Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

27.04.2015 | Марина Войтенко

Прогнозы и условия их сбываемости

24 апреля МЭР представил предварительные оценки итогов первого квартала-2015 и версии прогнозов на текущий год и ближайшую трехлетнюю перспективу. Январско-мартовское снижение ВВП составило 2,2%, промвыпуск сократился на 0,4%, грузооборот транспорта – на 1,7%, инвестиции в основной капитал – на 6,0%, розничный товарооборот (измеритель потребительского спроса) – на 6,7%. Тем не менее, в министерстве видят «существенные элементы финансовой и макроэкономической стабилизации».

Так, в частности, спад в реальном секторе оказался заметно меньше предполагаемого еще в начале года на мировых рынках наметилась относительная нормализация конъюнктурных условий по основным товарам российского экспорта (нефтецены, например, держатся на уровне, превышающем $60 за баррель), валютный курс приблизился к коридору своих фундаментальных значений, инфляция же (особенно в апреле) в недельном темпе вернулась практически к уровню прошлого года[1].

Повысилась уверенность участников рынков, сальдированный финансовый результат предприятий и организаций после январского провала по итогам зимы в целом вернулся в положительную область. Сезонно сглаженная динамика основных экономических показателей в помесячном выражении улучшается. Наблюдаемые тренды позволили МЭР сделать вывод, что текущая рецессия продлится три квартала и в конце года начнется экономическое оживление, которое перерастет в 2016-ом в компенсационное расширение потребительского и инвестиционного спроса при восстановлении запасов, а также поддержке общей динамики со стороны чистого экспорта и импортозамещения. Выход экономики РФ на докризисный уровень ожидается (по различным сценарным расчетам) в 2017-2018 годах.

Следствием наблюдаемой картины стал пересмотр прогноза-2015. Оптимистический сценарий исходит из более высоких цен на нефть и смягчения или частичной отмены санкций. ВВП в этом «раскладе» упадет на 2,5% в текущем году, но может прибавить 3,1% уже в 2016-ом с нарастанием темпа до 3,3% к 2018 году.

В базовом варианте спад экономики скорректирован до 2,8% (ранее предполагалось 3%), промпроизводства – до 1,3% (1,6%), инвестиций – до 10,6% (13,5%), инфляции на конец года – до 11,9% (с 12,2%), среднегодовой – до 15,7% (с 15,9%). Прогноз по среднегодовому валютному курсу повышен до 60 руб./$ (с 61,5). При этом в целях обеспечения дополнительной устойчивости бюджета-2015 (дабы не было соблазна «раздувать» госрасходы) сохранены консервативные оценки по стоимости нефти – $50 за баррель.

Для прогноза на 2016-2018 годы предпосылками являются пошаговый рост нефтецен на $10 за баррель ежегодно и сохранение режима санкций с трудностями для доступа к глобальному рынку капитала. Ожидается постепенное снижение оттока капитала – $60, $50 и $40 млрд. соответственно; улучшение текущего счета платежного баланса $63, $75 и $92 млрд.; укрепление курса рубля – до 52 руб./$ к 2018 году. Это позволит ЦБ РФ продолжить снижение ключевой ставки (очередное такое решение, как минимум до 13%, ожидается 30 апреля), банкам – расширять кредитные портфели.

Предполагается, что реальные доходы населения возрастут в 2016 году на 1,1%, а в 2017-2018 годах приблизятся или достигнут уровня в 3% в год. Это позволит расти и торговой рознице – на 1,4%, 3,2% и 3,8%. При этом безработица после пика-2015 до 6% будет плавно снижаться до 5,8-5,7%.

Рост ВВП в МЭР видят в 2016 году на 2,3%, 2017-2018 годах – по 2,5%, промвыпуск разгонится на трехлетнем треке с 1,5% до 2,1%. Вместе с тем, доля инвестиций в ВВП еще не дойдет до докризисного уровня, хотя их динамика будет положительной – 3,0-3,4%. При этом расти будут преимущественно частные вложения, государственные (в силу бюджетных ограничений) станут отставать даже от уровня-2015. Торможение коснется и инвестпрограмм естественных монополий – индексации их тарифов предполагается проводить не выше, чем на уровень инфляции.

Дополнительным источником средств (опять же по сути частных инвестиций) должно стать сохранение обязательной накопительной составляющей пенсионной системы, решение о котором было принято 23 апреля. Согласно расчетам Минэкономразвития, в ближайшие три года это даст экономике 1,1 трлн. рублей. Минфин ожидает, что эффект от возврата[2] пенсионных накоплений почувствуется уже в 2016 году. В Банке России, в свою очередь, уже приступили к подготовке поправок к законодательству и нормативные акты, которые должны повысить интерес негосударственных пенсионных фондов (НПФ) к долгосрочным инвестициям в фондовый рынок и в инфраструктурные проекты.

