Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

До губернаторских выборов в ряде регионов России осталась неделя. Главный вопрос, захвативший повестку вокруг единого дня голосования, – вероятность второго тура. 27 августа РБК со ссылкой на источники, близкие к Кремлю, опубликовал данные закрытых социологических исследований, проведенных для администрации президента, по результатам которых рейтинги всех врио губернаторов, участвующих в предстоящих 8 сентября выборах, позволяют им победить в первом туре.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

02.03.2015 | Татьяна Становая

Россия и Украина: в преддверии новой газовой войны?

С 31 марта заканчивается действие зимнего пакета договоренностей между Россией и Украиной о поставах газа. В этот период Украина получает топливо по льготной цене на условиях предоплаты. По мере приближения 31 марта риски нового газового обострения резко возрастают: Россия предупреждает, что в случае отсутствия новых договоренностей сохраняется риск прекращения поставок голубого топлива. Однако в нынешней ситуации к спору о ценах и условиях поставок добавляется новая проблема: проблема поставок напрямую из России в ЛНР и ДНР. Теперь газовая проблема будет прочно связана и с украинским конфликтом.

Достигнутые в ночь на 31 октября газовые договоренности, в достижении которых принимал участие и ЕС, предусматривали, что цена газа определяется по имеющейся в контракте 2009 года формуле с учетом скидки экспортной пошлины в 100 долларов за 1000 куб. м, устанавливаемой правительством РФ (если цена по формуле будет ниже 333,33 долларов за 1000 куб. м, то скидка составит 30%). Газ поставляется исключительно по предоплате, и Украина в полной мере свои обязательства выполнила, несмотря на опасения «Газпрома», требовавшего гарантий предоплаты (чего в итоге предоставлено не было). Гарантии ЕС были закреплены лишь в письме Жозе Мануэля Баррозу на имя Петра Порошенко: Брюссель обещал, что до 31 марта цена на российский газ меняться не будет.

Украина также погасила долг перед «Газпромом» в размере 3,1 млрд долларов двумя траншами. Однако трактовки размера задолженности остались разными. Украина считает, что неоплаченный, но потребленный газ за ноябрь-декабрь 2013 и апрель – июнь 2014 годов в размере 11,5 млрд. кубометров будут полностью оплачен этими суммами из расчета 268 долларов за тыс. кубометров. В подписанных документах зафиксировано несогласие «Газпрома» с этой позицией: газовая монополия насчитывает долг Украины в размере 5,3 млрд. долларов из расчета цены на газ в 485 долларов за тыс. кубометров. Иными словами, газовая монополия оставляет за собой право в любой момент потребовать «недоплату».

Договоренности, достигнутые на зимний период, носили политический характер. Кремль пошел на уступки по двух ключевым причинам. Первое – это опасения срыва минского перемирия, которое было достигнуто в сентябре (особенно с учетом того, что в ноябре планировались выборы в ДНР и ЛНР, и Москва хотела их провести спокойно). Второе – на зимний период приходится пик потребления газа, и прекращение поставок означало бы высокие риски сбоев в поступлении топлива европейским потребителям. Россия лишние риски обострения отношений с Брюсселем, и без того критично испорченных, брать на себя не спешила.

Поэтому подписанный зимний пакет был лишь своего рода формой отложенного газового кризиса. Напомним, что изначально Россия требует от Киева оплаты газа по 480 долларов за тыс. кубометров, начиная с марта 2014 года (когда Госдума проголосовала за прекращение действия Харьковских соглашений в связи с присоединением Крыма и Севастополя к России). Ранее Украина получала скидку в 100 долларов за тыс. кубометров в рамках договоренностей об аренде Черноморского флота. Украина цену в 480 долларов не признала, и Россия прекратила поставки газа, пока не был подписан зимний пакет. Киев рассчитывает, что спор разрешит международный арбитраж, куда Украина уже обратилась.

Россия же в такой ситуации пытается давить на Украину, используя два ключевых рычага. Первый – требование о выплате долгов. Речь идет об 11 млрд долларов «упущенной выгоды», как говорил в марте прошлого года Дмитрий Медведев (перерасчет цены на уже постеленный газ из-за прекращения действия Харьковских соглашений, что, правда, Украина не признает). Кроме того, российский Минфин не исключает, что вскоре от Киева потребуют погашения кредита в 3 млрд долларов, полученных Виктором Януковичем за несколько месяцев до свержения. Второй рычаг – сама цена на газ. Нельзя исключать, что Москва не откажется от цифры в 480 долларов за тыс. кубометров и предоплаты, что является абсолютно неподъемным для Украины.

