Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

20.02.2015 | Александр Ивахник

Железнодорожный узел

Всего две недели назад Владимир Путин на совещании с членами кабинета министров подверг правительство и персонально вице-премьера Аркадия Дворковича уничтожающей критике за то, что с начала 2015 года резко сократилось количество маршрутов и поездов пригородного железнодорожного сообщения. Он потребовал восстановить пригородное движение «немедленно». И вот 18 февраля на встрече с членами правительства в Ново-Огарево президент повторно поднял эту проблему и вновь остался остро недоволен состоянием дел. Правда, на этот раз недовольство главы государства было направлено не только на правительство, но и на компанию «РЖД». Складывается впечатление, что методы ручного управления, об эффективности которых в ходе экономического кризиса 2008-2009 годов уже не раз упоминал Путин, в нынешней кризисной ситуации оказываются все менее эффективными.

В начале года стало известно о массовой отмене электричек во многих регионах страны. В ряде субъектов Федерации этот вид транспорта исчез полностью. В РЖД объясняли такое положение дел нежеланием региональных властей компенсировать пригородным пассажирским компаниям (ППК) разницу между тарифом и затратами перевозчика. Губернаторы, в свою очередь, ссылались на то, что ППК, которые вообще-то являются совместными предприятиями РЖД и региональных администраций, не раскрывают структуру своих издержек, а их требования по компенсации убытков являются завышенными и неподъемными для скудных региональных бюджетов. Запутанность ситуации усугубляется тем, что ППК не владеют подвижным составом, они платят РЖД не только за пользование путями и депо, но и за аренду и техническое обслуживание электропоездов.

Тем временем в некоторых протяженных регионах, где отмена электричек стала катастрофой для немалой части населения, местные жители стали активно выражать свое возмущение на митингах, послышались угрозы перекрытия важных железнодорожных трасс. Видимо, перспектива превращения этой проблемы в фактор социального протеста, причем не верхушечного, а широкого низового, и побудила Владимира Путина непосредственно вмешаться в ситуацию.

После демарша президента уже 10 февраля ОАО «РЖД» вернуло в график все 312 ранее отмененных пригородных поездов в 37 регионах РФ. Однако вскоре выявилось, что тарифы за проезд на восстановленных маршрутах значительно возросли и стали многим пользователям электричек просто не по карману. В ряде случаев речь шла о повышении тарифов в четыре и более раз. Так что в практическом плане эта острая социальная проблема отнюдь не была решена.

9 февраля близкий к президенту глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин в своем блоге заявил, что, согласно позиции РЖД, функционирование убыточных пригородных перевозок должно обеспечиваться за счет государственных субсидий. «К сожалению, финансовая модель, заложенная в основу функционирования пригородного комплекса, на которой в свое время настаивали правительственные чиновники, оказалась несостоятельной. Мы об этом говорили, как и о том, что ОАО «РЖД», будучи коммерческой компанией, не может и не должно оплачивать государственные социальные обязательства», – подчеркнул Якунин, полностью переложив, таким образом, ответственность на правительство. Глава РЖД выразил уверенность, что «вмешательство президента наконец поставит жирную точку на неопределенности и бесконечных дискуссиях».

Однако до жирной точки, похоже, еще далеко. В среду на совещании в Ново-Огарево Владимир Путин обратил внимание на резкое повышение тарифов на проезд в пригородных поездах. В качестве примера он привел Республику Марий Эл, где средний тариф был 22 рубля, а стал 89, и Забайкальский край, где тариф увеличился с 22 рублей до 90. По его словам, такая ситуация неприемлема. «И поезда не должны ходить пустыми, иначе это просто формальное отношение к тому, о чём мы здесь договариваемся», – подчеркнул президент.

