации: не так страшен Ципрас?

Победа коалиции радикальных социалистических партий СИРИЗА на парламентских выборах в Греции и откровенный атеизм ее главы Алексиса Ципраса, отказавшегося присягать на Библии при вступлении в должность премьера, вызвали полемику о будущей судьбе Греческой Церкви. Левые не скрывали своей радости от того, что в стране наконец-то будет покончено с «засильем церковников», правые начали бить тревогу о готовящейся атаке на христианские ценности и устои. Однако постмодернистская политическая реальность, кажется, готова поставить под сомнение и надежды одних, и опасения других.

В самом деле, степень вовлеченности местной церкви в общественную жизнь Греции совершенно нетипична для ЕС. Религиозные обряды и символы сопровождают греков в больницах и школах, армии и судах. Министры принимают благословение от архиепископа Афинского, священники имеют статус госслужащих и получают жалованье из казны. Кроме того, православная церковь является крупным собственником недвижимости – ей принадлежат гостиницы, рестораны, земельные угодья, туристические объекты. Соответственно, периодически случаются и скандалы, связанные с выявлением нарушений в сделках по церковной собственности. Все это делает Элладскую Церковь очевидной мишенью для левых радикалов, которых возглавил Алексис Ципрас. Они явно показывали, что не желают щадить «чувства верующих» и в случае своего успеха проведут масштабную деклерикализацию страны, начиная с увольнения священников и заканчивая удалением креста с национального флага. И вот зимой 2015-го эти люди стали самой популярной партией в стране, где 95% населения считают себя православными верующими.

Как это могло произойти? Вряд ли можно говорить о каком-то серьезном разочаровании греческого общества в православии. Избиратели проголосовали за Ципраса не потому, что он антиклерикал, а потому что он обещал решить их социальные проблемы. Скорее, они предпочли не замечать первое ради второго. Иными словами, греки ждут от нового кабинета вовсе не разгрома церкви, а избавления от комплекса «вечного должника» и повышения уровня жизни.

Ципрас хорошо уловил эти настроения и в ходе своей избирательной кампании старался не акцентировать внимание на антиклерикальной составляющей программы СИРИЗЫ. Более того, он предпринял шаги, направленные на то, чтобы успокоить и по возможности привлечь религиозный электорат. Так, в августе состоялся визит Ципраса на Афон, который остается одним из самых консервативных сообществ в европейском православии. Причем на этот раз встреча монахов и делегации социалистов была гораздо более благодушной, чем в 2008 году, когда депутат от СИРИЗЫ Эвангелия Аманатиду-Пасхалиду демонстративно нарушила древний запрет на посещение женщинами Святой Горы, чем вызвала резкий протест со стороны настоятелей всех 20 монастырей. Как отмечает греческая пресса, Ципрас провел десять минут перед иконой Богоматери и пообещал предоставить Афону налоговые льготы. В сентябре состоялся столь же знаковый визит лидера греческих левых к Папе Римскому для разговора о «Боге и Мире» (цитата из официального пресс-релиза). Наблюдатели обращают внимание на то обстоятельство, что о поездке в Ватикан СИРИЗА проинформировала предстоятелей Константинопольской и Элладской православных церквей.

Характерно, что в своей риторике Ципрас постепенно отошел от традиционной критики религиозных институтов и все чаще стал подчеркивать общие моменты у христианского вероучения и социалистической идеологии. Франциску – «Папе бедняков» - он говорил о том, что позиции, отстаиваемые левыми, на самом деле близки к ценностям Католической Церкви. Афонские монахи, с его точки зрения, воплощают собою идеал, провозглашенный латиноамериканскими радикалами-сапатистами: «все для других, ничего для нас».