А это означает, что с 31 марта вполне вероятно начало новой газовой войны, которая, одновременно накладывается на новое препятствие: спор между Россией и Украиной о правомочности прямых поставок «Газпромом» газа в ЛНР и ДНР через газоизмерительные станции, не подконтрольные Киеву. Газовая монополия начала поставки 19 февраля, воспользовавшись тем фактом, что Украина прекратила снабжать ополченцев голубым топливом из-за якобы разрушенной газовой инфраструктуры. Киев убежден, что «Газпром» нарушает газовой контракт, поставляя газ на станции, не указанные в заявке потребителя. «Газпром» же указывает, что контракт не исключает такой возможности и не предусматривает утрату «Нафтогазом» контроля над отдельными ГИС.

Украина оказалась в крайне сложном положении. «Газпром» поставляет газ ЛНР и ДНР за счет Киева. Избежать этого можно лишь в том случае, если украинская сторона будет как можно быстрее выбирать предоплаченный объем газа. «Газпром», чтобы помешать этому, пытается растянуть срок поставки топлива. В итоге Киев обвиняет «Газпром» в невыполнении обязательств, а «Газпром» требует от Киева официального подтверждения, что ГИС, через которые газ идет в ЛНР и ДНР, является украинской территорией. Понятно, что подобное требование носит провокационный характер, и Киев предпочел уклониться от ответа, нежели дать газовой монополии повод продолжить поставки газа на неподконтрольные Киеву территории.

Нежелание платить за поставляемый ЛНР и ДНР газ также останавливает Киев от внесения своевременной предоплаты. Украина требует прекратить поставки в непризнанные республики. В итоге сначала премьер-министр России Дмитрий Медведев, а затем и Владимир Путин предупредили, что газа у Киева осталось всего на несколько суток. 27 февраля «Нафтогаз» внес предоплату в размере 15 млн долларов, но «Газпром» утверждает, что этого хватит лишь на сутки.

Стоит подчеркнуть, что мотивы поставок газа напрямую ЛНР и ДНР связаны не столько с тем, что Россия желает «наказать» Киев, заставив платить за поступающий сепаратистам газ. Мотивы Москвы более прозаичные: ополченцы в зимний период особенно нуждаются в надежном снабжении топливом без риска прекращения поставок со стороны «Нафтогаза», как это имело место 19 февраля. Эта проблема скорее техническая, чем политическая, поэтому чрезмерно жесткая позиция со стороны России тут маловероятна. Более того, Кремль хорошо понимает, что Киев, с наступлением более теплого времени, может вообще прекратить вносить авансы и в таком случае ЛНР и ДНР также не смогут получать российский газ. Поэтому шансы на достижение договоренности тут все-таки есть.

Киев и Москва могут найти возможность, чтобы газ, поступающий в ЛНР и ДНР, не оплачивался Украиной. 27 февраля глава правления «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев подтвердил, что «Газпром» не исключил возможности не учитывать поставленный в зону конфликта на востоке Украины газ в рамках контракта с «Нафтогазом». Официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов в эфире канала «Россия 24» также говорил, что российская компания готова поставлять газ в Донбасс отдельно от контракта с «Нафтогазом». А пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не исключал, что Россия будет поставлять газ в ЛНР и ДНР бесплатно, оправдывая это гуманитарной катастрофой. Однако вечером 27 февраля «Газпром» уточнил, что газ для ЛНР и ДНР не будет засчитываться, если Киев письменно откажется поставлять газ на Донбасс. Большой резонанс вызвало и заявление Владимира Путина, сделанное по итогам его встречи с президентом Республики Кипр Никосом Анастасиадисом 25 февраля. Путин назвал «геноцидом» прекращение поставок газа в ЛНР и ДНР со стороны Украины.

