Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

24.02.2015 | Татьяна Становая

Украина: продолжение войны и новые вызовы

Спустя неделю после формального вступления в силу перемирия на востоке Украины, остановить боевые действия так и не удается. Пророссийские ополченцы не скрывали, что их главной конечной целью было взятие Дебальцево и небольших населенных пунктов вокруг него, что и произошло к 19 февраля. Украинской армии пришлось отступить. Однако продолжение боевых действий дало Киеву и Западу основания обвинять Москву в срыве минских договоренностей. Кроме того, Петр Порошенко обратился к ООН с просьбой ввести на территорию Украины миротворческий контингент. Россия высказалась категорически против этого.

Почти неделя ушла на то, чтобы ополченцы взяли под полный контроль Дебальцево. Нельзя исключать, что это могло быть в той или иной степени согласованное с «нормандской» четверкой действие: ЕС не продемонстрировал жесткой реакции на происходящее, хотя и последовали традиционные обвинения в адрес Москвы о несоблюдении минских обязательств (если для Украины дебальцевский вопрос носил важный характер, то для Запада – второстепенный). Это особенно примечательно на фоне заявления госсекретаря США Джона Керри о том, что его страна рассматривает возможность введения новых «серьезных санкций» в отношении России. Позитивным фактором является и готовность Франции, Германии продолжить диалог по украинскому кризису: новая встреча глав МИД четверки может состояться 24 февраля в Париже. Кроме того, 19 февраля состоялся четырехсторонний телефонный разговор Петра Порошенко, Ангелы Меркель, Франсуа Олланда и Владимира Путина. Стороны лишь констатировали срыв перемирия, но никаких выводов публично сделано не было. Обращает на себя внимание и относительно сдержанное заявление Ангелы Меркель после встречи с Олландом 20 февраля.

Теперь Россия и ополченцы на востоке Украины утверждают, что перемирие со стороны последних гарантировано после завершения операции по взятию Дебальцево. «В целом обстановка по всей линии соприкосновения постепенно стабилизируется. Подразделения вооруженных сил Донецкой Народной Республики строго соблюдают режим прекращения огня и не поддаются на отдельные провокации со стороны украинских войск», - заявил замкомандующего корпусом Минобороны ДНР Эдуард Басурин. Позднее он также заверил, что планов по наступлению на Мариуполь у ополченцев нет. И Россия, и ДНР-ЛНР заинтересованы теперь в сохранении и поддержании статус-кво. Киев критично заинтересован в пересмотре оформленных решений. Можно констатировать, что результат минских переговоров оказался большим разочарованием для Петра Порошенко, а статус-кво создает для украинского лидера сильные внутриполитические риски, связанные с активизацией более радикально настроенной оппозиции.

Достаточно неожиданно на этом фоне прозвучало обращение президента Украины к ООН с просьбой рассмотреть вопрос о вводе в страну миротворческого контингента. Тема миротворцев в последние недели выглядела весьма противоречиво. 5 февраля, например, официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич говорил, что на экспертном уровне обсуждается вопрос о введении миротворческого контингента ООН в Украину. Представитель ДНР Денис Пушилин тоже не исключал такой возможности, при условии полной остановки обстрелов городов со стороны сил АТО. При этом он подчеркивал, что речь идет о вводе миротворцев по линии соприкосновения конфликтующих сторон.

Официальная и неофициальная информация, поступавшая в СМИ, создавала устойчивое впечатление, что Москва хотела бы введения миротворцев на территорию Украины, а Киев – выступает против этого. Ощущение подкрепилось после заявления, сделанного Петром Порошенко на мюнхенской конференции по безопасности. Тогда украинский лидер заверял, что Киев не может ждать полгода на принятие решения СБ ООН о введении миротворческого контингента. «К этому времени украинский народ уже будет уничтожен агрессором. Нам нужна не миротворческая операция, а прекращение огня и полный вывод иностранных войск. Для этого надо закрыть границу. Тогда мир и стабильность станут вопросом пары недель и не нужны будут миротворцы», - говорил он.

Позиция Запада оставалась невнятной. РБК со ссылкой на источник РИА «Новости» писал, что и Киев, и ОБСЕ, а также Берлин и Париж «заняли единую позицию и настаивают на том, чтобы Россия взяла на себя ответственность за урегулирование конфликта на Украине». То есть Киев и Запад якобы выступали против ввода миротворцев. Высокопоставленный европейский дипломатический источник «Коммерсанта», в свою очередь, уточнял, что Франсуа Олланд и Ангела Меркель обсуждали с Петром Порошенко и Владимиром Путиным идею размещения иностранного миротворческого контингента на линии соприкосновения украинской армии и войск ДНР и ЛНР. Однако в Киеве относятся к этой идее скептически. Близкий к кремлевской администрации источник говорил РБК, что ввод международного миротворческого контингента в практической плоскости на минских переговорах 12-13 февраля не стоял.Вместе с этим в ряде статей «Известий», где, как правило, отражается полуофициальная позиция Кремля, неоднократно появились «предложения» сформировать миротворческий контингент под эгидой ООН с привлечением ненатовских стран, а также с участием в нем российских военных. В такой ситуации Москва могла легко представить Киев стороной, желающей любой ценой продолжить войну вопреки миротворческим усилиям России.

В такой ситуации предложение Порошенко о вводе миротворцев во многом ломает картинку. Он, в частности, попросил рассмотреть вопрос о введении миротворцев ООН для охраны и линии разграничения между украинскими войсками и ополченцами, и украинско-российской границы.