Курирующий в правительстве вопросы транспорта Аркадий Дворкович сообщил, что в целях сокращения расходов перевозчиков правительство решило отменить вступившее в силу 1 января постановление, согласно которому ППК должны платить РЖД 25% ставки за пользование железнодорожной инфраструктурой, и вернуться к прежней ставке в 1%. Новое постановление уже находится на подписи у главы правительства. Однако выпадающие доходы РЖД – около 8,7 млрд. рублей – придется выплатить государству. Дворкович предложил взять эту сумму из антикризисного фонда. «Иного источника нет», – подчеркнул вице-премьер, но добавил, что Минфин пока этот вопрос не согласовал. Дворкович также сообщил, что потребуется снижение ставки НДС по пригородным железнодорожным перевозкам с 10%, предусмотренных в антикризисном плане, до 0%, и просил президента поддержать такое решение. Все эти предложения не воодушевили Владимира Путина. Он заметил, что убытки РЖД растут, «потому что вовремя решения не принимались». Комментируя вопрос о ставке платы за пользование инфраструктурой, президент выразил недоумение: «Я совсем не настаиваю на том, чтобы с 25 опять спустились до 1 процента, но прыгать с 1 процента до 25 – тоже какое-то странное решение. Был 1 процент, стало 25. А нельзя было спокойно, постепенно, своевременно всё это делать?» Дальше Путин пустил критическую стрелу уже в сторону РЖД: «Нужно, чтобы было понятно, как формируется тариф пригородными компаниями. Они должны раскрыть этот тариф: формирование этого тарифа, структуру этого тарифа. И без активной позиции Федеральной тарифной службы ничего здесь не получится, нужно поручить им заняться этой работой».

Дворкович попытался объяснить, почему правительство решило поднять ставку платы за инфраструктуру с 1% сразу до 25%. По его словам, расчет был на увеличение поступлений в региональные бюджеты за счет того, что платежи РЖД по налогу на имущество с 2014 года по 2016 год увеличиваются в четыре-пять раз. Но в кризисной ситуации в целом денег у регионов все равно стало меньше, и они даже при этих дополнительных доходах оплатить всё не смогли. Такое объяснение не показалось Владимиру Путину убедительным. «Значит, Вы неудовлетворительно провели анализ всей ситуации, вот и всё. Вы же должны были это понимать, чувствовать это. А у Минфина и у Минэкономразвития, собственно, и у Вас есть полная картина того, что происходит с финансами в регионах. Это же всем известно. Поэтому я Вас прошу повнимательнее к этому отнестись, а не формально», – жестко констатировал президент.

Но и в огород компании «РЖД» на совещании был брошен еще один камень. Глава государства подчеркнул, что выделяемые РЖД в рамках антикризисных мер средства на покупку подвижного состава не должны идти на приобретение вагонов за рубежом. В связи с этим он задал вопрос министру транспорта Максиму Соколову: «В современных условиях так важно закупать этот подвижной состав за границей, не обеспечив полноценный заказ для своих собственных предприятий? Понимаете, что я имею в виду? 140 вагонов в Испании закупили. Почему? Именно сейчас это нужно сделать?» Ясно, что президент имел в виду спад на рынке отечественного вагоностроения, в результате которого даже часть рабочих эмоционально близкого ему «Уралвагонзавода» отправили в вынужденный отпуск. И хотя министр транспорта попытался объяснить, что этот контракт РЖД с испанской компанией Talgo был заключен еще в 2011 году, 120 из 140 вагонов уже поставлено и новых импортных контрактов в инвестиционной программе «РЖД» нет, Путин остался недоверчив: «Вы проверьте, а потом скажете».

Очень похоже, что проблемы, связанные с развитием железнодорожного транспорта, в частности, пригородного, накапливались так давно и настолько переплетены с другими экономическими и политическими факторами, что в руководстве страны отсутствует ясное представление, как развязать этот клубок противоречий. Причем проблемы не решались и в тот четырехлетний период, когда во главе правительства стоял Владимир Путин. Тем более мало шансов, что они будут системно решаться теперь, когда политический вес правительства низок, а число требующих немедленного внимания кризисных явлений растет, как снежный ком.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net