Тем временем, после завершения наиболее сложного, зимнего периода, и ЕС, и Украина готовятся к значительному снижению своей зависимости от России. Напомним, что Украина в 2014 году почти 5 месяц (с июня по ноябрь) продержалась без газовых поставок, причем удалось избежать и недопоставок в Европу. В середине февраля премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что страна готова совсем отказаться от поставок российского газа. «Мы практически прошли зиму. Мало кто надеялся, что мы ее пройдем. Я говорил, что тепло не будет, но не замерзнем — и тепло было, и не замерзли», — отметил он. Коболев 24 февраля также указал, что НАК «Нафтогаз Украины» ведет переговоры о заключении долгосрочных контрактов с европейскими компаниями на поставки природного газа в страну. «Мы недавно получили предложение от трех крупных европейских компаний перейти на долгосрочные отношения, подписать полноценный долгосрочный контракт», - сказал он. По его словам, речь идет о компаниях, которые в настоящее время осуществляют соответствующие поставки для «Нафтогаза».

Более того, на 15% увеличивала свой реверс газа Венгрия, несмотря на обещание, данное на переговорах между премьером Виктором Орбаном и президентом Владимиром Путиным в середине февраля, не отправлять Украине купленный в России газ. Венгрия получила от России скидку на газ, а также освобождение от условия «бери или плати» (take or pay). По данным прессы, частью такой сделки был отказ от перепродажи российского газа Украине. Но как сообщил сайт «Укртраснгаза», Украина увеличила суточные объемы импорта природного газа из Венгрии на 15% до 5,9 млн куб. При этом важно подчеркнуть, что уже сейчас бо́льшая часть топлива поступает в Украину с территории Европы. Это на 39% больше, чем из России.

Ужесточает свои газовые отношения с Россией и Европа. 24 февраля Еврокомиссия представила план создания Энергетического союза: этот проект на протяжении нескольких лет продвигался Польшей и странами Балтики с целью снизить зависимость ЕС от России. До 2014 года проект считался относительно нежизнеспособным: страны Западной Европы весьма скептично воспринимали предложение централизовать закупки газа. Однако с началом войны в Украине, позиция, прежде всего, Германии изменилась. В представленном в Брюсселе документе предлагается повысить прозрачность межправительственных соглашений и подписанных на них основе коммерческих контрактах о поставках газа. Сейчас такие контракты конфиденциальны. Кроме того, ЕК получит возможность проверять соглашения до их подписания. Цель – «снизить давление на отдельные страны и улучшить соблюдение европейских законов». Изменения должны помочь ЕС «обрести единый голос во время переговоров с третьими странами», сказано в плане. Как заявил 25 февраля еврокомиссар по энергетике Марош Шефчович, подразумевается, что странам – участницам ЕС придется раскрывать регулятору стоимость контракта, объемы поставок и иные условия закупок. Пока такой план пользуется поддержкой не всех стран. Но, по его словам, готовность обсуждать новый Энергетический союз сейчас «гораздо выше, чем несколько лет назад».

Одновременно еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргарет Вестагер заявила, что ЕС вскоре возобновит антимонопольное расследование в отношении «Газпрома». Оно было прервано из-за украинского кризиса. Напомним также, что в сентябре 2014 года генпрокуратура Швейцарии заявила о намерении выдвинуть обвинения в коррупции топ-менеджерам «Газпрома». Их подозревают в получении взяток при строительстве газопровода Ямал – Европа.

Политика «выкручивания рук» на газовом рынке ведет к естественной утрате рыночных преимуществ «Газпрома»: ухудшается не только репутация поставщика, но и его маркетинговые возможности, что касается рынков и ЕС, и Украины. Однако это и неудивительно: во внешней политике России геополитические интересы имеют примат над коммерческими интересами «Газпрома», остающегося нередко инструментом достижения внешнеполитических целей. Однако злоупотребление подобным инструментом в итоге снижает его эффективность и как рычага давления. Пока же в отношениях России и Украины можно прогнозировать долгосрочный период нестабильности и высокой конфликтности в газовой сфере с частыми перекрытиями поставок, срывами оплаты и несанкционированным отбором. До тех пор, пока отношения России и Украины будут оставаться конфликтными (а это, вероятно, уже вопрос как минимум ближайшего десятилетия), стабильности в газовых отношениях ожидать не стоит.

Татьяна Становая – руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net