Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

25.02.2015 | Сергей Слободчук

СИРИЗА: «Игра мускулами» закончилась?

Министры финансов стран еврозоны и Греции 20 февраля согласовали продлить кредитную программу на четыре месяца. Взамен греческий министр финансов Янис Варуфакис пообещал ночей не спать, но представить в понедельник список реформ. А если называть вещи своими именами, то обязательств должника в лице Греции перед европейскими кредиторами. Ряд иностранных СМИ (например, Globalresearch) сразу же прокомментировали в ключе «предвыборные обещания СИРИЗА оказались пустышкой».

Согласитесь, неслабый контраст. Ведь еще 26 января 2015 года, сразу же после оглашения результатов голосования, лидер СИРИЗА Алексис Ципрас громогласно заявил: «Греция оставляет позади программу жесткой экономии, она оставляет позади страх и автократию, она оставляет позади пять лет унижений и страданий. Ваши голоса безоговорочно отменяют программу разрушений. «Тройка» (так в стране и Европе называют МВФ, Европейский Центробанк и Европейскую Комиссию) для Греции теперь часть прошлого».

Поэтому главная интрига стартового этапа работы нового правительства Греции – осмелится ли Ципрас перейти от слов к делу? И на практике начать осуществлять шаги против «курса на жесткую экономию», навязанного пресловутой «тройкой»?

Правительство Алексиса Ципраса, состоящее из 41 министра – это «кабинет без галстуков». Председатель партии «Синаспизмос» и лидер коалиции СИРИЗА и его министры пообещали не надевать галстуки, пока Греция не избавится от долгов. Яркая «фишка», чтобы попасть в вечерние новости, но никакого конструктива она не несет, да и в решении экономических проблем Греции не поможет. А вот первое сколько-нибудь значимое решение греческого премьера – это административная реформа. Алексис Ципрас сократил количество министерств, создав на их основе несколько суперминистерств, объединяющих разные направления.

Для иллюстрации – бюрократический супермонстр национальной экономики, морского флота и туризма во главе с Йоргосом Статакисом объединил следующие направления:

- министерство структур, транспорта и сетей (во главе с замминистра Христосом Спиртдзисом);

- министерство морского флота (замминистра Тодорис Дрицас);

- министерство туризма (замминистра Элена Кундура из правой партии «Независимые греки»).

Или, к примеру, суперминистерство реконструкции производства, окружающей среды и энергии (глава – Панайотис Лафазанис) – это:

- министерство окружающей среды (замминистра Яннис Циронис);

- министерство сельскохозяйственного развития (Вангелис Апостолу).

Во внешнеполитической плоскости стоит отметить два значимых события. В первую очередь, визит министра иностранных дел Никоса Кодзиаса в Москву для встречи с Сергеем Лавровым, состоявшийся на фоне обещания Алексиса Ципраса наложить вето на дополнения к пакету санкций против России. Многие СМИ увидели в таких контактах с РФ стремление новой власти Греции стать «мостом между Европой и Россией». На деле же, тот самый Кодзиас в ходе Совета глав МИД ЕС 9 февраля 2015 года, пусть после долгих торгов, но поддержал расширение пакета санкций против России. Такой ход продемонстрировал, что новое правительство пытается маневрировать между Россией и странами Запада, выторговывая преференции, как со стороны первых, так и вторых.

И, наконец, тема №1, естественно – это переговоры нового кабинета с «тройкой» международных кредиторов Греции. Здесь стоит с самого старта расставить точки над i. Коалиция левых радикалов СИРИЗА и Алексис Ципрас завоевали сенсационную победу на досрочных парламентских выборах благодаря по-настоящему залихватским обещаниям. Здесь и такие обещания как «Аудит государственного долга и пересмотр объема выплачиваемых процентов, приостановка платежей, до тех пор, пока не восстановится, и не будет расти занятость» (п.1 Программы СИРИЗА на выборах). И «Потребовать от Европейского союза изменить роль Европейского центрального банка, чтобы он финансировал государства и программы государственных инвестиций» (пункт 2). И проведение референдумов «по договорам и другим соглашениям с Европой» (пункт 27). И даже «Закрытие всех иностранных военных баз в Греции и выход из НАТО» (пункт №40). Тема же отношений Греции с иностранными кредиторами «красной строкой» звучала в предвыборных выступлениях Ципраса. А когда стали поступать первые данные подсчета голосов, лидер СИРИЗА громогласно заявил, что меморандумы с кредиторами Греции закончились, а политику «жесткой экономии» Греция оставит в прошлом.

Однако лозунги остаются лозунгами, а в реальной жизни условия диктует тот, кто дает в долг, а не наоборот. Поэтому, сразу после формирования кабинета во главе с Алексисом Ципрасом, основная масса новостей о первых шагах нового правительства – это как раз нюансы переговоров между первыми лицами и «тройкой».

И вот, наконец, вроде бы компромиссный вариант – «тройка» продолжает программу кредитования на четыре месяца. А кабинет Ципраса в ответ согласовывает с МФВ, ЕЦБ и Еврокомиссией список запланированных реформ. Говоря фразами из литературной классики «утром деньги – вечером стулья». То есть, как говорится, «на этой оптимистической ноте», «игра мускулами» и закончилась. А деньги кабинет Ципраса получит только после того, как «тройка» откорректирует список в соответствии со своими интересами.

По большому счету, Ципрас & Co имеют два магистральных варианта действий. Вариант №1 – продолжать курс предыдущих правительств Антониса Самараса, Лукаса Пападимоса и других. Если отбросить в сторону всю мишуру вроде «финансовой помощи» и т.д., то речь идет о том, чтобы гасить старые долги с помощью новых кредитов. А в нагрузку каждый греческий кабинет получал программу «жесткой экономии». И ладно бы речь шла о снижении социальных выплат и т.д. На деле, «курс на жесткую экономию», какую страну ЕС ни возьми, подрубает доходы граждан. И, как итог, внутренний рынок. Отсюда дефицит средств, чтобы рассчитаться по кредитам – и необходимость снова просить деньги в долг у «тройки». Поэтому вариант №2 заключается в том, чтобы не загонять Грецию еще глубже в долги, а подстегнуть производство, малый, средний и крупный бизнес, обороты внутреннего рынка.

Если Ципрас & Co стратегически примут такое решение, тогда можно будет и говорить о конкретных мерах в данном направлении. Если же нет – то и нечего толочь воду в ступе.

Сергей Слободчук – политолог

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net