В частности, предполагается упрощение и удешевление привлечения пенсионных средств в облигации, выпускаемые инфраструктурными организациями, которые создаются в форме концессий (государственно-частное партнерство). С этой целью ЦБ РФ планирует разрешить НПФ инвестировать в концессионные инфраструктурные облигации без рейтингов, если они включены в высший котировальный список Московской биржи. Кроме того, предполагается постепенное ограничение доли инвестиций НПФ в банковские депозиты к началу следующего года до 40% (в настоящее время – максимум 80%)[3].

Способствовать улучшению делового климата должен предусмотренный «Основными направлениями налоговой политики на 2016-2018 годы» (проект внесен Минфином в правительство 23 апреля) трехлетний мораторий на увеличение фискальной нагрузки. Конечно, значительная часть предлагаемых на 2016-2018 годы налоговых мер уже были объявлены ранее. В последнем же варианте документ содержит прямой отказ от законодательных инициатив, приводящих к росту обязательных платежей для субъектов экономики. Однако, как подчеркнул замминистра финансов Сергей Шаталов, «это не означает возможности появления точечных, в том числе и глубоких, изменений в налогообложении не ухудшающих положение налогоплательщиков». При этом в «Направлениях» не содержится обещания продолжать политику неувеличения фискального бремени и/или непереформатирования его структуры по окончании трехлетки, в 2019 году. Для реализации крупных проектов не слишком комфортный срок неизменности правил. Бизнес-сообщество и ранее определяло его минимум в пять лет, необходимых для эффективного инвестиционного планирования.

По совокупности же всех обстоятельств (как конъюнктурных, так и институциональных) даже базовая оценка Минэкономразвития по динамике ВВП в 2016–2018 годах выглядит чрезмерно оптимистичной. Неудивительно, что правительство поручило МЭР доработать макроэкономический прогноз на следующую трехлетку, взяв за основу цены на Urals в $60, $65 и $70 за баррель соответственно (против расчетных ориентиров ведомства в $60, $70, $80). Кроме того, ведомству поручено уточнить показатели демографического роста, роста валового внутреннего продукта, реальных располагаемых доходов и заработной платы населения, а также потребительских цен, прибыли предприятий, добычи нефти.

Скепсис в отношении предложенных Мрнэкономразвития параметров будущей экономической динамики имеет под собой объективные основания. Потребительский спрос снижался и на протяжении прошлого года (за исключением ажиотажных ноября-декабря, когда население, хеджируя валютные риски, перекладывало свои сбережения в товары), а по итогам первого квартала-2015 продемонстрировал резкий обвал. При этом рассчитываемый Росстатом индекс потребительской уверенности находится на уровнях, последний раз фиксировавшихся в начале 2009-го, когда экономический спад достигал 10% год к году. Строительство и инвестиции в основной капитал демонстрируют нисходящую динамику третий год подряд, и большинство экспертов уверено, что «дно» еще не пройдено. В этих условиях трудно ожидать и успехов в наращивании экспорта.

Поэтому ожидания многих аналитических команд много жестче, чем у МЭР. Так, консенсус-прогноз опрошенных Bloomberg аналитиков, на текущий год – углубление спада до 4,% во втором и до 5,9% в третьем квартале, а в четвертом – замедление падения до 3,9%. Согласно расчетам Внешэкономбанка, при базовой цене на нефть $50 экономика упадет на 4,8%. В центре развития НИУ ВШЭ полагают, что падение инвестиций по итогам года составит около 15%, а ВВП – 5-5,3%. И это – еще не самый пессимистичный вариант.

Сбываемость прогнозов, уверены большинство экспертов, напрямую определяется содержанием экономической политики, ее «настройкой» на устранение структурных (прежде всего, институционально-регулятивных) ограничений экономическому росту. Представленный к обсуждению 22 апреля проект основных направлений деятельности правительства до 2018 года (ОНДП) стал, по сути, первым шагом на пути к осознанной структурной повестке.

Многие СМИ сразу отметили, что из документа исчез раздел «Новая модель роста», который был там еще в мартовском варианте. Однако комплекс мер для структурных реформ экономики в ОНДП остался. Речь идет о таких позитивных шагах, как учреждение единого центра для поддержки несырьевого экспорта, создание института развития малого предпринимательства, серьезным новациям в накопительной пенсионной системе и финансовом секторе в целом. Абсолютно четко определено, что в среднесрочной перспективе рост регулируемых тарифов будет ориентирован на целевые показатели Банка России по инфляции» (4% в 2017 году). Достигаться это будет «за счет сокращения операционных расходов и корректировки инвестиционных планов», что в свою очередь «позволит повысить отдачу на вложенный капитал, ограничить рост тарифной нагрузки для финансирования не обеспеченной будущим спросом инфраструктуры и повысить эффективность менеджмента компаний».