Заняв премьерский пост, Ципрас поспешил показать, что его личные атеистические убеждения не являются препятствием в диалоге с православной общиной и ее иерархией. Подобное заявление он сделал на встрече с архиепископом Афинским Иеронимом. Кроме того, новый премьер попросил у владыки благословения и поддержки и заверил того, что «теперь отношения государства и Церкви будут более конструктивными, чем когда-либо». В начале февраля Ципрас посетил еще двоих лидеров греческого православия – Константинопольского патриарха Варфоломея (в Брюсселе) и Кипрского архиепископа Хризостома. Однако новый министр образования Греции Аристидис Балтас своей речью на заседании парламента вновь заставил поволноваться православную общественность. Он выступил за отделение церкви от государства, подчеркнув, что первые шаги в этом направлении «могут быть предприняты в ближайшее время». Как понимать слова нового министра? Являются ли они просто данью левому этикету или за ними стоит уже подготовленная программа? Даже если у правительства есть план конкретных мероприятий, то эксперты сомневаются в его успешности. Православная церковь в Греции – это не заплатка или нашивка, которую легко будет сорвать с ткани народной жизни, это сложный и самобытный узор, вплетенный в нее. Балтас признает, то деклерикализация – длительный и сложный процесс. Пойдет ли в таком случае на нее Ципрас? Совершая дерзкие выпады в адрес «евробюрократов» и международных кредиторов, он легко зарабатывает политические очки в глазах греческого электората. Кампания против церкви не только не гарантирует такого результата, но грозит, напротив, обернуться большими рейтинговыми потерями.

Не стоит пренебрегать тем фактом, что в общественной жизни Греции церковь остается константой, в то время как различные кабинеты и их популярность – величина переменная. Социалистические правительства (в т.ч., кабинет Георгиоса Папандреу) в прошлом неоднократно пытались снизить ее влияние на государство, но всякий раз терпели поражение. Достаточно вспомнить, как в ответ на инициативу правительства убрать из паспорта графу «религия» архиепископ Афинский Христодул развернул протестную кампанию, в которой приняли участие 3 млн. греков. И Ципрас не может не учитывать данные прецеденты. Также Церковь выступает в качестве социального амортизатора, она дает утешение и поддержку, которые особенно важны людям в условиях жестокого кризиса. «Если Церковь и государство будут разделены, каково будет государству в одиночестве? Церковь обеспечивает гражданское равновесие», - говорят в Архиепископии. Заступить за интересы православной общины обещают и партнеры СИРИЗЫ по коалиции правые популисты из партии «Независимые эллины».

Важно и то, какой будет эта деклерикализация. Если речь идет о финансовой или имущественной, то новое правительство, вероятно, сможет найти поддержку в этом начинании. Но возможности здесь ограничены. Во-первых, казенное жалованье священнослужителей, право на которое они получили, передав государству большую часть церковной собственности, не слишком велико. По причинам бюджетной экономии количество оплачиваемых ставок и без того на 15-20% меньше количества приходов. Если правительство пойдет на более значительный секвестр или полную отмену выплат духовенству, верующим придется либо остаться без церковного окормления, либо принять на себя дополнительные расходы по содержанию священников. То и другое будет иметь явно негативный эффект. Во-вторых, церковь активно занимается благотворительной деятельностью, на ее балансе находятся сотни социальных объектов: приюты, клиники, медицинские центры, хосписы, бесплатные столовые, оздоровительные лагеря, детские сады и т.д. В случае сокращения государственного финансирования, она вынуждена будет свернуть благотворительные проекты, что только усилит социальную напряженность. Символьная деклерикализация вроде отмены молитв перед началом школьных занятий или вынос икон из больниц, не направленная на рост благосостояния, имеет еще меньше шансов. Поддержать ее могут лишь самые радикальные противники церкви, а их в Греции не очень много, у остальных подобные шаги вызовут скорее отторжение.

Таким образом, положение дел в стране толкает Ципраса к поиску компромисса с Церковью. Основой для него может стать совместная борьба за социальную справедливость и национальное достоинство греков. Новый премьер и сам в беседах и с архиепископом Иеронимом, и с архиепископом Хризостомом указывал на необходимость и плодотворность участия церкви в решении социальных вопросов. А в плане критики Евросоюза и «буржуазного Запада» иные архиереи или афонские старцы не уступят демагогам из СИРИЗЫ. Способен ли Ципрас на этот компромисс? В ходе избирательной кампании он продемонстрировал готовность ради рейтингового результата заключать союзы с любыми силами, сколь «консервативными» или «реакционными» они бы ни казались его левым товарищам. Соглашение с Церковью вполне вписывается в контекст данной логики.

Евгений Ляпин - журналист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net