Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

19.03.2015 | Сергей Слободчук

Минские соглашения: «пауза» или «стоп»?

В Украине наблюдается новая эскалация противостояния. Пока только в политической плоскости. Но если так пойдет дальше, то до нового витка боевых действий на Донбассе – рукой подать. 17 марта Верховная Рада по инициативе президента Петра Порошенко проголосовала серию решений, нацеленных на ситуацию на Юго-Востоке. Речь о поправках в закон об особом режиме местного самоуправления на Донбассе и обращении к Совету Безопасности ООН и Совету ЕС о проведении миротворческой операции.

В Украине сегодня любое резкое движение работает по принципу снежной лавины. Поэтому вслед за голосованием Верховной Рады о миротворческой операции под эгидой ООН последовали взаимные обвинения и ультиматумы со стороны ДНР и ЛНР.

Верховная Рада 17 марта проголосовала сразу несколько решений, нацеленных на ситуацию на Донбассе. В первую очередь, речь об обращении к Совету Безопасности ООН и Совету ЕС развернуть на территории Украины миротворческую операцию. В сумме проект постановления №2379, внесенный президентом Петром Порошенко, набрал 341 голос из 353 депутатов, присутствующих в зале.

Фракция партии «Блок Петра Порошенко» поддержала 127 голосами из наличных 150. «За» голосовали как глава фракции Юрий Луценко, так и его заместитель Игорь Кононенко. «Народный фронт» дал 77 из 82 голосов, остальные 5 депутатов отсутствовали. 24 голоса обеспечили депутаты партийной фракции «Оппозиционного блока» (всего фракция насчитывает 40 человек), включая Юрия Мирошниченко, Юрия Павленко, Михаила Добкина. А вот Сергей Левочкин, Юрий Бойко, Сергей Ларин и Нестор Шуфрич оказались в списке отсутствующих. Высказались «за» президентскую инициативу и 27 из 38 внефракционных депутатов, включая Виктора Балогу, Олеся Довгого, Сергея Кивалова. «За» проголосовал и 21 депутат из фракции «Самопомiч» (всего – 31 парламентарий), включая главу фракции Остапа Березюка, еще 9 депутатов отсутствовали, не голосовал только Семен Семенченко.

Группа «Возрождение», где наблюдается много бывших членов фракции Партии регионов прошлого созыва, поддержала проект 16 голосами из 22. Депутаты фракции Радикальной партии Олега Ляшко продемонстрировали поистине радикальный настрой – фракция дала рекордные 20 голосов из 21 (отсутствовала только Злата Огневич).

Депутаты фракции «Батькивщина» Юлии Тимошенко, если и хотели продемонстрировать слияние в едином порыве, то им это не удалось – только 12 голосов из 17, включая Юлию Тимошенко, остальные 7 депутатов отсутствовали. И, наконец, группа «Воля народа», во многом также состоящая из бывших «регионалов», дала 17 голосов из 19, включая главу группы Игоря Еремеева, его заместителя Андрея Деркача, Владимира Литвина, Михаила Поплавского и других парламентариев.

Если говорить о содержании постановления, то Верховная Рада, ссылаясь на решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 18 февраля 2015 года, введенное в действие указом президента от 2 марта 2015 года №116, одобрила обращение к Совету Безопасности ООН и Совету Европейского Союза о разворачивании на территории Украины международной операции по поддержанию мира и безопасности.

Обращение Верховной Рады с подачи президента к Совету Безопасности ООН стоит рассматривать в связке с другими решениями, принятыми в тот же день. И в первую очередь речь о внесении поправок в Закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Верховная Рада, опять-таки по инициативе президента, по факту остановила статьи 2-9 закона об особом порядке и перенесла время вступления их в силу до момента, когда начнут работу местные советы на территории Донецкой и Луганской областей, избранные на внеочередных выборах. Эксперты Главного научно-экспертного управления Верховной Рады в своем заключении обращают внимание, что по итогам принятия поправок действующими остаются только статья 1 (где, собственно, идет речь о введении особого порядка местного самоуправления) и статья 10 («Заключительные положения»).