Проблема ввода миротворцев тесно связана с тремя ключевыми вопросами: где и когда они будут размещены, и кто войдет в их состав. Вопрос места размещения может кардинально изменить расстановку сил между конфликтующими сторонами. Так, Москва крайне заинтересована в привлечении миротворцев для охраны линии разграничения между украинскими силами и сепаратистами. Это понятно: они станут своего рода бесплатной охраной завоеванных территорий и легитимирующей формой поддержания «особого статуса» Донбасса надолго. Введение миротворцев по линии войны приведет к реализации самого выгодного для Кремля сценария – «приднестровского» и частично снимет ответственность с России за образование в Украине «особых зон» - ведь они получат свой официальный статус.

Этот вариант в чистом виде категорически неприемлем для Киева. Ведь в таком случае Донбасс окажется под неформальным политическим патронажем иностранного государства, и вернуть эти территории будет практически невозможно. Сепаратисты начнут себе мирно налаживать жизнь, полностью построенную на политико-военных и экономико-финансовых связях с Москвой. Это прямой путь к утрате территорий в будущем.

Для Порошенко же задачей номер один является обеспечение контроля над российско-украинской границей. То есть Киев выступал за ввод миротворцев, но не по линии разграничения конфликтующих сторон, а на пограничных участках, что блокировало бы военную и иную помощь ополченцам со стороны России и позволило бы достаточно быстро вернуть Донбасс под юрисдикцию Киева и его политико-экономический контроль. Хотя эта позиция была изначально невнятной: дело в том, что еще в начале февраля тема контроля над границей со стороны неукраинских сил отвергалась Киевом: там опасались, что миротворцами окажутся российские военные и их геополитические союзники, а значит закрытие границы от России окажется фиктивным.

Поэтому принципиально значимый вопрос: кто будет формировать миротворческий контингент. Понятно, что для Украины неприемлемо участие в них российских военнослужащих. Россия, прекрасно это осознавая, предлагает компромиссные варианты: привлечение ВС Белоруссии, Казахстана, Финляндии и даже Германии. Как раз тут наверняка стороны могли бы найти взаимодопустимый вариант. Но Киев готов на ввод миротворцев на линию разграничения конфликтующих сторон только при условии, что будет обеспечен контроль и над российско-украинской границей. И более того, миротворцы не будет ни в какой мере связаны с Россией. Для Москвы это будет означать сдачу Донбасса и проигрыш: Путин на это не пойдет, граница должна быть проницаемой.

Поэтому решающее слово в итоге может оказаться за Германией и Францией. Минский «комплекс мер», подписанный в ночь на 13 февраля пока кажется малоэффективным с точки зрения работоспособности модели долгосрочного перемирия. Стороны неизбежно вернутся к поиску концептуально иной конфигурации мирной модели, которая в итоге устроила бы все стороны. И без миротворцев она вряд ли будет успешной.

Тем временем, к проблеме боевых действий добавилась новая: Россия собирается поставлять ДНР и ЛНР российский газ в обход «Нафтогаза», но де-факто за счет него. 19 февраля «Нафтогаз» заявил о невозможности поставлять газ на территории, подконтрольные ополченцам из-за повреждённых в результате боевых действий газопроводов. Однако в ДНР отключение газа назвали сознательной провокацией, связанной с желанием Киева ухудшить положение «противника». По словам начальника управления магистральных трубопроводов ЛНР Вадима Тупого, окончательно задвижка газопровода в районе поселка Артема была перекрыта украинской стороной в 13.00 18 февраля, писали «Ведомости». По словам премьера ЛНР Геннадия Цыпкалова, если до 15.00 сегодня газоснабжение не восстановится с украинской или российской стороны, то ЛНР ждет коллапс системы отопления.

Россия тут же отреагировала на происходящее: премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение «Газпрому» и Минэнерго проработать вопрос о поставках газа для нужд ЛНР и ДНР. Газ вскоре начал поступать через газоизмерительные станции «Прохоровка» и «Платово» (юго-восток Украины, на границе ЛНР и ДНР с Ростовской областью) в объеме 12 млн куб. м в сутки. Судя по всему, Россия и ополченцы воспользовались ситуацией, чтобы перейти на прямые поставки российского газа, несмотря на то, что Киев быстро восстановил подачу газа. Бывший сотрудник «Нафтогаза» пояснил РБК, что поставляемых объемов газа хватит только для обеспечения теплом населения. Однако для промышленности этого будет недостаточно. Прямой маршрут поставок имеет слишком малую мощность, а значит не может быть полноценной альтернативой поставок с территории Украины. При этом парадокс ситуации заключается в том, что «Газпром» намерен требовать от «Нафтогаза» оплаты газа, поставляемого ДНР и ЛНР, что украинская компания делать отказывается.

Для России ключевой тактической задачей на сегодня является недопущение срыва «нормандского формата» переговоров по Украине: это позволит выигрывать время и минимизировать риски введения новых санкций. Однако запас терпения Запада в нынешней ситуации может быстро исчерпаться. С 1 марта у Кремля, тем не менее, появился новый рычаг давления: газовый. Риски прекращения поставок с началом весны (с 1 марта заканчивается срок действия «зимнего пакета» договоренностей по поставках газа, на который Москва сделала скидку) – очень высоки, а значит, непосредственно вовлеченной в конфликт снова оказывается и Европа. В любом случае эскалация конфликта будет актуализировать идею ввода миротворческого контингента и толкать «нормандскую четверку» к поиску более работоспособной формулы перемирия.

Татьяна Становая – руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net