Предполагается широкое обсуждение алгоритмов решения ряда задач (в том числе и о повышении пенсионного возраста), и это вселяет надежду на закрепление практики диалога власти, бизнеса и гражданского общества в сфере экономики и социальной политики. С точки зрения эффективности такого подхода весьма показательна открытая дискуссия о судьбе обязательных пенсионных накоплений, развернувшаяся в прошлом году. Позиция бизнеса была высказана неоднократно на всех уровнях власти, а граждане проголосовали переходом в НПФ (перестали быть «молчунами»). На сегодня, по данным Минфина, около 52% россиян – будущих пенсионеров выбрали накопительную пенсию. Так что, стратегическое решение о сохранении обязательной накопительной компоненты пенсионной системы по существу – продукт консенсуса между властью, бизнесом и гражданским обществом и несомненно, шаг вперед по пути к структурным преобразованиям. Однако ясно и то, что для их успешной реализации потребуются и другие меры, направленные на обустройство финансового рынка, перезагрузку самой пенсионной системы (включая администрирование взносов[4]).

Кроме того, по мнению большинства экспертов, цели, поставленные в ОНДП либо достаточно скромны (например, рост доли накопления в ВВП с текущих 17,9% до 22-24%, а для темпов вровень с общемировыми нужно не меньше 30%), либо при имеющемся инвестклимате нереалистичны (создать 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест и т.п.). Повышение же комфортности деловой среды продвигается крайне медленно. Проектом ОНДП к 2016 году предусмотрена полная реализация программы «национальная предпринимательская инициатива». Согласно информации Агентства стратегических инициатив, фактическое исполнение ее показателей составляет от 22% (по налогам) до 89,7% (по развитию оценочной деятельности).

Как видим, прогнозные оценки по-прежнему различаются едва ли не полярно, отражая крайнюю неустойчивость макроэкономической ситуации, а проект направлений деятельности правительства пока содержит мало конкретики. Многое будет зависеть как от качества и масштаба дискуссии по обозначенному «плану действий», так и от содержания конкретных поручений правительства в его развитие. Впереди, таким образом, серьезная «переверстка» задач и правительства, и прогнозов его экономического блока.

Марина Войтенко – экономический обозреватель

[1] В начале месяца недельный шаг роста потребительских цен, по данным Росстата, две недели подряд (по 13 апреля) составлял 0,1%, но с 14 по 20 апреля он увеличился до 0,2%. Тем не менее, с начала апреля инфляция подросла только на 0,5%. То есть, даже если недельный темп сохранится на уровне 0,2% итог апреля будет вполне сопоставим со скоростью-2014 того же месяца – 0,9%. В правительстве и ЦБ РФ полагают, что этот тренд будет устойчивым, и инфляция-2015 повторит ту динамику, что наблюдалась в 2009 году. Тогда за первые четыре месяца она составила 6,1%, а за весь год – 8,8%. Минфин ожидает, что по итогам апреля-2015 с начала года потребительские цены прибавят 8,1-8,2%.

[2] Напомним, в 2014 году правительство России ввело мораторий на формирование накопительной части пенсий, все пенсионные взносы за этот год были перечислены в страховую часть. Затем мораторий был продлен на 2015 год.

[3] Предусмотрено также и дополнительное стимулирование вложений НПФ в более длинные и, как следствие, более доходные активы. Сейчас пенсионные управляющие получают лишь success fee – процент от заработанного за год инвестиционного дохода. Регулятор рассчитывает, что с введением для них management fee – постоянной части вознаграждения, не зависящей от результата инвестирования, которую получают управляющие всеми другими видами средств, заинтересованность НПФ в инфраструктурных облигациях существенно возрастет.

Стать менее зависимыми от волатильности рынков и не отражать результаты переоценки стоимости имущества в ежедневном режиме НПФ позволит введение нормы о разделении портфелей ценных бумаг, цены одного из которых будут определяться по формуле дисконтирования к погашению.

[4] Кстати, прямого предложения передать администрирование социальных платежей налоговой службе проект «Основных направлений налоговой политики на 2016-2018 годы» не содержит. Однако Минфин все же включил в документ слова о необходимости еще раз подумать об эффективности взимания взносов Пенсионным фондом. То есть, дискуссия о передаче ФНС администрирования взносов не закрыта.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net