Эксперты управления обращают внимание, что раз основное содержание Закона – это как раз статьи 2-9, чье вступление в силу Верховная Рада переносит на будущее, то логично было бы приостанавливать весь Закон в целом – до того момента, когда новые местные советы вступят в свои полномочия и приступят к работе. То есть, по факту Верховная Рада по инициативе президента Порошенко на время приостановила действие Закона об особом порядке местного самоуправления. И хотя с юридической точки зрения Закон формально остается действующим, действие его основных статей приостанавливается до неизвестного момента, поскольку непонятно, когда пройдут выборы на территории ДНР и ЛНР, а тем более, когда новые местные советы смогут приступить к работе.

И, наконец, Верховная Рада, опять-таки по инициативе президента, закрепила территорию, на которую распространяется особый порядок местного самоуправления. Точнее, будет распространяться. Еще точнее, будет распространяться после того, как приступят к работе сельские, районные, районные в городах, городские и областные советы, избранные на территории самопровозглашенных ДНР и ЛНР. То есть, в переводе с юридического на человеческий, на сегодняшний день закон об особом порядке местного самоуправления для территории ДНР и ЛНР не действует. Но, возможно, будет действовать в будущем. Если будет.

Итак, есть обращение украинских властей к Совету Безопасности ООН. Теперь дело за членами СБ. Решение «за» требует соответствующей резолюции Совета Безопасности. Как может выглядеть миротворческая миссия под эгидой ООН?

Кандидат юридических наук Альфия Каюмова приводит перечень терминов, использующихся ООН для обозначения проводимых миротворческих операций:

- прекращение огня и разведение сторон – когда исполнители операции стремятся способствовать созданию атмосферы, благоприятной для ведения переговоров;

- превентивное развертывание сил – размещение контингента ООН до возникновения конфликта с целью создания атмосферы, благоприятной для достижения политического урегулирования;

- охрана гуманитарной деятельности – миротворческая операция с целью защиты и поддержки при оказании гуманитарной помощи;

- осуществление всестороннего мирного урегулирования – сложные комплексные операции, преследующие решение самых различных задач (например, предоставление гуманитарной помощи, контроль за соблюдением прав человека, наблюдение за проведением выборов, помощь в координации усилий по восстановлению экономики и т.д.)

Если оценивать решения Верховной Рады в политической плоскости, то возникают минимум три спорных вопроса. Во-первых, непонятно, как инициатива о введении миротворческого контингента на Юго-Восток увязывается с «Комплексом мер по выполнению Минских соглашений» от 12 февраля этого года. В тексте, который подписали представитель ОБСЕ Хайди Тальявини, второй президент Украины Леонид Кучма, посол России в Украине Михаил Зурабов, а также Александр Захарченко от имени ДНР и Игорь Плотницкий от имени ЛНР, такой договоренности нет.

Во-вторых, решения Верховной Рады, принятые с подачи президента Петра Порошенко, фактически «помножили на ноль» пункт №4, закрепивший договоренности:

- начать диалог о проведении местных выборов в соответствии с законами Украины и законом «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», «а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона»;

- не позже, чем через 30 дней с даты подписания «Комплекса мер» (т.е., начиная с 12 февраля) «принять постановление Верховной Рады с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 года.

А в сухом остатке, по итогам голосования депутатов ВР, получается, что территория действия особого режима есть, а вот самого режима по факту нет – потому что ключевые статьи Закона «Об особом режиме» не действуют. То есть, отдельные районы Донецкой и Луганской области получат особый режим – но только после проведения местных выборов. А местные выборы должны пройти, в том числе, в соответствии с законом об особом режиме, который приостановлен. Получается новая версия «Сказки про белого бычка». Собственно, первые обвинения в срыве Минских соглашений в рамках этого сюжета уже зазвучали. 15 марта президент Порошенко в интервью немецкой Bild превентивно заявил, что Минские соглашения не работают: «Правда заключается в том, что соглашение не работает». А сразу после голосования в Верховной Раде ответно отреагировали представители ДНР и ЛНР, обвинившие киевские власти в срыве договоренностей и выдвинувшие ультиматум об отмене решений, принятых Верховной Радой.

А если вместо выполнения мирного плана стороны каждая по-своему трактуют его пункты, одновременно обвиняя друг друга в невыполнении обязательств, то велик риск, что рукой подать до новой вспышки кровопролитного и разрушительного конфликта на Донбассе.

Сергей Слободчук - политолог

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net